Почему подростков называют несовершеннолетними что нужно для того чтобы
§ 12. Особенности подросткового возраста
Возраст человека — это не только число прожитых лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определённое положение в обществе. Оно связано с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
Кого считать подростком
Пятиклассники — это люди, переходящие из мира детства в мир взрослых. Что-то осталось от детского возраста, что-то приходит от взрослых, например стремление к самостоятельности. Всё чаще можно слышать: «Я сам всё знаю!» Это говорит о том, что вы вступили в подростковый период своей жизни. В чём же его особенности?
Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что происходит переход от детского к взрослому состоянию) охватывает период от 11 до 15 лет. Пятиклассники — это младшие подростки.
Советуем запомнить!
Подростковый возраст — период развития детей от 11—12 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5—8 классов.
Наряду со словом подросток применяется сравнительно новое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: teens и age. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».
От подростков окружающие ожидают более зрелых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют и спрашивают. В детстве поведение ребёнка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы.
Подростки относятся к категории несовершеннолетних.
Советуем запомнить!
Несовершеннолетние — это те, кто по закону не является взрослым; кто не достиг возраста 18 лет.
Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 14 лет (с согласия родителей) можно заниматься предпринимательской деятельностью. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершённое более молодыми людьми, останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд преступлений, указанных в Уголовном кодексе РФ (например, за убийство, вымогательство, ложное сообщение о террористическом акте, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.).
Трудности взросления
Вы окончили начальную школу. Переход к обучению в средних классах — переломный период в вашей жизни. В младших классах вы научились читать, писать и считать, получили представления об окружающем мире. В средней школе появляются новые предметы — история, обществознание, иностранные языки, география, биология, алгебра, физика, химия. Таким образом, вы перешли к систематическому изучению основ наук. Изменилась организация вашего обучения: вместо одного учителя начальной школы появляется много учителей-предметников, вместо одного своего кабинета — кабинетная система. Многое оказывается новым: учителя, их методы обучения, учебники.
Присмотритесь к себе. Если в начальной школе вы охотно слушали подробные объяснения учителя и дословно повторяли учебный материал, то сейчас склонны рассуждать, критически оценивать любую информацию и высказывать собственное мнение. Причём собственное мнение вы цените превыше всего, ведь далось оно нелёгким путём.
Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Характерной чертой вашего возраста являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Стремление всё попробовать, во всём принять участие: в пении и рисовании, технических поделках и спортивных играх, в работе кружков натуралистов и географов, туристов. Вы с удовольствием принимаете участие в различных видах подвижного спорта. Ролики, коньки, скейтборд, лыжи, сноуборд, велосипед — смотря что вы предпочитаете.
Таким путём у вас формируется новый взгляд на окружающий мир, вырабатываются собственные взгляды и мнения. Но не только собственное мнение, а также преувеличенное представление о собственном достоинстве и необъяснимая обидчивость.
Интересные факты
Недавно учёные выяснили, какие слова наиболее распространены у детей в возрасте от 8 до 14 лет. На первом месте — «любовь», на втором — «свобода», на третьем — «дружба».
Установлено, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький».
Подростковый возраст — период бурного и неравномерного роста и развития организма: интенсивно растёт скелет (особенно конечности) в длину, а грудная клетка в развитии отстаёт. Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки.
Скорее всего, это происходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслуживанию.
В подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в первую любовь. Правда, о своих переживаниях и мальчики, и девочки не всегда говорят друзьям, родителям, учителям.
Присмотритесь к себе: есть ли у вас «подростковый комплекс»? Аргументируйте свой ответ.
Чувство взрослости
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Для подростков характерна смена настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость.
Чуть ли не важнейшей психологической потребностью этого возраста служит чувство взрослости. Оно проявляет себя в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение.
Подростку многое хочется, но не всё доступно. Многое пятиклассник не делает сам, многое — не разрешают родители, которых всё так же приходится слушаться. Как следствие, частые конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Причина в том, что подросток чувствует себя «уже не ребёнком», а окружающие воспринимают «ещё не взрослым». Отношение к себе у него меняется, а отношение к нему со стороны взрослых — нет.
Подростки начинают примерять на себя взрослые роли. При этом они считают себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную программу, заботятся о будущем и думают об изменении общества. Ребята начинают задумываться, что для них важнее всего в жизни, какими они хотели бы вырасти и кем стать.
Отношения со сверстниками
В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.
Советуем запомнить!
Сверстники — это люди одного возраста.
Сверстники — люди одного с вами возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей ваших поступков и действий. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. Вы учитесь смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше вас по возрасту. То и другое — непременные признаки «взрослого общества», где поступки людей также оценивают равные по возрасту и не родственники. Среди сверстников вы как будто примеряете на себя социальные «одежды» взрослого человека.
Присмотритесь к себе. Как только вы начнёте прислушиваться к мнению сверстников в той же степени, как к мнению родителей, значит, вы начинаете взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают преобладать. И так может продолжаться всю жизнь. Компания 40- или 50-летних мужчин и женщин — тоже группа сверстников, но только повзрослевших.
Подведём итоги
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир.
Именно в подростковом возрасте начинают активно проявляться различия между мальчиками и девочками, большую роль начинают играть взаимоотношения со сверстниками.
Основные термины и понятия
Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.
Особенности подросткового возраста
Кто такие пятиклассники? Легко ли быть подростком?
Возраст человека — это не только число прожитых лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определённое положение в обществе. Оно связано с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
Кого считать подростком
Пятиклассники — это люди, переходящие из мира детства в мир взрослых. Что-то осталось от детского возраста, что-то приходит от взрослых, например стремление к самостоятельности. Всё чаще можно слышать: «Я сам всё знаю!» Это говорит о том, что вы вступили в подростковый период своей жизни. В чём же его особенности?
Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что происходит переход от детского к взрослому состоянию) охватывает период от 11 до 15 лет. Пятиклассники — это младшие подростки.
Подростковый возраст — период развития детей от 11—12 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5—8 классов.
Наряду со словом подросток применяется сравнительно новое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: teens и age. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».
От подростков окружающие ожидают более зрелых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют и спрашивают. В детстве поведение ребёнка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы.
Подростки относятся к категории несовершеннолетних.
Несовершеннолетние — это те, кто по закону не является взрослым; кто не достиг возраста 18 лет.
Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 14 лет (с согласия родителей) можно заниматься предпринимательской деятельностью. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершённое более молодыми людьми, останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд преступлений, указанных в Уголовном кодексе РФ (например, за убийство, вымогательство, ложное сообщение о террористическом акте, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.).
Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних
Статья просмотрена: 7808 раз
Библиографическое описание:
Джанибекова, Н. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних / Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7451/ (дата обращения: 25.12.2021).
Здоровый (физически и психически) подросток — это полноценное поколение будущего, активный творческий, экономический потенциал страны. Все перспективы социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной работоспособности. На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической девиации подрастающего поколения. К сожалению, в нашем обществе имеются несовершеннолетние с девиантным поведением, проявляющимся в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения.
Состояние и тенденции подростковых правонарушений — один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков. Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп, в конечном счете, обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались и в то же время как язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Подростковый возраст — период развития детей от 11–12 лет до 15–16 лет. Часто подростков называют несовершеннолетними. Несовершеннолетний — юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения различных прав и обязанностей, мер защиты, привилегий, существующих для взрослых и детей. Несовершеннолетние — лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности (18 лет) [1, с.54].
Правонарушение рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С. А. Беличевой, «правонарушение — это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности» [2, с.32]. Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В. И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность» [3, с.248]. Преступление он характеризует как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Выделяются следующие виды делинквентного поведения: агресивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека; корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду; распространение и продажа наркотиков.
С. В. Смирнов, рассматривая качественные показатели правонарушений по степени убывания правонарушения, за которые подростки попадали в поле зрения милиции в 2007 году, расположил их так: совершение краж — 18,27 %, прогулы занятий в школе — 20,45 %, употребление спиртного — 19,6 %, хулиганство — 23,82 %, грабеж — 17,8 %, вымогательство — 5 % [4, с.50].
Чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00–21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками. Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям [5, с.37]. При этом подростки женского пола все чаще становятся вдохновителями и инициаторами нарушения поведения у мальчиков. Также отмечается рост правонарушений, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По данным статистики каждый пятый подросток идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних — это и способы “взрослого” самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Также распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей, в целях одурманивания себя, разные виды токсикомании. Мотивы употребления токсических веществпочти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них:потребление из любопытства; бравада своей смелостью; стремление самоутвердиться в среде себе подобных; групповая сопричастность (“за компанию”); желание получить “кайф”; желание развлечь себя; желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций; снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения.
Выделяют четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности. К первой группе относят — 10–15 % подростков с преступной направленностью. Для них характерны примитивные, неизменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению и азартным играм. Вторую группу, которую составляют 30–40 %, отличает отрицательная направленность личности. Эта категория подростов характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению». К третьей относит подростков с неустойчивой личностной направленностью — 25–30 %. Здесь наблюдается конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступление совершается, прежде всего, по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении. Четвертая группа включает в себя тоже 25–30 % подростков с положительной направленностью личности. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» — легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий.
Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Переход опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания.
Нравственная пустота и бездуховность личности приводят к тому, что это желание деятельности находит выход в хулиганских поступках. Поэтому представляется важным, на наш взгляд, проводить системную работу по развитию у подростков интересов и увлечений путем организации досуга во внеурочное время.
На первом месте отмечают преступления связанные с улучшением собственных материальных благ подростка, до 87 %. Совершают правонарушения, прямо связанные с реализацией потребности в самоутверждении, 47 % подростков. Тесно связанной с потребностью в самоутверждении является потребность в престиже. Для подростков 11–15 лет, характерен, прежде всего «гастрономический» интерес, выражающийся в стремлении получить больше вкусной пищи и сладостей. Но уже в этом возрасте нередко появляется желание приобрести сигареты, спиртные напитки (чаще всего на почве подражания, стремления показаться взрослым). В 16–17 лет «гастрономический» интерес отступает на второй план, а интерес к курению и спиртным напиткам базируется уже на привычке, становящейся все более и более навязчивой. Все большее место в интересах старших подростков начинает занимать интерес к деньгам как средству, дающему возможность удовлетворить потребности в одежде и развлечениях. У несовершеннолетних правонарушителей интересы проявляются в уродливых формах — жадности, стремлении удовлетворить свои потребности за счет труда других.
Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм. Немаловажным для характеристики личности несовершеннолетнего правонарушителя является изучение особенностей его правового сознания. У подростков, склонных к противоправному поведению, отмечается также слабое развитие волевой сферы личности. Они не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, регулировать потребности, соизмерять сущее с должным, желаемое с действительным. В связи с этим следование антиобщественным формам поведения для них представляется более легким и удобным способом существования. Вследствие недостатков в воспитании у несовершеннолетних правонарушителей некоторые волевые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные волевые черты характера.
Существует определенная связь между возможностями формирования противоправного поведения детей и образовательным уровнем родителей. Так, у родителей со средним образованием риск воспитать ребенка с асоциальным поведением выше, нежели у родителей с высшим образованием. Следует отметить, что встречается немало случаев, когда родители правонарушителей имеют хорошую работу, образование, социальный статус. В таких семьях наблюдается заброшенность ребенка в связи с отсутствием свободного времени. Отсутствие внимания родителей приводит ребенка на улицу, где он часто попадает под влияние уличной компании. Отсутствие работы у большинства родителей заставляет подростка бросать образовательное учреждение и искать дополнительный источник дохода. Практика показывает, что основная трудовая деятельность несовершеннолетних правонарушителей — это мойка машин, уборка территории, продажа газет.
Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель — это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Для них характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.
Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Важную роль в коррекционно-реабилитационной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет глубокое изучение личности подростка-правонарушителя и его социально-психологических характеристик.
1. Зубова Р. И. Организация психосоциальной работы с подростками девиантного поведения // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 14. 2003. Выпуск 2.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии М.: «Социальное здоровье России», 1994.
3. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на — Дону: «Феникс», 2003.
4. Смирнов С. В. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних: проблемы и пути их решения. Социальной обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2003.
5. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М.: «Российское право», 1992
С какого возраста человек считается совершеннолетним в России? Какие права и обязанности дает новый статус
Совершеннолетием называется возраст, достигнув которого человек признается полностью дееспособным. Разбираемся, когда наступает совершеннолетие в России и какие последствия влечет за собой новый статус.
Практически всем детям свойственно желание поскорее вырасти. Когда мы маленькие, нам кажется, что взрослая жизнь прекрасна и удивительна, потому что в ней якобы нет запретов, кажущихся нам несправедливыми, да и вообще можно делать все, что вздумается. Осознание того, что это совсем не так, приходит значительно позже. Возникает вопрос, с какого момента человек считается взрослым с точки зрения закона, а не собственного мироощущения.
С какого возраста ребенка наступает совершеннолетие?
Согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации, совершеннолетним в нашей стране считается гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста. После своего восемнадцатого дня рождения человек считается полностью дееспособным, наделяется всеми гражданскими правами и обязанностями, а также несет полную ответственность за свои поступки перед окружающими и Уголовным кодексом. Именно с этого момента с юридической точки зрения ребенок перестает считаться ребенком и приобретает статус взрослого человека. В свою очередь, с его родителей и опекунов снимается всяческая ответственность за жизнь, здоровье, благополучие и действия своего бывшего подопечного.
Теперь можно!
Итак, после своего восемнадцатилетия вчерашний подросток официально получает гарантированное законодательством право не уведомлять родителей о своих намерениях. Совершеннолетний в России имеет следующие права:
— заниматься предпринимательской деятельностью,
— покупать спиртные напитки и энергетики, курить.
Что касается последнего пункта, властями нашей страны уже давно обсуждаются возможность повышения возрастного ценза на приобретение алкоголя и табачной продукции до 21 года и приравнивание его к нормам, принятым в большинстве стран Европы. Важно, что, если верить данным соцопросов, данную инициативу поддерживает большая часть взрослого населения страны.
Не стоит забывать, что все вновь обретенные права идут в комплекте с полным комплексом обязанностей гражданина РФ.
Что такое правоспособность и в чем ее отличия от дееспособности?
Следует разграничивать эти два юридических понятия. В отличие от дееспособности, которая напрямую связана с возрастом, гражданская правоспособность наступает с момента появления человека на свет и заканчивается после его смерти. То есть новорожденный может иметь в собственности имущество или денежный вклад в банке, а также наделяется следующими неотъемлемыми правами:
— на получение наследства,
— на собственные фамилию, имя и отчество,
— на жизнь и воспитание в семье,
— на общение с родственниками со стороны матери и отца,
— на выражение личной точки зрения,
— на получение медицинской помощи,
— на свободу перемещения,
— на всестороннее развитие.
За исключением некоторых случаев, о которых мы поговорим отдельно, дееспособность наступает с момента достижения человеком восемнадцатилетия. Различают несколько видов дееспособности в зависимости от возрастных периодов:
Может ли человек быть признан полностью дееспособным до наступления 18-летнего возраста?
На этот и последующие вопросы Федеральному агентству новостей отвечает практикующий юрист Елизавета Худякова.
По общему правилу полностью дееспособным гражданин признается по достижении им восемнадцати лет. В ряде случаев этот возраст может быть снижен:
— Если несовершеннолетний решил вступить в законный брак. Если брак был признан недействительным по суду, человек теряет свой статус.
— Несовершеннолетний старше 16 лет может быть эмансипирован с согласия родителей или по решению суда, если он работает по контракту или является предпринимателем.
С какого возраста гражданам России можно вступать в брак?
Закон позволяет юным влюбленным сочетаться браком с 16 лет без согласия родителей, если на то имеются уважительные причины: период ожидания и появление на свет ребенка, совместное проживание с ведением общего хозяйства. Разрешение на такой союз выдается органами местного самоуправления.
В некоторых субъектах РФ возраст вступления в брак может быть и того ниже, но в таком случае потребуется разрешение родителей или органов опеки.
С какого возраста наступает уголовная ответственность в РФ?
Наказание для малолетних преступников имеет свою специфику: к ним могут применяться меры принудительного воспитания и содержание в специализированных исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
Быть взрослым — это не только иметь возможность поступать по собственному усмотрению, но и необходимость нести ответственность за свои поступки. Совершеннолетие — важнейший рубеж в жизни каждого человека, и обязанность родителей — подвести к нему своего ребенка, «вложив» в его голову правильные представления о нормах поведения и морали.