Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной

Хозяйство. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Основным занятием русских было пашен­ное земледелие, в северных лесных районах оно сочеталось с подсечно-огневым

Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной

Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной

Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Основным занятием русских было пашен­ное земледелие, в северных лесных районах оно сочеталось с подсечно-огневым. Хозяйственный год начинался весенней под­готовкой к вспашке почвы. На севере в лесных районах выруба­лась растительность и сжигалась тут же на поле, что увеличи­вало плодородие почвы. На юге в лесостепной и степной зонах практиковалось залежное земледелие, когда истощенная земля не обрабатывалась некоторое время для восстановления пло­дородия. Господствовало трехполье—два участка отводилось под яровые и озимые культуры, а третий оставлялся «под па­ром», его не засевали. Вспашка, посев и уборка урожая яровых культур производились в одном календарном году. Под озимые пахали и сеяли их в течение лета—начала осени, уборка при­ходилась уже на следующий год. Сроки сельскохозяйственных работ определялись климатическими условиями, поэтому на се­вере по сравнению с югом они проводились примерно на месяц позднее.

На севере землю пахали сохой, было известно несколько их типов — черкуша, курашимка, ярославская косуля и др., на юге—плугом, тоже нескольких разновидностей—«крас­ный» плуг, сабан с колесным передком, плужницы. Тягловой силой на севере была лошадь, на юге—быки и волы, обычно запрягаемые попарно.

После вспашки землю боронили, иногда боронение произво­дили и после сева. Бороны были разными, и очень примитив­ными, сделанными из вершины ели с коротко обрубленными ве­твями (суковатка), и более совершенными, в виде решетки из прутьев с деревянными зубьями (плетенка), решетка могла де­латься из деревянных брусков, а зубья—из металла. В зажи­точных хозяйствах борона могла быть целиком металлической. Сеяли, разбрасывая зерно рукой. С момента сева начинал­ся очень рискованный период, когда судьба урожая зависела не столько от усилий земледельца, сколько от капризов погоды. Поэтому сев сопровождался многими обрядами—клали кури­ные яйца в мешки с семенами, чтобы зерна нового урожая были такими же крупными, везли семенное зерно на поле ночью, что­бы его не «сглазили», сеятель должен был надеть чистую ру­баху — тогда на поле не будет сорняков, и т. д. Главное место в хозяйстве русских крестьян занимали зерновые. По климатическим условиям на севере в основном сеяли ячмень, в цен­тральных районах — рожь, на юге — пшеницу. Выращивались также просо, гречиха, горох, овес, последний главным образом в качестве фуражной культуры. Зерновое земледелие давало не только пищу людям и домашним животным, но и солому, кото­рая использовалась как топливо, для покрытия крыш, набива­ния матрацев и очень широко в обрядовых действиях.

Значительное место в пищевом рационе русских отводилось репе, которую выращивали на специальных, участках—«репищах». С середины XIX в., несмотря на упорное сопротивле­ние, которое оказывалось на первых порах, в крестьянских хо­зяйствах внедряется картофель, он занимает место репы в пи­тании, становясь «вторым хлебом».

С XVIII в. начинается распространение новых полевых куль­тур, в основном на юге России,—кукурузы, подсолнечника, та­бака, сахарной свеклы. Там же, в южных районах, русское население заимствует навыки бахчеводства и виноградарства. Кроме полевых культур, выращивали огородные—лук, чеснок, капусту, огурцы, хрен, редьку, позднее появляются помидоры. Существовало и садоводство, но оно не получило у крестьян широкого развития, на севере по причине климатических усло­вий, на юге из-за недостатка земли. Единственным удобрением, которое вносилось на поля, был навоз, особенно много навоза надо было на севере с его малоплодородными почвами. Выво­зился навоз на поле обычно в конце весны—начале лета. Везли его в специальных телегах, которые назывались навозницами, или наземницами.

С июня начинался сенокос. При косьбе использовали косы двух типов—с длинной рукоятью, такая коса иногда называ­лась литовкой, и с короткой изогнутой—горбуша, последняя бытовала преимущественно на севере, где была удобнее на коч­коватой, поросшей кустарником местности. Старались отко­ситься к концу июля, потому что с этого времени начиналась страда—уборка урожая.

Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной

Снопы вывозили с полей и при необходимости перед обмо­лотом досушивали в специальных постройках-—шишах, овинах или ригах. Шиш был самым примитивным сооружением. Он представлял собой яму, в которой разводился огонь. Над ямой делался дощатый настил с отверстиями, а поверх нее ставил­ся конус из жердей, на которые укладывали снопы для суш­ки. Овин—двухэтажное строение, в нижнем этаже разводили огонь, тепло от него поступало в верхний, который набивался снопами. Из-за легкой возгораемости овинов к концу XIX в. хлеб стали сушить в основном в ригах — одноэтажных построй­ках с печью.

Хлеб обмолачивали на току — ровной площадке, открытой, под навесом или в специальном помещении. Молотили зерно цепом, кичигой—палкой с кривым суком или корневым отрост­ком, иногда прямой палкой, на юге пользовались каменными каталками-гарманами или прогоняли по снопам скот. Для по­лучения неповрежденной соломы, которая шла на изготовление различных изделий, обивали снопы о бочку. В зажиточных хо­зяйствах использовались механические молотилки.

После обмолота зерно веяли, подбрасывая деревянными ло­патами на ветру или в решете, одновременно оно сортирова­лось—на семена, в пищу людям и на продажу, на корм ско­ту. Хранили зерно в амбарах, на севере их делали массивными бревенчатыми, иногда двухэтажными, на юге—из более тонких бревен, плах, обожженного кирпича, самана, иногда даже плет­ня, обмазанного глиной. Здесь практиковалось также хранение хлеба, в земляных ямах. Внутри амбаров вдоль стен отгора­живались отсеки для различных видов зерна, они назывались сусеками.

Для получения муки зерно размалывали на мельницах. Бы­ли ручные мельницы—жорны, но чаще для размола использо­валась сила ветра или воды. Водяные мельницы были двух типов: наливные, когда вода на мельничное колесо падала сверху, и подошвенные—вода била по лопаткам колеса снизу. Также су­ществовало два типа ветряных мельниц: столбовки вращались всем корпусом на столбе, на котором они были насажены, у шатровок поворачивалась только верхняя часть. Существовали мельницы, приводившиеся в движение силой животных. Особое приспособление могло быть установлено на мельнице для дро­бления зерна в крупу, в домашних условиях зерно дробили в ступах.

ЖИВОТНОВОДСТВОдавало мясо и молоко, кожи и шку­ры, шерсть для изготовления одежды, рог, из которого делали гребни, пуговицы, музыкальные инструменты. Скот давал удо­брение для полей, служил тягловой силой при выполнении хо­зяйственных работ и т. д. Держали русские крестьяне крупный рогатый скот, в основном коров, а также лошадей, овец и коз, свиней, домашнюю птицу. Корова была почти в каждой семье, в зажиточных по несколько. Разводили разные породы коров — сюземскую, ярославскую и др., преобладала холмогорская.

Система содержания скота была стойлово-выгонная. В те­плое время, когда была трава, скот выгоняли на пастбище, обычно под присмотром пастуха, профессия которого ввиду рискованности была связана с выполнением многих магических обрядов и предписаний. Особенно развита была пастушеская обрядность в северных районах, где скот приходилось выпасать в лесу и опасность утраты его была велика, меньше—на юге с его открытыми пространствами.

На севере накануне сезона выпаса пастух брал «отпуск», т. е. заключал «договор» с «нечистой силой». Написанный на бу­маге текст с заговором, иногда вместе с другими сакральными предметами—крестом, хлебом, кусочком воска, в который были закатаны волоски от всех животных стада, он прятал до конца выпаса в каком-нибудь укромном месте. Магические действия по сохранности стада им совершались при первом выгоне ско­та, обычно на Егорьев день — 23 апреля ст.ст. (6 мая нов. ст.) и ежедневно, например, утром пастух, распуская стадо, отмы­кал замок, а вечером, собирая его, замыкал. Однако были в его арсенале и реальные приемы, обеспечивающие сохранность жи­вотных: пастух мазал медвежьим жиром растения на границах пастбища, чтобы скот не уходил за его пределы, прогонял жи­вотных утром между двух костров, тогда запах дыма отпугивал хищников и т. п.

Лошадей днем использовали в работах, а выпасали в ноч­ное время. Зимой крестьянин, имеющий лошадь, мог заниматься извозом. Держали русские крестьяне также овец ради мя­са, шерсти и овчин, коз, от которых получали молоко ц пух, с конца XIX в. стало активно развиваться свиноводство. Почти повсюду разводили домашнюю птицу—кур, гусей, уток, позже индюшек.

Народный календарь. Сроки хозяйственных работ определялись календарем. Народный календарь был соотнесен с христи­анским месяцесловом, поэтому, указывая даты, русский человек не называл числа и месяца, а говорил: «на Николу зимнего»(6/19 декабря) или «на Воздвиженье» (14/27 сентября), приме­нительно к длительным промежуткам времени—«на Великий пост» (семь недель перед Пасхой), «на пестрой неделе» (одна
из недель между Крещением и Масленицей).

Как бытовой предмет в конце XIX в. Крестьянский календарь представлял собой деревянный брусок с регулярными нарезка­ми, обозначающими дни, и с отметками у тех, которые: имели особое значение: изображением сохи напротив дня 1/14 мар­та (Евдокия), потому что в этот день предписывалось чинить инвентарь, готовясь к началу земледельческих работ, косы у отметки 8/21 июля (Иоанн и Прокопий Устюжские)—начало сенокоса на севере, серпа, у дня 18/31 августа (флор и Лавр) — в некоторых районах в этот день начинали жатву и т. п. Были и вышивные календари, которые к этому времени утратили свое функциональное назначение и сохранялись в качестве образцов орнаментальных мотивов на бытовых вещах.

ПОДСОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛАбыли очень разнообразны и варьировали в различных районах проживания русских. Повсеместно было распространено соби­рательство—грибов, орехов, ягод, трав, во многих местах — рыболовство, прежде всего, речное и озерное, а на Севере и морское. Использовались разные виды рыболовных орудий— сети, остроги, удочки, разнообразные ловушки (морды, верши и т. п.). Охота как подсобный крестьянский промысел была ши­роко распространена только на Севере и в Сибири—с ружьем и собакой, установкой силков и других ловушек. Там, где бы­ла возможность, занимались бортничеством — добыванием ме­да диких пчел, но преобладало уже пчеловодство— содержание домашних пчел в ульях.

Везде были развиты домашние ремесла. Те из ремесел, кото­рые ориентировались на заказ или на рынок, получили развитие в основном в неземледельческих районах, существуя зачастую в качестве отхожих промыслов. Ремеслами крестьяне занима­лись, как правило, в зимнее время, свободное от полевых работ, но в ряде случаев, при ориентации уже не на заказ, а на рынок, само земледелие становилось подсобным занятием. В услови­ях господства натурального хозяйства в крестьянских семьях зачастую изготавливались полностью одежда и обувь, многие предметы утвари, сельскохозяйственные орудия труда, в зим­нее время в лесных районах производились заготовка древеси­ны, выжигание угля, гонка дегтя и т.д. Среди наиболее рас­пространенных отхожих промыслов были плотницкий, шубный, печной, жестяной. Как правило, уже ремесленной специфики требовали такие виды производств, как кузнечное, гончарное, кожевенное, портняжное и ряд других.

Источник

ПАШЕННЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

Проблема формирования хозяйственно-культурных типов третьей группы тесно связана с вопросом происхождения пашенного земледелия вообще. Если мотыжное (ручное) земледелие у народов различных частей света возникло, по всем данным, самостоятельно в отдельных цeнтpax Евразии, Африки и Америки, то вопрос о месте и времени древнейшего применения пахотных орудий не может считаться окончательно разрешенным. В Америке до начала европейской колонизации в XVI в. пашенное земледелие полностью отсутствовало. То же можно сказать об Австралии и Океании, почти всей Африке к югу от Сахары, большей части Сибири и многих горных и лесных районах Южной и Юго-Восточной Азии. Очевидно, таким образом, что область распространения хозяйственно-культурных типов третьей группы еще сравнительно недавно (в докапиталистическую эпоху) была гораздо уже области преобладания типов двух первых групп.

Если заглянуть в глубь времен н обратиться к археологическим данным периода бронзового и начала железного веков (конец III —начало I тыс. до н. э.), то. легко будет заметить, что тогда пахота с применением тягловой силы домашних животных была известна на еще более ограниченной территории, главным образом в пределах засушливого субтропического и отчасти умеренного пояса. Поэтому можно сделать вывод о том, что из всех хозяйственно-культурных типов третьей группы древнейшим является тип пашенных земледельцев Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной

а — пахота в Древнем Египте; б — пахотное орудие с сеялкой

засушливой зоны. Именно в пределах этой зоны, первоначально в долинах Тигра и Евфрата, а также Нила, а позднее в долинах Инда и Ганга, Амударьи и Сырдарьи, Янцзы и Хуанхэ на основе развитого мотыжного земледелия с применением искусственного орошения и разведения различных пород домашних животных, в первую очередь крупного рогатого скота, возникли древнейшие очаги земледельческого хозяйства с использованием тягловой силы этих животных, т. е. древнейшие очаги пашенного земледелия.

До сих пор в этнографической науке идет спор о том, распространились ли пахотные орудия первоначально из одного очага или же они были изобретены самостоятельно разными народами. Поскольку археологические, иконографические (живописно-изобразительные), а отчасти и письменные источники говорят о том, что тягловую силу домашних животных при пахоте стали применять раньше всего (конец IV — начало III тыс. до н. э.) в Двуречье и в долине Нила, наиболее вероятно, что распространение пашенного земледелия происходило в пределах засушливой зоны в направлении с запада на восток через Переднюю и Среднюю Азию вплоть до Северной Индии и еще дальше до Северного Китая. Во всяком случае в бассейне Хуанхэ достоверные сведения о применении плуга относятся только к I тыс. до н. э.

Введение в практику сельскохозяйственных работ пахотных орудий в сильнейшей степени способствовало быстрому развитию производительных сил общества, впервые в истории человечества создавало условия для постоянного накопления прибавочного продукта и неуклонного роста населения. Вполне понятно поэтому, что возникновение пашенного земледелия и особенно его широкое распространение по поверхности земли в общем и целом совпадают с другими крупнейшими событиями в истории человечества — началом металлургии бронзы, а затем и железа, отделением ремесла от земледелия, дифференциацией сельского и городского населения, развитием раннеклассового общества и т. д. Позднее пашенное земледелие распространилось из указанных очагов на обширные пространства Южной, Восточной, Центральной, Средней и Передней Азии, Европы и Северной Африки, где в различных естественногеографических условиях выработались разные хозяйственно-культурные типы третьей группы, к которым на протяжении всей древней, средней и новой истории докапиталистического периода включительно относилось подавляющее большинство населения всего земного шара.

Древнейшим из этих типов, как уже указывалось, является, несомненно, тип пашенных земледельцев засушливой зоны. Для этого типа характерно унаследованное еще от мотыжных земледельцев той же климатической зоны преобладание в составе сельскохозяйственных культур засухоустойчивых злаков — пшеницы, проса, сорго, чумизы и др. Наряду со злаками издавна были известны различные бобовые, бахчевые (тыквы, позднее дыни, арбузы), а также виноград и плодовые деревья. Высокой степени развития достигло искусственное орошение, наиболее совершенной формой которого является арычная система. У земледельцев этой зоны появились, вероятно, все основные орудия труда, связанные с сельским хозяйством. Сюда относятся прежде всего пахотные орудия типа однозубого рала, а позднее — тяжелого плуга с подошвой и отвалом, всевозможные виды борон, жатвенных ножей и серпов. Молотьба в этой зоне производится большей частью путем простого прогона животных по рассыпанным колосьям или при помощи молотильных досок и катков. К числу важных изобретений земледельцев засушливого пояса должны быть отнесены, вероятно, также духовая печь и умение выпекать кислый хлеб. Животноводство играет подсобную, но значительную роль. В стаде преобладает крупный рогатый скот, овцы, козы и свиньи. В качестве тягловой силы используются главным образом быки, обычно холощеные (волы), в меньшей степени коровы и ослы. Транспортным средством служат большей частью двуколки — арбы с большими колесами.

Жилище пашенных земледельцев засушливой зоны в основном представляет собой развитие жилища их мотыжных предшественников. Преобладают глинобитные, саманные, сырцово-кирпичные, реже каменные, прямоугольные дома с земляным полом, плоской или плоско-двускатной крышей. В более позднее время почти повсеместно сырцовый кирпич заменялся обожженным. Из хозяйственных построек характерны плетеные зернохранилища, часто имеющие круглую форму и помещае­мые на сваях для защиты от грызунов и других вредителей. Преобладающая пища растительная: хлеб, лепешки, каши, мучные похлебки и др., в меньшей мере молочная, мясная или рыбная. В большом ходу всевозможные острые приправы. Из напитков пашенные земледельцы засушливой зоны повсеместно (кроме Восточной Азии) употребляют кислое молоко, а во многих странах (особенно на Кавказе и в Средиземноморье) также виноградное вино. Высокого развития достигло ткачество разных видов, в том числе узорное. Одежда главным образом хлопчатобумажная, нередко также шерстяная, по покрою очень разнообразная, но с первоначальным преобладанием несшитых полотнищ, носимых в качестве набедренных повязок, плечевых накидок, туник или обертываемых вокруг всего тела на манер индийских сари. Головные уборы, как и обувь, еще недавно были распространены сравнительно мало. Можно все же отметить широкополые соломенные шляпы и плетеные сандалии.

До самого последнего времени хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев засушливого пояса был преобладающим у народов почти всего Средиземноморья (включая Южную Европу и Северную Африку), Передней и Средней Азии, Северной Индии, Северного Китая и Кореи. Здесь сложилось несколько вариантов рассматриваемого типа, в том числе долинно-речной с высокоразвитой ирригационной системой и преобладанием полеводства (бассейны крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Амударьи, Инда, Ганга, Хуанхэ и др.), предгорный и приморско-береговой с сильно развитыми виноградарством и садоводством, часто на террасах, орошаемых текущей с гор водой (Средиземноморье), оазисный с характерной культурой финиковой пальмы (пустыни и полупустыни Северной Африки и Аравии). В эпоху европейской колонизации и распространения пашенного земледелия на юге Сибири, в Америке и отчасти в Австралии и Океании многие хозяйственные и культурные особенности рассматриваемого типа стали обычными как у аборигенного, так и у пришлого населения этих частей ойкумены. В настоящее время, например, хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев засушливого пояса очень характерен для Южной Африки или для Мексики и других стран Центральной Америки.

К народам южных субтропиков и настоящих тропиков пахотные орудия проникли с севера сравнительно поздно. До начала европейской колонизации в XVI в. ареал распространения этих орудий в пределах указанной климатической зоны ограничивался экономически наиболее развитыми и густонаселенными, преимущественно долинными областями Южной и Юго-Восточной Азии (Центральный и Южный Индостан, Шри Ланки, Индокитай, юг Китая и Японии, Западная Индонезия, приморские районы Филиппин), некоторыми районами Судана и Эфиопии.

Понятно поэтому, что развившийся здесь хозяйственно-культурный тип пашенных Земледельцев влажных тропиков и субтропиков унаследовал многие характерные черты предшествовавшего ему типа ручных земледельцев тех же стран. Однако в связи с переходом к пашенной обработке земли у народов Южной и Юго-Восточной Азии сложились и некоторые новые хозяйственные и культурные особенности: интенсивное заливное рисоводство, искусственное орошение в условиях избытка воды (главным образом, для ее рационального распределения), использование буйволов в качестве основной тягловой силы. Основным сельскохозяйственным орудием пашенных земледельцев влажных тропиков и субтропиков стал легкий бесполезный плуг (точнее рало) с толстым и узким односторонним лемехом в виде острого клина. Наряду с рисом широкое распространение получили культуры различных тепло- и влаголюбивых овощей и фруктов (в частности, бананов и цитрусовых), а также чая, который впервые стал выращиваться, вероятно, именно на юго-востоке Азии.

Сравнительно позднее и во многих районах слабое внедрение пахотных орудий компенсируется на юго-востоке Азии (Южный Китай, Япония, в меньшей степени Индокитай и Индонезия) широким применением удобрений (в частности, человеческих фекалий), высоким уровнем развития ирригации и созданием так называемой грядковой системы земледелия, при которой сельскохозяйственные культуры — главным образом разные овощи, бобовые и клубнеплоды — выращиваются на узких, возвышенных полосах земли, тщательно разрыхляемой н унавоживаемой. Между такими грядками устраиваются дренажные канавки. С проникновением пахотных орудий из Индии и Китая в XVIII—XIX вв. к народам высокогорных районов — тибетцам, и др.— у них сложился своеобразный хозяйственно-культурный подтип высокогорных пашенных земледельцев, для которого характерно сочетание признаков, свойственных мотыжным земледельцам этой зоны, с особенностями, заимствованными от долинных народов Южной и Восточной Азии, давно знакомых с использованием домашних животных на сельскохозяйственных работах. Здесь преобладают тяжелые плуги с полозами, отвалами и широкими лопатообразными лемехами. В качестве тягловой силы используются главным образом быки и коровы; буйволов мало, а местами и совсем нет. Основные сельскохозяйственные культуры, а также характерные черты домашнего производства, жилища, пищи, утвари, одегкды и т. д. с распространением пашенного земледелия остались у перечисленных высокогорных народов почти неизменными.

Остановимся еще на одном хозяйственно-культурном типе третьей группы — типе пашенных земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса. Тип этот развился в Европе и, возможно, самостоятельно в Южной Сибири и на Дальнем Востоке на базе ручного земледелия той же климатической зоны с проникновением сюда с юга и за­пада пахотных орудий, которое началось, вероятно, еще во II—I тыс. до н. э. и продолжалось в первых веках II тыс. н. э. В лесную и лесостепную зоны Северной Америки тип этот принесли с собой европейские переселенцы XVI—XVIII вв. Пути распространения пашенного земледелия из его древнейших очагов в Восточном Средиземноморье на север и восток еще недостаточно изучены. В Европу пути эти шли, вероятно, через Кавказ и Северное Причерноморье, Малую Азию, Балканы и бассейн Дуная, Апеннинский и Пиренейский полуострова, вплоть до берегов Балтийского и Северного морей. Изображения пахотных орудий, датируемые II тыс. до н. э., обнаружены среди наскальных рисунков Швеции. Новейшие данные археологов позволяют предполагать, что примерно в то же время с пахотными орудиями были знакомы племена стран Западной Европы, Южной и Восточной Прибалтики. Среди скифов Северного Причерноморья (VII—II вв. до н. э.) были группы, которые Геродот называл «пахарями». Через Среднюю и Центральную Азию пашенное земледелие могло уже в глубокой древности распространиться в Южной Сибири, в бассейне Амура и на территории современного Советского Приморья. Китайские источники прямо говорят, что племена сушэнь, мохэ, угэ, илоу и др., жившие в Приамурье во II—I тыс. до н. э., «пахали землю двумя скотинами». Эти данные письменных памятников подтверждаются и новейшими материалами советских археологов.

Пахотные орудия лесостепных и лесных земледельцев умеренного пояса очень разнообразны. Древнейшими из этих орудий были различные формы однозубого рала, которое по существу не пахало, а только бороздило землю. В лесных районах Северо-Восточной Европы у славянских и балтийских народов с первых веков нашей эры широко распространилась двузубая соха с простейшими приспособлениями для отвала вспаханной земли в виде одной или двух наклонных планок (полиц). Различные виды сохи, удобной для пахоты на каменистых и тощих подзолистых почвах, от славян и балтийцев были заимствованы финскими и отчасти тюркскими народами Восточной Европы, а позднее, в XVII—XIX вв., вместе с русскими распространялись по всей Сибири — от Урала до Тихого океана. На Амуре первые русские землепроходцы Василий Поярков, Ерофей Хабаров и другие встретили в конце XVII в. «пахотных людей» — дауров и дючеров, потомков уже знакомых нам древних земледельцев Дальнего Востока. В более южных и западных областях Евразии на смену ралу пришли различные виды плугов с почти горизонтальной подошвой и отвалом. Применение плуга позволило подрезать и переворачивать Почему пашенное земледелие в лесной зоне появилось позже чем в лесостепной

я—пахота на рисовом поле в Китае; б—русская двузубая соха;

в —тяжелый колесный плуг

пласты почвы что было особенно важно на жирных черноземных землях. По мнению многих лингвистов, само название «плуг» на славянских языках происходит от глагола «плыть». Другое древнее наименование пахотных орудий рало или орало — родственно аналогичным терминам многих индоевропейских языков (лат. aratrum, франц. araire, польск. radio и др.). С распространением железа лемехи всех пахотных орудий стали изготовляться из этого металла, но их остовы еще долго продолжали оставаться деревянными. В качестве тягловой силы лесостепные и лесные земледельцы в разные эпохи использовали различных домашних животных, главным образом волов и лошадей.

Большинство характерных признаков материальной культуры лесостепных и лесных пашенных земледельцев умеренного пояса представляет собой дальнейшее развития достигли здесь все отрасли домашнего производства и ремесла, связанные с обработкой дерева, а также деревянное народное зодчество, памятники которого местами (например, на Русском Севере или в Закарпатье) сохранились до наших дней. Характерны для рассматриваемого хозяйственно-культурного типа также разнообразные лесные промыслы (смолокурение, углежжение и т. п.), бортничество, а позднее и пчеловодство, плетение из бересты и лыка, рогожное дело, льняное и пеньковое прядение и ткачество (часто узорное), разнообразные комплексы мужского и женского костюма, имеющие определенную этнографическую локализацию (например, сарафан и кокошник у северных русских, понева и кичка у южных русских, плахта и намитка у украинцев). Параллельно с техникой пашенного земледелия с юга на север шло распространение многих сельскохозяйственных культур (в первую очередь пшеницы), металлургии, колесных повозок, духовой печи и других нововведений, почти неизвестных ручным земледельцам лесной полосы. До механизации сельского хозяйства в конце XIX — начале XX в. большинство сельского населения умеренного пояса Европы и стран Азии и Северной Америки, колонизованных европейцами, принадлежало к хозяйственно-культурному типу лесостепных и лесных пашенных земледельцев.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 679 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *