Почему осенью становится холоднее чем летом
Осенние изменения в природе и характерные явления
Осенние изменения в природе: Pexels
Осень — период важных изменений в живой и неживой природе. Изменение погодных условий и температурного режима влияет на деревья, растения, птиц и животных. Какие явления происходят осенью и как это отражается на окружающем мире? Интересными фактами делятся авторы популярных книг о природе.
Какие изменения осенью происходят в живой природе?
Осень — период перехода от летней активности к процессам зимнего застоя. Для осени характерны такие изменения в живой природе:
Рассмотрим эти природные явления более подробно.
Пожелтение и опадание листьев
Первая примета осени — изменение окраски листьев на деревьях. Это явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими у большинства деревьев при наступлении первых холодов.
Почему листья на деревьях меняют окрас? Как объясняет Георгий Граубин в книге «Почему осенью — листопад?», зеленый цвет им придает особое вещество — хлорофилл. С наступлением осени солнце светит меньше, день становится короче, растения получают меньше света.
В таких условиях хлорофилл разрушается, а восстановиться не успевает. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый. Осенью листья могут быть желтыми, красными, багряными. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в листе.
После изменения цвета в последние месяцы осени листва начинает опадать с деревьев. Это имеет для них большое физиологическое значение:
Опавшие желтые листья: Pexels
Увядание трав
Осенью травы расстаются с надземной частью растения, чтобы спасти более важные части — корневище, клубень или луковицу.
В подземных структурных элементах трав за лето накапливаются питательные вещества, которые выполняют две важные функции:
Некоторые животные впадают в спячку
Зимняя спячка — особенное состояние растений и животных, когда в период холодов и отсутствия пищи снижается активность и жизнедеятельность организма, уменьшается обмен соками и потребность в пище.
Кто впадают в спячку с наступлением осени? Вот несколько видов:
Звери делают запасы
Животные, которые не засыпают на зиму, активно готовятся к холодам. Для этого они:
Белка делает запасы на зиму: Pexels
Перелет птиц
Мигрирующие виды птиц готовятся к перелетам в теплые края с начала осени. Затем начинается их отлет. Как правило, птицы летят стаями в одни и те же места зимовки, а с наступлением весны возвращаются в родные края.
Как утверждает Соколов Леонид в книге «Почему перелетные птицы возвращаются домой», верность родине обнаружена у птиц, принадлежащих к разным группам, начиная от наиболее крупных и долгоживущих летающих птиц (альбатросов, буревестников, аистов, лебедей) и заканчивая самыми мелкими и маложивущими воробьиными (дрозды, крапивники, мухоловки, славки и др.).
Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
Какие осенние изменения в неживой природе?
Не менее важные изменения происходят в неживой природе. Уже в сентябре–октябре можно наблюдать:
Сокращение светового дня, снижение температуры воздуха
Как известно из курса физики, наша планета вращается вокруг Солнца и за год делает полный круг. Во время вращения Северное полушарие Земли на несколько месяцев оказывается наклоненным к Солнцу (лето). В течение следующих нескольких месяцев отклоняется от него (зима). В это время наблюдается уменьшение дня и увеличение ночи.
Осенью солнце поднимается над горизонтом не так высоко, как летом. Дни становятся короче, а солнечного света — меньше. В середине сентября‒начале октября наступает недолгий период потепления, который в народе называют бабье лето. Обычно он заканчивается в середине октября.
Похолодание, которое приходит вследствии уменьшения солнечного света и тепла, влияет на всю живую природу, поскольку уменьшение солнечного света напрямую связано с похолоданием. Как утверждает автор книги «Взламывая планету Земля» Том Джексон атмосфера Земли находится в постоянном движении. Это влияет на разнообразие метеорологических условий в разных географических точках. Такое непрерывно изменяющееся состояние называют погодой.
Погодные явления осени
Для осени наиболее характерны такие природные явления:
Осень — невероятное время, когда окружающая природа меняется кардинальным образом. В живой и неживой природе происходят непрерывные изменения. Переход от теплых дней конца лета к первому снегу и заморозкам зимы в течение осени совершается постепенно.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Презентация Ученика на тему: Почему осенью холодно?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Почему осенью холодно? Выполнил: Юмашин Кирилл Ученик 2 «А» класс МОБУ СОШ №84 с.Краснохолма
Здравствуй, мир! Наступило утро Мысль завертелась в моей голове
Во- первых, почему так темно? А во-вторых, почему не тепло?
Встал, потянулся… Компьютер нашел…
Солнце – это же звезда
А земля – планета наша
Крутится, как колобок
Нам тепла то не хватает…
Дождь вокруг… Гриб в лесочке…
Листья дерево бросает Птица к югу улетает
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1626912
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ПОЧЕМУ ЭТО ОСЕНЬ
Дубенцова Марина Сергеевна
МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
ПОЧЕМУ ЭТО ОСЕНЬ
проблемная беседа по познавательному развитию с воспитанниками младшей группы, с использованием дидактической ширмы
Цель: закрепление и систематизация представлений детей о сезонных изменениях в природе и о характерных для осени природных явлениях. Задачи: развивать речь воспитанников; обогащать словарь детей, приучать давать ответ на вопросы развернутыми предложениями; воспитывать любовь к природе.
Материал: сюжетная картинка «Осень», картинки на осеннюю тему (сбор урожая яблок, осенний листок, разноцветные деревья) и картинки на тематику других времён года.
Ход беседы
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами об удивительном ярком, разноцветном времени года. Я вам загадаю сейчас загадку, а вы внимательно послушаете и отгадаете, о каком времени года идёт речь.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Воспитатель. Ребята, о каком времени года идёт речь?
Воспитатель. Молодцы, правильно, мы будем говорить об осени.
Сюрпризный момент «У нас гости». Актуализация жизненного опыта детей по теме «Осень».
Воспитатель. К нам в гости пришла белка. Подумайте и скажите: что делает белка осенью?
Дети. Белочка осенью готовит себе запасы на зимние холода.
Воспитатель. А белки спят зимой?
Дети. Нет, они зимой не спят.
Детки, расскажите, осень какая.
Дети: разноцветная, красивая, яркая.
Воспитатель. Какие цвета характерны для осени?
Дети. Жёлтый, красный, зелёный.
Воспитатель. Как выглядит осенний листик?
Дети. Осенний листик желтый, красный, а может быть зелёным, коричневым.
Воспитатель. Как выглядит осенняя трава?
Дети. Трава осенью становится коричневой и сухой.
Воспитатель. Что делают звери осенью?
Дети. Запасают корм на зиму.
Воспитатель. Какие деревья остаются осенью и зимой зелеными?
Воспитатель. Какая погода сегодня?
Дети. Солнечно, но есть ветерок.
Воспитатель. Почему осенью мы уже теплее, чем летом одеваемся?
Дети. Осенью становится холоднее, чем летом.
Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.
Работа по дидактической ширме.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая сюжетная картинка. Какое время года, на ней изображено?
Воспитатель. Белочке очень интересно, как вы узнали, что это осень?
Дети. Много разноцветных листочков, дети собирают урожай яблок, белочка нанизывает грибочки, делает запасы на зиму.
Воспитатель. А вы любите осень?
Воспитатель. Белочка интересуется, в какие игры вы любите играть осенью?
Дети. «У медведя во бору», «Лохматый пёс», игры с мячиком.
Воспитатель. Я вставлю эту картинку в окошечко на нашей ширме. Вам предлагаю рассмотреть картиночки в кармашках внизу и выбрать подходящие для времени года осень картиночки, поставить их в окошечки рядом с большой картинкой. Будьте внимательны.
Воспитатель. Аня, подойди, посмотри, какая картиночка подходит к нашей осенней?
Воспитатель по очереди приглашает детей к ширме, они выбирают подходящие к теме «Осень» картинки, вставляют их в кармашки рядом с сюжетной картинкой «Осень». Воспитатель задаёт вопросы, чтобы детки объясняли, почему они выбрали ту или иную картинку.
Воспитатель. Коля, какую ты выбрал картинку?
Ребёнок. Я выбрал оранжевый листик.
Воспитатель. Почему ты считаешь, что картинка подходит?
Ребёнок. Листочки осенью становятся разноцветными.
Воспитатель. Настя, почему ты выбрала эту картинку?
Ребёнок. Осенью люди собирают урожай яблок.
Физкультминутка «Ветерок»
Воспитатель. Маша, почему ты выбрала картинку, на которой девочка в сапожках, плащике и под зонтиком?
Ребёнок. Осенью часто идёт дождик. А ещё тут разноцветные листики нарисованы.
Воспитатель. Миша, что изображено на картиночке, которую ты взял?
Ребёнок. Деревья разноцветные.
Воспитатель. Ребята, белочка мне сказала, что вы многое знаете об осени и белочке было очень интересно наблюдать, как вы вставляли картиночки в кармашки.
Воспитатель. Детки, белочке пора возвращаться в осенний лес.
Рефлексия
Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили?
Кто сегодня был у нас в гостях?
Что делают многие звери осенью?
Почему нужно теплее, чем летом, одеваться осенью?
Почему осенью мы мерзнем сильнее, чем весной?
23.10.2020 13:00
Почему зябкое утро в октябре заставляет нас кутаться, а в марте при той же температуре мы идем нараспашку?
Поверьте, все это не просто психологическая разница в ощущениях. Оказывается, наше тело не сразу акклиматизируется!
К тому же, разные люди по-разному воспринимают холод. Ученые утверждают, что высокие люди мерзнут меньше, чем люди маленького роста, которые имеют меньшую площадь поверхности кожи, излучающей тепло.
Полные люди теряют меньше тепла, так как большое количество подкожного жира выступает в роли термоизолятора.
Молодые люди вцелом замерзают меньше, чем пожилые (у которых уже есть проблемы с кровообращением).
Что же происходит, когда мы выходим на улицу в холодное время года? Терморецепторы на коже реагируют на изменение температуры и посылают сигнал в гипоталамус, который выполняет роль термостата. В свою очередь, гипоталамус может действовать двумя способами:
1. Сузить сосуды на периферии тела, чтобы теплая кровь вернулась от конечностей обратно к сердцу.
2. Вызвать дрожь в мышцах, которая даст возможность сгенерировать больше тепла.
Это характерно для всех людей. Но многочисленные исследования доказали, что человек может приспосабливаться к низким температурам, находясь на холоде продолжительное время. У людей, которые работают или много времени проводят на холоде, сосуды сужаются в меньшей степени и дрожь при перепаде температур слабо выражена.
К примеру жители пустынь Африки, Австралии и Арктики, где перепад ночных и дневных температур огромен, не испытывают такой выраженной реакции на холод, как люди, живущие в регионах с постоянной температурой. Справедливо это и для тех, кто работает на открытом воздухе или на холоде.
Так что после жаркого лета нам гораздо сложнее привыкнуть к холоду и октябрьское утро кажется нам гораздо холоднее, чем мартовское.
Окружающий мир. 2 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 2 класс
Урок 5. В гости к осени
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Осенние явления неживой и живой природы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1.Окружающий мир 2 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.36-39
2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.27-30
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Вспомним, какая погода была летом? И отправимся в гости к осени.
Александр Сергеевич Пушкин любил осень.
Прочитайте отрывок из стихотворения:
«Унылая пора…Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса….»
Перелётные птицы — птицы, улетающие зимой в тёплые края.
4. Летом солнце поднимается высоко в небе, поэтому дни длинные. Земля получает много тепла. Небо голубое, лишь кое-где небольшие облака. Дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы. Осенью солнце поднимается не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому и холодает.
5. Небо, затянутое облаками, кажется низким. Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. Снега нет, а утром земля, трава и крыши домов побелели. Это иней. Значит на улице – заморозки. Над рекой, озером, прудом всё чаще зависают густые туманы.
6. Поздней осенью во всём чувствуется приближение зимы. На водоёмах происходит ледостав – реки, озёра, пруды покрываются льдом.
7. Птицы заранее узнают о приближении трудного голодного времени. Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит им сигналом: пора в дорогу!
Начало полёта совпадает с первым понижением температуры окружающей среды. Начало осени, сентябрь или октябрь — пора, когда у нас над головами пролетают косяки диких гусей или утиные стаи.
11. Летом часто можно увидеть небольших птиц, неутомимо летающих над огородами, садами, газонами. У них раздвоенный хвост и острые, длинные крылышки. Это – ласточки. В тёплых краях с умеренным климатом ласточки ведут оседлый образ жизни. А если климат холодный, то на зиму птица улетает на юг. Миграция для перелётной птицы – процесс тяжелый и даже опасный для жизни.
Разбор типового тренировочного задания
1. Подберите каждому животному жилище.
2. Впишите в текст пропущенные слова.
1.Перелётные __________осенью ___________на юг.
2.Есть такие звери, которые всю _________спят.
1.Перелётные птицы осенью улетают на юг.
2.Есть такие звери, которые всю зиму спят.