Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

Структура человеческой психики

Современная наука исходит из того, что по своей сути человек — двусоставное существо. Его эволюция привела в конечном ито­ге к вытеснению природного (животного) начала в человеке со­циальным (культурным, цивилизованным). Она подразделяет­ся на два крупных этапа — биологический и социальный (или культурный). Первый длиннее, второй короче.

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет на­зад прекратилось. К этому времени сформировались те фунда­ментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более про­должительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к куль­турной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом.

Развитие человека можно представить как процесс вытесне­ния природного начала социальным. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инстру­менты пианиста только в процессе культурной эволюции.

У человека и животного есть общие и отличительные чер­ты. С высшими животными человека роднит наличие психики(от греч. psychikos — душевный) — совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, па-

мять и т.п.). А отличает от животных наличие сознания— высшей формы психики.

Психика — свойство высокоорганизованной материи по­добно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психикаособая форма отражения действитель­ности, появляющаяся на определенной ступени биологиче­ской эволюции. Ее содержание — результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи гово­рят о личности, они подразумевают прежде всего психику.

Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр 3. Фрейд (18561939).Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области че­ловеческой культуры — мифологию, фольклор, художест­венное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только то природное начало, которое проявляется, когда человек некультурно себя ведет, но и то, что он от себя и от других скрывает. А еще точнее — что прячет от нас сама природа.

В структуре личности Фрейд выделил три главных компо­нента — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания.

Подсознание («Оно»)включает:

биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытесненные желания и влечения за­претного свойства (интимные побуждения);

вытесненные желания: безуспешные попытки добить­ся чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаенная оби­да, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.

Наше подсознание впору уподобить социальному дну лич­ности, куда, как в сточную канаву, сливаются все осадки ду­ши и неудачно прожитые мгновения. Но это будет лишь поло­вина правды. Одновременно подсознание — природные запасы души. Как из недр качают нефть, которая дает энер­гию и свет, так и подсознание служит для нас неистощимой кладовой энергии.

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте«Оно» — зерно, из которого произрастают в процессе соци­ализации «Я» и «Сверх-Я». Это строительный материал лич­ности, резервуар инстинктивной психологической энергии — либидо. Мы не способны заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но сло­ва, проникающие в подсознание, искажают первозданный об­раз. Точно так современный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помощью электронного микроскопа (он уве­личивает в 40 000раз), сбивает элементарную частицу с ее тра­ектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший: «Мысль изреченная есть ложь». Бес­сознательное, согласно Фрейду, принципиально не может из­речь себя словами, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фанта­зиях, бреду. Подсознанием правит принцип удовольствия, с которым приходится постоянно бороться, часто делая то, что не нравится, что должно делать.

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

Структура психики по З.Фрейду

Сознание,или «Я»(Ego), — компонента личности, управ­ляющая нашими контактами с внешним миром. Когда чело­век появляется на свет, у него есть только биологические по­требности, требующие немедленного удовлетворения, которое

доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако постепенно родители, а затем и окружающие приуча­ют ребенка ограничивать проявление естественных надобнос­тей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстанов­кой, делать то, что должно.

Так, в процессе воспитания человек приучается ограни­чивать себя. Со временем формируется его «Я», им управ­ляет другой принцип — принцип реальности. Он вынужда­ет нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельст­вами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не по­верять первому встречному душевные порывы, обманы­ваться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только чер­ствыми, бездушными, прагматичными, но также предпри­имчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности «Я». Можно выразиться и так: фундамент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им.

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

Сознание двухчастно: а) рассудок, разум, логика, б) цензу­ра. Рассудок отбирает из окружающего мира лишь то, что со­ответствует самосохранению и утверждению «Я». Остальное отбрасывает. Но тот, кто занимается подобной сортировкой, и называется цензором.

Сверхсознание— «Сверх-Я». Эта часть структуры лично­сти разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это закрепившиеся в человеке культур­ные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, зако­ны. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств.

