Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Жигули – это больше, чем просто советская (а затем и российская) малолитражка. Это автомобиль-явление, который дал возможность жителям СССР по-новому взглянуть на частный автотранспорт, став по-настоящему массовой машиной для миллионов советских граждан – ведь с 1970 до 1988 года было выпущено почти пять миллионов «копеек» различных модификаций. Не зря ведь в 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом «За Рулем», именно ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века. Однако с «копейкой» при этом связано множество мифов, первые из которых появились в обиходе еще до начала серийного производства «русского Фиата»! А за долгие годы выпуска первая модель обросла целой вереницей домыслов и баек, постоянно развиваемых «гаражными корифеями». Сегодня мы попытаемся отделить правду от небылиц, вспомнив факты из истории легендарной «копейки».

П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали «сыпаться» на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной «бельгийской мостовой» кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, «натурные» испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Двигатель Fiat 124 был выполнен по схеме OHV – то есть, с нижним расположением распределительного вала

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты — в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали «окорока» колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в «итальянце». Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно «укрыт» мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя «ахиллесова пята» — печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

А еще Москвич был куда более неприхотливым — он спокойно «переваривал» низкосортные масла и «семьдесят шестой» бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов — топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения. Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент.

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) удобнее, чем в «копейке», где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

«Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов!

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года)

В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (21011, 2105) были разработаны уже собственными силами.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года «копейки» оснащались более угловатыми «клыками» бамперов производства Fiat, а также «фиатовскими» стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось — в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали «соплатформенным» Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы «Автоэкспорт» поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ — так называемый «соцлагерь». Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы «копейка» начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги»

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку»

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое — до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Праворульная «копейка» — было и такое!

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно Жигули! Правда, интерес к «копейке» за рубежом к этому времени стал стремительно угасать — для избалованных «европейцев» первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство «чистой единички» весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей «наследницу» ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде трёхдверной «восьмерки» и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки

Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий ВАЗ-2106 в 1990-1991 годах.

В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой».

В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку».

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!

Причем существует версия, что это произошло не случайно из-за его агрессивной манеры вождения, а на спор! Дескать, после футбольного матча Высоцкий решил взять «на слабо» соседа-владельца таких же Жигулей, но зелёного цвета. Два азартных болельщика решили поехать навстречу друг другу и выяснить, кто из них отвернёт в сторону первым. Увы, в споре проиграли оба автовладельца, ощутимо разбив и серую, и зелёную «копейки», что и послужило поводом для написания шуточной «Песни автозавистника».

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им автомобили иностранного производства вроде представительского седана Mercedes W116.

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

В ходе многочисленных переговоров советским специалистам удалось «отстоять» верхнее расположение распределительного вала, согласившись при этом на использование чугуна для изготовления блока цилиндров вместо алюминия, на котором наши представители настаивали ранее.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной — особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо «жигулёвского» группы «Г» что угодно — «москвичёвское» марки АС-8 или даже «камазовское» масло.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов — дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях — и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин «распредвальной проблемы» ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно «копейка» позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине — и даже не за рулём, а из роддома.

Источник

Как в СССР появился автомобиль «Жигули»?

Часть 2

С конвейера автозавода в Тольятти в 1970 году начали массово сходить разные модели автомобилей ВАЗ, начиная с «копеечки». Что же с ними стали делать хозяева, советские автолюбители, привыкшие к тому, что машину постоянно надо доводить до ума?

Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи

В руки советских автолюбителей попала машина, которая может легко быть обслужена даже непрофессионалами. Колеса держали давление воздуха, тормозная система функционировала без ежегодного прокачивания.

Недостатком машины, с точки зрения многих советских автолюбителей, было то, что она потребляла не 76-й бензин, на котором тогда бегали «Запорожцы» и разные «ЗИЛы» и «Газики», а ей был нужен Аи-93. И хотя разница в цене у этих бензинов была, в общем-то, копеечной, но водительские массы изо всех сил старались как-то перевести свои «копеечки» на более дешевый А-76 (на АЗС в те времена продавали А-72, А-76 и этилированный Аи-93).

Методы перевода «Жигулей» на А-76

В те годы в журнале «За рулем» публиковались письма автолюбителей и рекомендации разнообразных экспертов о различных методах перевода ВАЗ-2101 на А-76. Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи Фото: Depositphotos

Где-то изготавливались и массово продавались какие-то сеточки, которые вроде бы надо было надевать не то на свечи, не то на клапана, и это вроде позволяло «кормить» «Жигули» бензином А-76. Кто-то здорово разбогател, а множество автолюбителей, купившихся на рекламу «революционного» метода, либо успели демонтировать эту дрянь, либо перегрели, а то и запороли двигатели своих машин.

Были статьи, которые предлагали для возможности использования на «копеечке» бензина А-76 расточить головку блока цилиндров. Тут тоже далеко не всегда получался нужный эффект — можно было просто запороть важную деталь двигателя, что автоматически влекло его смену или капиталку.

Отец тоже захотел перевести нашу «ласточку» на А-76, но растачивать головку блока цилиндров не захотел — на примере некоторых знакомых он убедился в опасности этой меры. Прочитав про сеточки на свечи, он попытался понять, как это могло бы действовать, и когда наш знакомый купил их и поставил себе на машину, попытка их применения доказала ему, что и этот подход не работает.

А вот купить дополнительную прокладку и поставить ее — отец решился. И после этого наша «ласточка» стала бегать, может быть, не так резво, но зато заправляли ее уже более дешевым бензином А-76. Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи Фото: Depositphotos

Кстати, большинство водителей, хотевших перевести свою «копеечку» на А-76, просто имели доступ к казенному бензину или работали на грузовом автомобиле. Тогда, перейдя на низкооктановый бензин, они просто могли за него не платить или платить намного меньше.

Тюнинг

Многие начинающие автолюбители, обожавшие свою «манюню», не только пыль с нее сдували (в смысле и берегли, и часто мыли), но старались как-то ее улучшить.

Меняли руль на спортивную модель (достать такое было невероятно трудно, но сложности только раззадоривали их), ставили на багажник устройство, которое называли «антикрыло». Якобы на скорости поток воздуха, проходя через него, должен был прижимать заднюю часть автомобиля к шоссе, таким образом ведущие колеса получали лучшее сцепление с дорогой.

Так это было или не так, но ВАЗ-2101 приобретал вид… может быть, и футуристический, но очень странный. Как там было у Кассиля? «То ли испанский гранд, то ли румынский шарманщик» — ну не тянула «копеечка» на роль гоночной машины, как ты ни старайся.

Массовое производство автомобилей в СССР явилось причиной развития инфраструктуры страны: появлялись новые СТО, АЗС, ремонтировались дороги. Еще одно из направлений развития страны было вызвано тем моментом, что новые автомобили надо же было где-то хранить, на улице оставлять их было очень опасно, и тогда в стране появилось множество гаражных кооперативов.
Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи ГСК № 19 «Автолюбитель» в Нижнем Новгороде
Фото: Алексей Трефилов, ru.wikipedia.org

Гараж

Еще одно направление развития инфраструктуры советских городов. Появилось общество ВДОАМ (Всесоюзное Добровольное Общество Автолюбителей и Мотоциклистов), автолюбители туда вступали, платили взносы и получали возможность построить на арендованной обществом у города территории свой гараж. В каждом кооперативе строили гаражи одного типа. Где-то — из бетонных плит, где-то — кирпичные, в Ленинграде они обычно были или железные, или деревянные, обитые жестью.

В советское время гаражи были клубом по общим интересам. Где-то можно было выправить вмятину, где-то — покрасить кузов, где-то — что-то в кузове подварить. Были тут мастера по двигателям, по трансмиссии — по любой из автомобильных систем.

Мой отец обожал возиться с машиной. Тем более что это защищало его от необходимости заниматься текущей работой по дому. Большую часть выходных, часто вечерами и летом, и зимой, он проводил в гараже. Проверить то, проверить это, исправить обнаруженные недостатки. Наша «копеечка» не тюнинговалась, но зато работала как часы вплоть до ее продажи с пробегом около 400.000 км в начале 2000-х.

Иногда приходили соседи — за подсказкой, за инструментом. В нашем кооперативе владельцы гаражей были хорошо знакомы и помогали друг другу. После работы с автомобилем бывали и дружеские посиделки за стопочкой «чайку», но домой, по крайней мере в нашей компании, приходили вполне себе трезвые отцы семейств.

Каков результат принесло массовое производство легковых автомобилей в СССР? Резко увеличилось число автовладельцев, сильно выросло ВДОАМ, были проведены строительство и ремонт автомобильных дорог на территории СССР. Было построено множество гарантийных и ремонтных станций АвтоВАЗ, резко увеличилось количество автомехаников, специалистов по ремонту автомобилей.
Почему про первую модель автомобиля жигули говорили что она внутри больше чем снаружи Фото: Depositphotos

Во всех городах СССР появились гаражные кооперативы, множество людей сменили образ жизни: от проведения вечеров у телевизора или во дворе за забиванием «козла» и распитием пива перешли к ухаживанию за своими любимыми «ласточками» на территории гаражей или автостоянок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *