Почему падают акции алибабы сегодня
Инвестбанки снижают цель по акциям Alibaba рекордные 18 недель
Курс о больших делах
Сначала регуляторы
Аналитики начали снижать цель по акциям Alibaba еще летом. Тогда власти Китая усилили контроль за крупными компаниями, такими как Tencent, DiDi и TAL Education. Ранее Alibaba также пострадала от действий регуляторов. В конце прошлого года стало известно, что власти проводят антимонопольное расследование в отношении компании. По итогам расследования площадку обвинили в злоупотреблении положением на рынке и выписали штраф на 3 млрд долларов.
Кроме прочего, выяснилось, что многие китайские эмитенты — не китайские, а зарегистрированные в офшорах компании. За такими правительство страны также усилило контроль.
Потом плохой отчет
После квартального отчета, который компания опубликовала 18 ноября, эксперты продолжили пересматривать свои прогнозы. Основной доход ретейлера, которые генерируют цифровые торговые площадки Taobao и Tmall, по сравнению с 2020 годом вырос всего на 3%. Для сравнения: год назад рост составил 20%.
Несвоевременные прогнозы
Прогнозы аналитиков можно учитывать, но вряд ли на их основе следует принимать решения. Часто, как и в случае с Alibaba, эксперты обновляют ожидания постфактум, когда основные риски уже заложены в цену акций.
Несмотря на пересмотр прогнозов, большинство инвестбанков рекомендует акции Alibaba. Так, из 52 аналитиков покупать советуют 47, продавать — один.
Уже 16 декабря Alibaba проведет день инвестора. Вероятно, на мероприятии компания расскажет о будущих точках роста, а также о том, когда окупятся ее стратегические инвестиции в бизнес.
Alibaba получила 40 прогнозов на понижение. Уничтожение технологических компаний Китая на 1,2 триллиона долларов США показывают, что никто не знает дна, поскольку регулирующие щупальца Китая ловят всех в ловушку.
Краткое содержание статьи
Подробности
После того, как в июле 2021 года было уничтожено 1,2 триллиона долларов США капитализации китайских компаний, никто точно не знает, где находится дно рынка, когда речь идет о китайских технологических акциях, торгуемых на рынках США, Гонконга и материкового Китая. Между тем, в рейтинге продаж Alibaba Group Holding и Tencent Holdings появился одинокий медведь.
Аналитики как минимум 15 брокерских компаний — от UBS Group и Goldman Sachs до Citigroup, Oppenheimer и CLSA — снизили свои целевые цены для Alibaba как минимум 40 раз с начала ноября, когда китайские власти внезапно сорвали IPO акций Ant Group и установили рекордный антимонопольный штраф в размере 2,8 млрд долларов США на гиганта электронной коммерции.
Американские депозитарные акции Alibaba недавно торговались в Нью-Йорке по цене около 196 долларов США, что на 15 процентов ниже их 12-месячной цели в 230 долларов США, согласно данным, собранным Bloomberg. Это также на 28% ниже консенсус-прогноза рынка.
То же самое и с Tencent, которые вместе с Alibaba и Meituan составляют триумвират, к которому стремились глобальные финансовые менеджеры еще год назад. Эти акции теперь, вероятно, помечены как «покупайте на свой страх и риск» после того, как инвесторы потеряли целое состояние из-за того, что регулирующие щупальца Китая достигли каждого уголка и закоулка ключевых отраслей, ловя как гигантов, как пескарей.
«Невозможно [предсказать, где находится дно рынка]», — сказал Хун Хао, управляющий директор Bocom International Holdings в Гонконге. «Нет возможности дать количественную оценку. Политика субъективна».
По данным BCA Research, регулятивные меры Китая были включены в его 14-й пятилетний план, подчеркивая социально-политический и экономический сдвиг от быстрого накопления богатства к устранению неравенства доходов и чрезмерной прибыльности частного сектора. Он добавил, что это преобразование не было временным.
SCMP Объясняет: пятилетние планы Китая, определяющие приоритеты правительства в области развития
«У этих компаний будет более слабый рост прибыли и более низкая прибыльность по сравнению с прошлым из-за сбоев в их бизнес-моделях», — сказал Артур Будагян, главный стратег по развивающимся рынкам в монреальской компании BCA Research. «Невозможно знать, какими будут долгосрочные темпы роста выручки и прибыли».
Сосредоточение внимания Китая на распределении богатства и устранении излишков в его рыночной экономике побудило множество регулирующих органов, от банковского дела и страхования до киберпространства, антимонопольного законодательства и надзора за листингом акций, и многих других, к действию, и почти невозможно предсказать, где будет следующий шаг. Например, Morgan Stanley не видит прецедента в истории, к которому можно было бы прибегнуть.
«Мы ожидаем более длительного и более глубокого воздействия текущего цикла регулирования на оценки фондового рынка Китая и премию за риск по акциям, чем это имело место в аналогичных прошлых циклах», — говорится в отчете американского инвестиционного банка для клиентов 1 августа, 2021 года. «Значительная степень неуверенности в том, что это означает как для будущей маржи чистой прибыли, так и для роста доходов затронутых секторов и акций».
Рэй Далио, основатель Bridgewater Associates, крупнейшего в мире хедж-фонда и, возможно, крупнейшего китайского фондового «быка», призвал инвесторов и рыночных капиталистов сосредоточиться на долгосрочной перспективе. Нынешнее регулирующее ограничение Китая может стать лишь ударом скорости на его четырехлетнем пути к рыночным реформам.
Было неясно, как дела у Bridgewater во время июльских распродаж. Согласно документам, поданным в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, основные длинные позиции хедж-фонда на 31 марта включали Alibaba, Pinduoduo, JD.com, Baidu, NIO и KE Holdings. По данным Bloomberg, за четыре месяца с тех пор эти акции потеряли более 150 миллиардов долларов на рыночной оценке.
Крупнейшая брокерская компания Японии Nomura Holdings, снизившая целевую цену для ADR Alibaba четыре раза с 361 до 251 доллара США, заявила, что инвесторы в материковом Китае и Гонконге конструктивно относятся к акциям технологических компаний. Они должны стать сильнее, когда шторм утихнет, добавил он.
Инвесторам, желающим покупать на провалах или называть минимальные уровни, возможно, придется смотреть на более широкую рыночную тенденцию и действовать с осторожностью. Индекс MSCI China Investible Index, насчитывающий 293 члена с капитализацией 1,4 триллиона долларов США, только отбросил его до уровня июня 2020 года, даже после недавнего обвала акций компаний телекоммуникационного, медиа и технологического сектора.
«Параболический рост китайских акций с конца 2020 и начала 2021 года отражает эйфорию, которая обычно возникает в конце крупного бычьего рынка», — сказал Будахян из BCA в отчете от 5 августа. «Следовательно, февральский пик этих акций может означать главную вершину. Если это так, то вряд ли в ближайшее время эти акции выйдут на устойчивый бычий рынок».
Мануэль Мюль, аналитик из Франкфурта в DZ Bank, в настоящее время является единственным медведем среди аналитиков, отслеживающих Alibaba и Tencent. Согласно данным Bloomberg, в прошлом месяце он снизил продажи Alibaba с целевой ценой в 196 долларов США. Он также сократил продажи Tencent с целью 490 гонконгских долларов по сравнению с консенсусом рынка в 724,55 гонконгских долларов, в результате чего обе акции не имели потенциала роста, согласно мнению этого аналитика.
Мюль не сразу ответил на электронные письма с просьбой прокомментировать его снижение.
«Рынок может только надеяться увидеть модель консолидации в акциях Гонконга в этом месяце», — сказал Вэй Вэй, аналитик Ping An Securities. «По-прежнему необходимо избегать недружественных интернет-акций», — сказал он. «Трудно предположить, что акции уже прекратили свое падение».
Акции технологического сектора падают второй день подряд после публикации новых мер контроля над китайскими компаниями. Таким образом Пекин пытается сдерживать растущее влияние на экономику частного бизнеса, включая лидеров рынка — JD.com, Meituan и Xiaomi, пишет Bloomberg. В среду индекс Hang Seng Tech упал более чем на 6%, а снижение за два дня превысило 11%.
К примеру, правила накладывают ограничения на деятельность компаний, использующих механизм «субъекта с переменной долей участия», которые китайские IT-гиганты используют для листинга на иностранных биржах. Предполагается, что такие компании должны будут получить разрешение на ведение операционной деятельности.
Новые меры были объявлены спустя неделю после приостановки властями IPO Ant, дочерней компании Alibaba, что может привести к значительному снижению стоимости финтеха. Этим госорганы пытаются лишить компанию Джека Ма возможности доминирования в технологическом сегменте. Документы появились накануне Дня холостяка, 11 ноября, — в Китае это праздник грандиозных распродаж.
Китайским технологическим компаниям в новых условиях придется переосмыслить бизнес-модели, считает управляющий партнер юридической фирмы Anjie Чжан Хао. Сейчас они забирают на себя весь пользовательский трафик и создают похожие друг на друга экосистемы, отмечает он.
По мнению руководителя пекинского инвестиционного банка Chanson & Co Шена Мэнга, новые меры регулирования могут отпугнуть китайские технологические компании от размещения на бирже, так как им придется корректировать бизнес в соответствии с изменившимися требованиями.
Правительство Си Цзиньпина продолжает снижать влияние частных корпораций, ставших главной движущей силой экономического роста Китая, отмечает Bloomberg.
В сервисе «РБК Инвестиции » можно купить или продать валюту по выгодному курсу. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.
Акции Alibaba упали на 11% после отчета. Что случилось?
Во втором квартале, который завершился 30 сентября, прибыль ретейлера упала на 81%, рост доходов с электронных площадок замедлился, а еще компания понизила прогноз продаж по итогам года.
Курс о больших делах
Основной доход не растет
Выручка Alibaba выросла на 29%, до 201 млрд юаней, или 31 млрд долларов. Это меньше тех 205 млрд, которые ожидали аналитики. Во многом выручка увеличилась за счет консолидации продаж Sun Art. Эту сеть гипермаркетов Alibaba выкупила у «Ашана» в октябре прошлого года. Без учета Sun Art выручка выросла бы значительно меньше — на 16%, до 180 млрд.
В ключевом, коммерческом сегменте выручка выросла на 31%, до 171 млрд. В сегмент входят розничные и оптовые продажи в Китае и за рубежом, доходы гипермаркетов, логистических сервисов и прочее.
Основа сегмента — розничные площадки Taobao и Tmall, которые делают около 40% выручки. Здесь Alibaba зарабатывает на рекламе и комиссиях, взимаемых с продавцов и покупателей. И вот этот доход вырос всего на 3%. Для сравнения: в прошлом квартале рост составил 14%, год назад — 20%.
Все из-за «новых игроков на китайском рынке электронной коммерции и замедления рыночной конъюнктуры», говорит в отчете Alibaba. Вероятно, компания имеет в виду замедление темпов роста китайской экономики. В третьем квартале рост ВВП страны был ниже ожиданий: 4,9 против 5,2%. Это могло сказаться и на потреблении. Еще некоторые аналитики отмечают замедление роста розничных онлайн-продаж в Китае.
Хороший пример. Продажи Alibaba в День холостяка 11 ноября выросли на 8% по сравнению с прошлым годом. Это самые медленные темпы роста с 2009 года. Например, в 2020 году эти продажи увеличились на 26%.
А вот в облачном сегменте ситуация чуть лучше. Здесь продажи выросли на 33%, до 20 млрд. Операционный убыток уменьшился с 5 до 2 млрд.
Инвестиции уменьшают прибыль
Прибыль Alibaba упала на 81%, с 28,8 до 5,4 млрд юаней. Скорректированная прибыль на АДР упала на 38% и оказалась меньше ожиданий: 11,2 против 12,36 юаня.
Прибыль уменьшилась по самым разным причинам. Например, компания заплатила больше налогов, а еще потеряла часть денег на инвестициях в акции других компаний.
Для более точной оценки своих результатов Alibaba рассчитывает показатель adjusted EBITA — скорректированную прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации. Такой показатель исключает неоперационные и неденежные статьи.
Даже с учетом разных поправок, adjusted EBITA упала на 32%, до 28 млрд. Это из-за «стратегических инвестиций», заявляет Alibaba. Компания вложила 12,5 млрд в свои сервисы, что сказалось на ее прибыли и рентабельности.
Одна из инвестиций — развитие торговли и логистики в маленьких городах с низким уровнем доходов. Вероятно, Alibaba планирует увеличить свою долю рынка. А возможно, это «инвестиции во благо всеобщего процветания».
В конце августа председатель КНР призвал крупные компании поделиться с обществом: вложиться в рабочие места, экономическое развитие, а также поддержать уязвимые группы населения. Alibaba пообещала вложить 100 млрд юаней, или 15,5 млрд долларов, до 2025 года.
И если дело именно в этом, то в ближайшие кварталы китайские гиганты еще «порадуют» инвесторов снижением прибыли и маржи.
Акции падают
Акции Alibaba в медвежьем тренде c конца прошлого года. Тогда китайские власти назвали компанию монополией, а позже выписали штраф на 2,8 млрд долларов. В течение года регуляторы Китая вмешивались в работу остальных компаний вроде DiDi, TAL Education и Tencent, что также сказалось на акциях Alibaba.
Акции Alibaba резко подешевели после публикации отчетности компании
Доходы Alibaba выросли на 29% год к году и составили 200,69 млрд юаней ($31,4 млрд), однако не дотянули до прогноза экспертов, опрошенных Refinitiv, в 204,93 млрд юаней. Выручка компании уже второй квартал подряд оказывается ниже прогноза аналитиков. Скорректированная прибыль на американскую депозитарную акцию (ADS), торгующуюся на Нью-Йоркской фондовой бирже, сократилась на 38% год к году и также оказалась ниже ожиданий экспертов — 11,2 юаня против 12,36 юаня.
Компания также сократила прогноз выручки на текущий финансовый год. Ранее предполагалось, что доходы составят 930 млрд юаней, увеличившись примерно на 29,5% по сравнению с предыдущим годом. Теперь же компания ожидает, что рост составит от 20% до 23% год к году.
Выручка от основного бизнеса — маркетплейса — составила 171,17 млрд юаней, увеличившись на 31%. Рост облачного бизнеса составил 33% — выручка от этого направления выросла до 20 млрд юаней. Несмотря на рекордные продажи в сезон распродаж, приуроченных к Дню холостяка, компания не смогла превзойти ожидания аналитиков по выручке. Общий объем продаж на платформе компании составил 540,3 млрд юаней ($84,5 млрд) против 498,2 млрд юаней ($77,8 млрд).
День холостяка отмечается в Китае 11 ноября. Дата 11.11, состоящая из четырех единиц, символизирует тотальное одиночество китайских холостяков. В Китае, где серьезно относятся к магии цифр, считают этот день одним из самых благоприятных в году для заведения новых знакомств и завязывания отношений.
В этот праздник в последние годы многие китайские торговые центры стали проводить распродажи. В результате дата 11 ноября для китайцев стала аналогом «Черной пятницы» и «Киберпонедельника» для американцев. Однако обычно период распродаж длится около двух недель, а не только в этот день.
Alibaba отметила, что за 12 месяцев, закончившихся в сентябре, у нее было 1,24 млрд активных клиентов в год. Это примерно на 62 млн больше, чем компания зафиксировала в июне. Общее число активных клиентов Alibaba в Китае составляет 953 млн, за рубежом — 285 млн.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»