Иначе понимал сверхсознание П. Сорокин (1898—1968) — выдающийся русско-американский социолог, продолжив­ший традицию русских религиозных философов П. Флорен­ского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева.

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйтеНравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», всего лишь относитель­ны.Сознание и сверхсознание, по Сорокину, — два совершен­но разных мира. Один погружен в преходящее и временное, другой наполнен абсолютным и вечным. Нравственность и мораль — это заповедники самых возвышенных и вечных ис­тин, где человеку дышится необычайно легко.

Беда наступает, когда два мира путают местами. Когда аб­солютное люди превращают вотносительное, в обществе на­ступает хаос, а культура разрушается. Нравственное совер­шенствование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх — к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключи­тельно в горизонтальной плоскости — в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыст­ная альтруистическая любовь к ближнему, к Богу, сострада­ние, совесть, чувство вины, долга и т.д.

Поясняющий пример

Для изучения альтруистической любви П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американцев — современных носителей энергии любви. Он собирал исторические и личные свидетель­ства, экспериментально проверял их на студентах кол­леджей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альт­руистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных ин­ститутов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви. П. Сорокин установил, что в сравнении с другими груп­пами населения религиозные люди отличаются наи­большим долголетием. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот религиозные понятия и ценно­сти, придав им значение фундаментальных категорий.

Не все достигают вершин духа. Но великие религиозные деятели (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Мохандо

Ганди), великие духовные лидеры (Леонардо да Винчи, Ми-келанджело, Сократ, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и мно­жество подвижников духа — аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. — знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Яркие тому примеры — Елиза­вета Федоровна, сестра русской императрицы (продала все свое имущество и основала в начале XX в. Марфо-Мариинскую оби­тель милосердия), наша современница монахиня мать Тереза. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формиру­ют свою личность и укрепляют стабильность общества.

Понятия:психика, подсознание, сознание, сверхсознание.

Вопросы и задания

1. Чем похожи и отличаются психика животных и людей?

2. Охарактеризуйте структуру психики человека.

*3. Проанализируйте роль природных и социальных факто­ров в процессе эволюции человека. Укажите роль таких факторов, как возникновение речи, развитие мозга и осво­ение огня.

*4. Расскажите о теории 3. Фрейда и понимании сверхсозна­ния П. Сорокиным. Проведите между ними разграничение.

*5. Почему развитие человека можно представить как про­цесс вытеснения природного начала социальным?

*6. Как связаны в теории Фрейда принцип реальности и цензура?

‘Проблема.Когда говорят о «внутреннем голосе» челове­ка, какую составляющую его психики имеют ввиду?

Практикум.Перед вами таблица. Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа — определения. Но те и другие не согласуются по строке. Какому названию какое определение должно соответствовать?

НазваниеОпределение
ПодсознаниеСовокупность рассудочных правил
СознаниеОбласть нравственных чувств
СверхсознаниеСфера вытесненных желаний

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте§ 18 (§ 39). Элементы человеческой психики и сознания

Важную роль в организации психической жизни человека иг­рают инстинкты и рефлексы— то, что совершенно им не кон­тролируется и полностью задано природой. Инстинкт само­сохранения (выживания) — самый важный из них, обуслов­ливающий многие действия людей. Вы обожглись или уколо­лись и тут же отдернули руку. Болевой стресс — это физиоло­гическое предупреждение, что вы переступили черту и нару­шили инстинкт самосохранения. Каждое живое существо борется за свою жизнь и сохранение себя.

Рядом располагаются потребности— также малоуправляе-мые побудители действий. Вы проголодались и немедленно спе­шите утолить голод. Из курса обществознания для 8—9 классов вам известно, что, согласно теории А. Маслоу, потребности обра­зуют некую иерархию. Вслед за потребностями следуют при­вычки— приобретенные человеком способы удовлетворять по­требности и реагировать на инстинкты. Привычек у каждого — десятки и сотни тысяч. Они, как мельчайшие атомы, соединяю­щиеся в молекулы, составляют ткань повседневного поведения. Ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать, закрывать за собой дверь, обходить стороной высокие препятствия и т.д. — ваши повседневные помощники, присутствие которых вы и не должны замечать. Они — как хорошие слуги: все делают авто­матически, вовремя и подходящим способом.

Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одномдействуют автоматически, неосознанно. Но спо­соб их приобретения разный. Привычки надо тренировать, они закрепляются только после долгого повторения. Сколь­ко месяцев требуется родителям для того, чтобы научить ре­бенка ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать их? Дни, месяцы, годы? Сколько уходит времени и сил, чтобы отучить его ползать и научить передвигаться на двух ногах? А сколько еще полезных и важных привычек приходится ро­дителям привить ребенку, отправляющемуся в долгое плава­ние по жизни?! Не открывай дверь незнакомым, чисти зубы два раза в день, не плюй на пол и т.д. и т.п.

Привычкирезультат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, режестихийного. Вы

приехали на месяц в гости к родственникам и вскоре поняли, что утром лучше вставать попозже. Тогда освободится ванная и туалет, вы не будете мешать, раздражать их и т.д. Вскоре у вас вырабатывается привычка вставать позже. Но вот вы вер­нулись домой, и привычка отмерла за ненадобностью. Это на­ши временные помощники. Множество привычек вы приобре­таете вшколе, на улице, привозите с собой из лагеря отдыха, из туристического похода и т.д.

Итак, привычки бывают: временные и постоянные, инди­видуальные и коллективные. Пример коллективной привыч­ки — просмотр телесериалов. Каждый день, побросав все до­машние дела или одновременно с ними, многие жадно всматриваются в телеэкран. Потом события обсуждаются при встречах с соседями и знакомыми, за праздничным столом, об­суждаются по телефону и т.д. К телевизорам в определенное время автоматически устремляются миллионы людей всех воз­растов, сословий, национальностей. Когда время просмотра из­меняется или сериал прекращается, у них возникает ощуще­ние, будто их в чем-то обокрали.

Более сложным образованием выступают мотивыосмыс­ленные побудители действия. Сыщик, раскрывая преступле­ние, в первую очередь старается обнаружить скрытые мотивы поступка — корыстную цель, определенный интерес. Один стре­мился присвоить тетушкино наследство, другой — свести счеты сдавним соперником, а третий — отомстить за поруганную честь. Сыщик помнит заповедь: узнай мотивы, и ты устано­вишь виновника, а следовательно, и причины преступления.

Выше этажом в нашей психике расположен огромный мир чувств. С определением чувства вы встретились в первой гла-

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

ве этой книги. Чувств очень много, и они разнообразны по сво­ей природе — от простейших ощущений и промежуточных эмо­ций-переживаний до сложнейших социальных чувств.

Сложность чувств объясняется тем, что одни из них опре­делены нашей физиологической конституцией. Их комбина­цию чаще всего именуют темпераментомтипом психиче­ского склада индивида. Различают сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Другие чувства определяются одновременно социальным окружением и внутренним миром человека. Многие чувства можно и нужно воспитывать, на­пример чувство порядочности, чувство долга, чувство уваже­ния к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли.

Сила волиспособность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности, преодо­левать препятствия. В основе труда, как и в основе воспита­ния, лежит сила воли. На ней, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного об­разования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое, определяющее характер человека. Какие бы­вают характеры? Чем различаются характер и темперамент?

Иметь характер еще не значит стать личностью. Лич­ностьвысшее достижение человеческих усилий, ре­зультат кропотливой работы над своим духовным ми­ром. Характер придает человеку индивидуальность. Если у вас есть характер — вы индивид, но еще не личность.

Разнообразие мира чувств есть душевное богатство челове­ка. Отзывчивость, сострадание, чистосердечность и многое

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйтеВсе названные выше элементы внутреннего мира человека образуют сложные конфигурации, поэтому наши поступки — чаще всего результат целой совокупности мотивов, целей, ценностей, устремлений. Одной из таких конфигураций вы­ступает деятельность.

