Почему предания называют поэтической автобиографией народа что такое автобиография
Предания как поэтическая автобиография народа
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
Просмотр содержимого документа
«Предания как поэтическая автобиография народа»
Тема: Предания как поэтическая автобиография народа
Цели урока: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий – государственными деятелями; воспитать чувство ответственности человека за окружающий мир.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразит., схематичной, модельной форме.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.
— Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.
ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.
Введение в тему. Интрига.
Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:
— Что на свете слаще всего?-сон
— Кто на себе дом носит?- черепаха
— Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?- Двое
Отчего собака лает? (не умеет говорить)
На какой вопрос нельзя ответить да? (на вопрос «Ты спишь?»)
Царская монета – грош, чем ее ты назовешь? (языком)
Несла бабка на базар 100 яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине?(ноль)
Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (подошва)
Из какой посуды нельзя ничего поесть? (пустой)
Когда человек бывает в комнате без головы? (когда высовывает ее из окна на улицу)
Чем оканчивается ночь и день? ( мягким знаком)
Где свету конец? (в темной комнате)
Вы молодцы. Умеете не только спрашивать, но и умно, толково отвечать. А догадались ли вы, как называются мои вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали интригу. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.
— Какова задача нашего урока?
Работа по теме урока.
1) Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».
«Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?
Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.
— Какие виды УНТ вы знаете?
Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Попробуйте сами дать определение этому слову. Что такое предание?
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре— равно значению приставки пере-).
— О чём или о ком народ мог складывать предания?
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
2) Предание «Воцарение Ивана Грозного».
— О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)
— Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
— Каким предстает перед нами Иван IV?
— С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
— Что хотел объяснить нам автор предания?
4) Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
— Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
— Почему же в преданиях появляется вымысел?
5)Предание «Петр и плотник»
— На что в первую очередь обращает внимание сказитель?
Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.
— Что называется фольклором?
Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?
Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)
Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)
Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)
Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.
Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.
VI. Подведение итогов урока (рефлексия
— Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)
— Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.
VII. Домашнее задание: стр.3-15
РАЗРАБОТКА УРОКА РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМЕ: «ПРЕДАНИЯ-ПОЭТИЧЕСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ НАРОДА».
Тема урока: «Предания – поэтическая автобиография народа»
Предмет : родная русская литература
Дидактические характеристики урока
создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;
развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;
удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;
формирование предметных знаний и умений.
знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;
обучение написанию сочинения-рассуждения;
работа над средствами выразительности;
ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;
ученик может построить логическую цепь рассуждений;
ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
ученик способен формулировать проблемы.
ученик может планировать свою деятельность;
ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
ученик может осуществлять целеполагание;
ученик может осуществлять коррекцию действий.
ученик может проводить анализ преданий;
ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;
ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.
Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.
метод проблемного изложения;
словари литературоведческих терминов (на парту);
Сообщение темы и целей урока
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Тема нашего урока – предания.
Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
Как по-другому называется УНТ?
Кто автор фольклора?
Назовите жанры фольклора.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
Узнать, что такое предание.
Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
Познакомиться со своеобразием языка преданий.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Попробуйте сами дать определение этому слову. Что такое предание?
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре— равно значению приставки пере-).
О чём или о ком народ мог складывать предания?
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
Почему же в преданиях появляется вымысел?
Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете?
Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?
Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)
Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)
Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)
Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.
Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.
Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.
А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию.
Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий.
Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник».
Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.
Какие цели мы поставили в начале урока?
Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
Предания как поэтическая автобиография народа. Предание «Пётр и плотник»
Урок 1. Русская литература 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Предания как поэтическая автобиография народа. Предание «Пётр и плотник»»
Сегодня на уроке мы:
— узнаем, что такое предание;
— поговорим о преданиях как о поэтической биографии народа;
— разберём предание «Пётр и плотник»
Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» начинается и заканчивается одной и той же фразой:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Что же такое предание?
Издавна находились грамотные люди, которые по приказу правителей или по собственному желанию записывали всё, что происходило в их стране, а также в соседних странах.
Так составлялись летописи, или, как их называли в западных странах, хроники.
Но летописи писались для правителей, а простой народ хранил память о былом в преданиях.
Предание — это устный рассказ о событиях или происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными и передаются из поколения в поколение.
Предания создавались для того, чтобы потомки знали и помнили прошлое. Старики рассказывали молодым о том, что видели сами, и о том, что узнали от своих предков.
Часто такими хранителями старины были гусляры, которые ходили по городам и весям и под аккомпанемент гуслей пели предания о былом.
У любого народа преданий множество. Если сравнить их по содержанию, то нетрудно заметить, что все предания объединяются в группы по похожим сюжетам. То есть в каждой группе предания будут рассказывать о чем-то приблизительно одинаковом.
Вот славянское предание:
«Вначале в мире не было ничего, кроме безбрежного моря».
А вот китайское предание:
«На заре времён Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в единую чёрную массу».
А это скандинавское предание:
«Мир был разделён на Муспельхейм – царство огня и Нифльхейм – царство льда. А между ними простирался Гиннунгагап, абсолютный хаос».
У всех народов есть рассказы о том, как возникла жизнь, какие злые и добрые силы есть в мире, как появились звезды и моря, животные и растения.
Все народы объясняют, какие племена и почему населяли и населяют землю, какие войны и с кем вели их предки, почему именно так называются города и реки. О великих соплеменниках или пришельцах из других земель и о многом другом рассказывают предания.
«В чёрных складках платка
Превращается в ель
Мифологические предания рассказывают о происхождении мира, о богах, о возникновении обрядов, о добрых и злых силах, о святых и злодеях, о том, что ждёт человека после смерти и так далее.
Райджу, зверек Рэйдена. Олицетворяет шаровую молнию. Любит прятаться у людей в пупках, поэтому суеверные японцы во время грозы спят на животах.
Натуралистические предания поведают о том, как появились животные и растения – реальные и фантастические, о том, что они могут, какой силой и свойствами обладают. О том, какие чудесные и удивительные народы существуют или же существовали раньше, о появлении полезных ископаемых.
Самую большую группу составляют предания исторические. Они рассказывают об исторических лицах, о появлении названий географических объектов: местностей, городов и деревень, о происхождении народов.
Дикарь, с петель сорвавший дверь Европы,
Большеголовый, щуплый, как дитя,
Он походил на карлика,
Изрубленной мечами смуглоты
На шишковатом лбу его лежала.
Одним из самых выдающихся людей России был царь Пётр I.
Александр Сергеевич Пушкин писал о нем:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Пётр знал шестнадцать ремёсел.
О нём говорили, что он мог бы один построить корабль от начала до конца.
Вот об этой-то жажде государя знать и уметь всё самому и слагал народ предания. Слагал с любовью и уважением к удивительному царю, не брезговавшему ни топор или молот в руки взять, ни мастера за науку поблагодарить.
Предание «Пётр и плотник» описывает реальную обстановку: в Воронеже создаются первые корабли будущего флота российского. Собраны лучшие мастера: «Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили».
Предание не уверяет, что царь работал сам – слишком это было похоже на сказку, но замечает: «Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил».
Подобных преданий о Петре существует несколько, ведь царь постигал многие ремесленные науки. И почти всегда главный мастер не знает о том, кто с ним работает. Принимая Петра за приезжего новичка, мастер не скупится на замечания: «Посмотрел он, как Пётр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак».
Мастер переживает за дело. Надо спешно корабли строить, а тут какой-то барин-неумеха портит дерево путается под ногами. Но ведь хочет научиться, и это мастеру нравится. Он «стал ему показывать, и Пётр быстро все перенял».
Какую черту в характере русского царя подчёркивает предание? Пётр для науки готов стерпеть и брань в свой адрес – лишь бы научиться. А за полученное умение благодарит не только словами, но и дорогим подарком.
— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.
Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.
— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.
В некоторых преданиях подобного типа Петру доводится даже кулака мастера отведать за непонятливость, но результат тот же – незлопамятность и благодарность за науку. Было ли так на самом деле или не было – не в этом суть. Так могло быть. Пётр трудился на верфях наравне со всеми, и народ верил в справедливость царя.
Презентация «Предания – поэтическая автобиография народа»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема «Предания – поэтическая автобиография народа»
цели урока Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
О чём или о ком народ мог складывать предания? Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая. К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого: о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком; об основании Петром Первым Санкт-Петербурга; о переходе Суворова через Альпы; о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Предание «Воцарение Ивана Грозного». О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.) Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
Предание «Сороки-ведьмы». Каким предстает перед нами Иван IV? С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…») Что хотел объяснить нам автор предания?
Предание «Петр и плотник» На что в первую очередь обращает внимание сказитель? Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника. Есть ли в этом предании вымысел?
Всё ли является правдой в преданиях? В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины. Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой? Почему же в преданиях появляется вымысел?
Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).
Написание сочинения-рассуждения Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете? Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет? Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.) Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая) Что он обозначает? Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом) Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы. Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом. Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания. А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию. Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий. Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник». Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.
Рефлексия Какие цели мы поставили в начале урока? Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом? Какое новое знание вы открыли?