Деятельность внутренняя (психическая) и внеш­няя (физическая) активность человека, регулируемая со­знанием.Деятельность включает: цель, средства, резуль­тат, действия (сам процесс).

Отдельные действия краткие: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в це­почку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельнос­ти. Однократное посещение магазина — действие, но повторя­ющееся хождение туда — это уже деятельность. Отдельные действия, связанные с домашним хозяйством, объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядом расположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря дея­тельности людей.

Поскольку деятельность проявляется во всех сферах обще­ства, то ее виды классифицируются в соответствии с формами жизнедеятельности общества. Так, например, политическая деятельность относится к сфере политики, экономическая де­ятельность — к сфере экономики и т.д.

Ведущие в современном обществе виды деятельности — познавательная, информационная, интеллектуальная, ду­ховная, творческая. Приобщение к духовным ценностям вы­ступает не просто возможностью или пожеланием, но настой­чивой необходимостью. Общество, отставшее в развитии фундаментальных наук, высоких технологий, образования и культуры, обречено быть периферией мировой цивилизации. И наоборот. Страна, испытывающая материальные трудно­сти, падение экономики и производства, но сохранившая ин­теллектуальный потенциал, способна в короткие сроки на­верстать упущенное.

Понятия:инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, разум, дух, личность, деятельность.

Вопросы и задания

1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.

2. Почему привычки являются более простым психичес­ким образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.

3. Выберите в качестве объекта кого-то из членов своей семьи, знакомого или друга. Составьте его духовный и душевный портрет. Какие качества вы выделили бы в нем особо?

4. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать или тре­нировать силу воли? Расскажите об этом.

5. Раскройте проблему мотивов на конкретных примерах, например на своем собственном поведении или действиях литературных героев.

*6. Как вы думаете, чего больше должно быть в человеке — духовного или душевного богатства? Обоснуйте свою точку зрения.

*7. Охарактеризуйте взаимосвязь духовного, интеллекту­ального, художественного и информационного видов дея­тельности. В чем они сходны и чем различаются? ■ Проблема.Можно ли считать личностью каждого человека? Практикум.Продолжите высказывания:

Источник

Поясняющий пример

Для изучения альтруистической любви П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американцев — современных носителей энергии любви. Он собирал исторические и личные свидетель­ства, экспериментально проверял их на студентах кол­леджей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альт­руистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных ин­ститутов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви. П. Сорокин установил, что в сравнении с другими груп­пами населения религиозные люди отличаются наи­большим долголетием. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот религиозные понятия и ценно­сти, придав им значение фундаментальных категорий.

Не все достигают вершин духа. Но великие религиозные деятели (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Мохандо

Ганди), великие духовные лидеры (Леонардо да Винчи, Ми-келанджело, Сократ, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и мно­жество подвижников духа — аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. — знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Яркие тому примеры — Елиза­вета Федоровна, сестра русской императрицы (продала все свое имущество и основала в начале XX в. Марфо-Мариинскую оби­тель милосердия), наша современница монахиня мать Тереза. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формиру­ют свою личность и укрепляют стабильность общества.

Понятия:психика, подсознание, сознание, сверхсознание.

Вопросы и задания

1. Чем похожи и отличаются психика животных и людей?

2. Охарактеризуйте структуру психики человека.

*3. Проанализируйте роль природных и социальных факто­ров в процессе эволюции человека. Укажите роль таких факторов, как возникновение речи, развитие мозга и осво­ение огня.

*4. Расскажите о теории 3. Фрейда и понимании сверхсозна­ния П. Сорокиным. Проведите между ними разграничение.

*5. Почему развитие человека можно представить как про­цесс вытеснения природного начала социальным?

*6. Как связаны в теории Фрейда принцип реальности и цензура?

‘Проблема.Когда говорят о «внутреннем голосе» челове­ка, какую составляющую его психики имеют ввиду?

Практикум.Перед вами таблица. Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа — определения. Но те и другие не согласуются по строке. Какому названию какое определение должно соответствовать?

НазваниеОпределение
ПодсознаниеСовокупность рассудочных правил
СознаниеОбласть нравственных чувств
СверхсознаниеСфера вытесненных желаний

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте§ 18 (§ 39). Элементы человеческой психики и сознания

Важную роль в организации психической жизни человека иг­рают инстинкты и рефлексы— то, что совершенно им не кон­тролируется и полностью задано природой. Инстинкт само­сохранения (выживания) — самый важный из них, обуслов­ливающий многие действия людей. Вы обожглись или уколо­лись и тут же отдернули руку. Болевой стресс — это физиоло­гическое предупреждение, что вы переступили черту и нару­шили инстинкт самосохранения. Каждое живое существо борется за свою жизнь и сохранение себя.

Рядом располагаются потребности— также малоуправляе-мые побудители действий. Вы проголодались и немедленно спе­шите утолить голод. Из курса обществознания для 8—9 классов вам известно, что, согласно теории А. Маслоу, потребности обра­зуют некую иерархию. Вслед за потребностями следуют при­вычки— приобретенные человеком способы удовлетворять по­требности и реагировать на инстинкты. Привычек у каждого — десятки и сотни тысяч. Они, как мельчайшие атомы, соединяю­щиеся в молекулы, составляют ткань повседневного поведения. Ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать, закрывать за собой дверь, обходить стороной высокие препятствия и т.д. — ваши повседневные помощники, присутствие которых вы и не должны замечать. Они — как хорошие слуги: все делают авто­матически, вовремя и подходящим способом.

Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одномдействуют автоматически, неосознанно. Но спо­соб их приобретения разный. Привычки надо тренировать, они закрепляются только после долгого повторения. Сколь­ко месяцев требуется родителям для того, чтобы научить ре­бенка ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать их? Дни, месяцы, годы? Сколько уходит времени и сил, чтобы отучить его ползать и научить передвигаться на двух ногах? А сколько еще полезных и важных привычек приходится ро­дителям привить ребенку, отправляющемуся в долгое плава­ние по жизни?! Не открывай дверь незнакомым, чисти зубы два раза в день, не плюй на пол и т.д. и т.п.

Привычкирезультат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, режестихийного. Вы

приехали на месяц в гости к родственникам и вскоре поняли, что утром лучше вставать попозже. Тогда освободится ванная и туалет, вы не будете мешать, раздражать их и т.д. Вскоре у вас вырабатывается привычка вставать позже. Но вот вы вер­нулись домой, и привычка отмерла за ненадобностью. Это на­ши временные помощники. Множество привычек вы приобре­таете вшколе, на улице, привозите с собой из лагеря отдыха, из туристического похода и т.д.

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

Итак, привычки бывают: временные и постоянные, инди­видуальные и коллективные. Пример коллективной привыч­ки — просмотр телесериалов. Каждый день, побросав все до­машние дела или одновременно с ними, многие жадно всматриваются в телеэкран. Потом события обсуждаются при встречах с соседями и знакомыми, за праздничным столом, об­суждаются по телефону и т.д. К телевизорам в определенное время автоматически устремляются миллионы людей всех воз­растов, сословий, национальностей. Когда время просмотра из­меняется или сериал прекращается, у них возникает ощуще­ние, будто их в чем-то обокрали.

Более сложным образованием выступают мотивыосмыс­ленные побудители действия. Сыщик, раскрывая преступле­ние, в первую очередь старается обнаружить скрытые мотивы поступка — корыстную цель, определенный интерес. Один стре­мился присвоить тетушкино наследство, другой — свести счеты сдавним соперником, а третий — отомстить за поруганную честь. Сыщик помнит заповедь: узнай мотивы, и ты устано­вишь виновника, а следовательно, и причины преступления.

Выше этажом в нашей психике расположен огромный мир чувств. С определением чувства вы встретились в первой гла-

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйте

ве этой книги. Чувств очень много, и они разнообразны по сво­ей природе — от простейших ощущений и промежуточных эмо­ций-переживаний до сложнейших социальных чувств.

Сложность чувств объясняется тем, что одни из них опре­делены нашей физиологической конституцией. Их комбина­цию чаще всего именуют темпераментомтипом психиче­ского склада индивида. Различают сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Другие чувства определяются одновременно социальным окружением и внутренним миром человека. Многие чувства можно и нужно воспитывать, на­пример чувство порядочности, чувство долга, чувство уваже­ния к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли.

Сила волиспособность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности, преодо­левать препятствия. В основе труда, как и в основе воспита­ния, лежит сила воли. На ней, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного об­разования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое, определяющее характер человека. Какие бы­вают характеры? Чем различаются характер и темперамент?

Иметь характер еще не значит стать личностью. Лич­ностьвысшее достижение человеческих усилий, ре­зультат кропотливой работы над своим духовным ми­ром. Характер придает человеку индивидуальность. Если у вас есть характер — вы индивид, но еще не личность.

Разнообразие мира чувств есть душевное богатство челове­ка. Отзывчивость, сострадание, чистосердечность и многое

Почему привычки являются более простым психическим образованием чем мотивы ответ аргументируйтеВсе названные выше элементы внутреннего мира человека образуют сложные конфигурации, поэтому наши поступки — чаще всего результат целой совокупности мотивов, целей, ценностей, устремлений. Одной из таких конфигураций вы­ступает деятельность.

Деятельность внутренняя (психическая) и внеш­няя (физическая) активность человека, регулируемая со­знанием.Деятельность включает: цель, средства, резуль­тат, действия (сам процесс).

Отдельные действия краткие: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в це­почку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельнос­ти. Однократное посещение магазина — действие, но повторя­ющееся хождение туда — это уже деятельность. Отдельные действия, связанные с домашним хозяйством, объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядом расположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря дея­тельности людей.

Поскольку деятельность проявляется во всех сферах обще­ства, то ее виды классифицируются в соответствии с формами жизнедеятельности общества. Так, например, политическая деятельность относится к сфере политики, экономическая де­ятельность — к сфере экономики и т.д.

Ведущие в современном обществе виды деятельности — познавательная, информационная, интеллектуальная, ду­ховная, творческая. Приобщение к духовным ценностям вы­ступает не просто возможностью или пожеланием, но настой­чивой необходимостью. Общество, отставшее в развитии фундаментальных наук, высоких технологий, образования и культуры, обречено быть периферией мировой цивилизации. И наоборот. Страна, испытывающая материальные трудно­сти, падение экономики и производства, но сохранившая ин­теллектуальный потенциал, способна в короткие сроки на­верстать упущенное.

Понятия:инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, разум, дух, личность, деятельность.

Вопросы и задания

1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.

2. Почему привычки являются более простым психичес­ким образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.

3. Выберите в качестве объекта кого-то из членов своей семьи, знакомого или друга. Составьте его духовный и душевный портрет. Какие качества вы выделили бы в нем особо?

4. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать или тре­нировать силу воли? Расскажите об этом.

5. Раскройте проблему мотивов на конкретных примерах, например на своем собственном поведении или действиях литературных героев.

*6. Как вы думаете, чего больше должно быть в человеке — духовного или душевного богатства? Обоснуйте свою точку зрения.

*7. Охарактеризуйте взаимосвязь духовного, интеллекту­ального, художественного и информационного видов дея­тельности. В чем они сходны и чем различаются? ■ Проблема.Можно ли считать личностью каждого человека? Практикум.Продолжите высказывания:

2. Наши чувства определяются.

3. Деятельность включает в себя.

4. Деятельность отличается от действия.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 233 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *