Почему новые собственники автоваза прекратили обращение акций предприятия на фондовом рынке
Новости рынков | «Автоваз» съезжает с Московской биржи. Что ждать миноритариям
сегодня, 13:07
МОСКВА, 26 сен – ПРАЙМ. Крупнейший российский производитель легковых машин «Автоваз» уйдет с Московской биржи спустя 10 лет после своего размещения – компания проведет делистинг акций, сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Предполагается, что делистинг будет проведен после того, как Alliance Rostec Auto (совместное предприятие «Ростеха» и Renault) нарастит свою долю до 100%. В настоящее время СП принадлежит 83,5% «Автоваза».
ЧТО ЖДАТЬ МИНОРИТАРИЯМ
Еще в июле текущего года совместное предприятие «Ростеха» и Renaut-Nissan предложило оферту миноритарным акционерам «Автоваза» по выкупу 1,6 миллиарда обыкновенных акций по цене 12,4 рубля на акцию, а также 244 миллионов привилегированных акций по цене 12,2 рубля за бумагу, что подразумевает общую цену выкупа на уровне 23 миллиарда рублей, говорит аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Безуглов.
«Предъявить оферту обязывал закон, что связано с 75% долей в акционерном капитале, которую СП преодолело в результате второго этапа рекапитализации „Автоваза“. В результате этого, весной 2018 года доля СП выросла с 64,6% до 83,5%», — напоминает он. Однако тогда по техническим причинам сделка была отклонена регуляторами.
По словам аналитика, теперь будет новая оферта, а деньги на нее «Автоваз» возьмет через кредит, поскольку собственных средств для данной цели недостаточно.
«Для миноритариев данная новость нейтральна, поскольку она отражена в ценах еще несколько месяцев назад, когда оферта была предложена», — полагает он. По его словам, на финансовых показателях в дальнейшем, кроме роста долговой нагрузки, делистинг не отразится, компания проходит успешную трансформацию и станет прибыльной на горизонте 2-3 лет.
АвтоВАЗ покинет Московскую биржу. Что делать инвесторам?
Оферта, которую выставит совместное предприятие «Ростеха» и Renault — Alliance Rostec Auto B.V. — миноритарным акционерам, подразумевает выкуп обыкновенных акций по 12,4 руб. за штуку и привилегированных — по 12,2 руб. за штуку. Это соответствует средней цене акций за последние шесть месяцев.
На новости о делистинге обыкновенные акции компании АвтоВАЗ выросли на 3%, а привилегированные — на 1,3%. Таким образом бумаги приблизились к ценам выкупа.
«Процедура была запланирована заранее, и она была известна участникам фондового рынка. В случае, если доля акционера в капитале превышает 75%, по закону об акционерных обществах, оферта должна быть выставлена», — отмечал в мае аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
«Мы рекомендуем инвесторам соглашаться на предложенную оферту», — заявил старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.
В апреле глава «Ростеха» Сергей Чемезов называл сроки рекапитализации АвтоВАЗа. По его словам, ее заключительный этап состоится в октябре 2018 года. Тогда же, отвечая на вопрос о возможном делистинге акций автопроизводителя с МосБиржи, председатель совета директоров компании Сергей Скворцов заявил, что перед этим компании нужно проанализировать, сколько акций будет предъявлено к выкупу.
Исключение ценных бумаг из списка ценных бумаг, допущенных к торгам (котировального списка биржи) по инициативе компании-эмитента или в связи с дефолтом эмитента. После делистинга ценные бумаги этого эмитента могут торговаться только на внебиржевом рынке, а капитализация компании не может быть рассчитана.
Было ПАО — стало АО: мое мнение зачем Автоваз ушел с биржи как только начал выходить в прибыль и причем тут бюджетные деньги
Было ПАО — стало АО. «АвтоВАЗ» ушел с биржи и теперь его акции нельзя купить или продать даже на внебиржевом рынке.
Раньше такой трюк уже проделывали «Уралкалий», «Дикси», «МегаФон» и некоторые другие компании, а теперь помахал ручкой и ушел в тень наш автогигант. Ушел с биржи, но не с рынка.
Зачем он это сделал и что стало с акционерами — я навел справки и нашел много интересного. Теперь делюсь с вами.
Немного предыстории и нынешнее положение
Долго рассказывать про отечественную гордость автопрома не буду — вы и так хорошо в курсе. Вкратце пройдусь по ключевым моментам:
По ходу нулевых завод более или менее успешно развивался и активно поглощал госдотации, а в 2012 году «АвтоВАЗ», значительная часть которого принадлежала «Ростеху», влился в альянс Renault-Nissan под руководством Карлоса Гона.
Гибрид частного концерна и госкорпорации на 76,25 % принадлежал уже упомянутому Alliance Rostec Auto BV, который (внезапно!) зарегистрировался в Нидерландах.
В общем, компания вроде российская, принадлежит французам, а базируется в Голландии.
В таком виде автогигант худо-бедно просуществовал до 2017, терпя убытки и пожирая дотационные деньги, а в 2018, впервые после 2014-го выйдя на приличные показатели, объявил о делистинге.
У простых инвесторов забрали все бумаги в пользу материнской компании и объявили, что вскоре компания вернется на российский рынок после глобальной реорганизации.
И вот до чего мы дожили
Акции «АвтоВАЗа» перестали существовать в ноябре 2018 года. К тому времени уже 96,64 % было собрано в руках французов; пользуясь законным правом, компания принудительно выкупила актив.
Интересно, что сам процесс «выкупа» был тем еще цирком.
Условия были прописаны очень странно. Например, электронный обмен запретили. У миноритариев отняли возможность получить деньги сразу на свой брокерский счет. За обменом нужно было ехать в Тольятти, чтобы получить на руки наличку.
Представьте, что вы живете во Владивостоке и внезапно узнаете, что нужно явиться в Тольятти лично. Всего лишь 8 с гаком тысяч км преодолеть, чтобы еще неизвестно когда попасть к нотариусу.
В общем, понятно, что большинство мелких акционеров, доля которых стоит меньше 50К рублей, буквально подарили свои деньги хитрецам из правления.
Кто, зачем и почему
Я видел много разных версий, но самыми правдоподобными мне показались две.
Первая: распил дивидендов. Акции разделили между своими, чтобы не делиться дивами. Если что, по уставу «АвтоВАЗ» дивиденды платить должен. Но не делал этого из-за убыточности.
К 2017 компания начала выбираться из падения и очень неплохо нарастила продажи. Статистика говорит сама за себя.
Причем завод не стеснялся регулярно поднимать цены. Он делал это в 2017 и в 2018, а в 2019 целых три раза. Как видно, на горизонте замаячили перспективы неплохо заработать, а значит, и дивиденды.
Вот тут-то акции и изъяли по хитрой схеме, чтобы побольше выплат ушли только своим.
Вторая версия — инсайдерские телодвижения. Бизнес хотят сделать монополией. Для этого нужно модернизировать производство и накачать его деньгами от западных инвесторов и российской нефтебаксовой кубышки.
Сейчас происходит и то, и другое. Это объясняет стремление «АвтоВАЗа» не светить публично своими операционными данными. Посторонние не должны знать, сколько и кто вкладывает в компанию.
Ребята, видимо, больше не нуждаются в бирже для привлечения инвестиций (а ведь за деньгами на биржу и идут). Если так, значит, вопрос с финансами уже решен.
И он решен. «АвтоВАЗ» и Министерство промышленности и торговли РФ подписали договоры о сотрудничестве.
Сделано это в форме СПИК — Специального инвестиционного контракта, с помощью которого можно вливать государственные деньги в промышленные предприятия без волокиты и лишней отчетности.
Другая сторона взамен проведет реструктуризацию производства и даст технологии. Например, со следующего года завод не будет пилить собственные платформы, и почти 70 % автопарка будет клепать по трафарету CMF-B-LS — самой популярной модульной платформе Renault, придуманной еще в 2013.
По задумке, компания выйдет на рынок уже с позиции силы (см. график выше), заработает кучу денег и поделит все между «Рено» и «Ростехом».
А может, даже и проведет новый листинг, чтобы хайпануть на успехе. Хотя тут я уже выдумывать ничего не буду, доживем — увидим.
В заключение
«АвтоВАЗ» больше не наш? Не расстраивайтесь, он давно уже не наш. Еще с середины нулевых. Стоит ли проливать слезы? Смотрите сами.
Как видно, дела на рынке так себе. Наши компании сильно отставали от западных и без подобных слияний просто загнулись бы или продолжали тянуть деньги из бюджета впустую.
К автопрому (и нашему, и западному) я вообще отношусь прохладно. Не вкладывал и особо не горю.
Хотя LADA бодро рапортует о повышении продаж за ноябрь 2020 — на 1/5 по сравнению с ноябрем 2019-го. На первом месте Granta, дальше Vesta и Largus.
А вам как «АвтоВАЗ» — перспективная компания или нет? Будете покупать их акции, если они вдруг вернутся на биржу?
Частный инвестор, предприниматель и автор этого блога.
Главный акционер АвтоВАЗа принудительно выкупит акции
Главный акционер АвтоВАЗа Alliance Rostec Auto B.V. в понедельник, 15 октября, направил миноритариям уведомление о принудительном выкупе акций компании после того, как получил такое право в результате консолидации 96,64% доли. После принудительного выкупа эмитент далее не будет торговаться на бирже.
Холдингу Рено и Ростеха удалось нарастить долю до порогового значения выше 95%, когда основной акционер не только получает право, но и становится обязан сделать предложение о принудительном выкупе бумаг. Это стало возможным после серии допэмиссий и обмена долга на акции. Ранее в июле, после приобретения более чем 30% акций компании, Alliance Rostec Auto B.V. направлял предложение акционерам о добровольном выкупе.
Согласно законодательству, владельцы ценных бумаг должны предъявить их к выкупу не позднее чем через 6 месяцев со дня направления уведомлений о праве требования выкупа. Alliance Rostec Auto B.V. обязано оплатить выкупаемые ценные бумаги в течение 15 дней с даты получения документов. После этого, регистратор обязан списать ценные бумаги с лицевого счета владельцев, без их распоряжения и зачислить на счет главного акционера в течение 3 дней.
Датой закрытия реестра для определения акционеров АвтоВАЗа, у которых будут выкуплены бумаги является 30 ноября. Цена приобретения акций останется равной цене предыдущего, добровольного выкупа и составит 12,4 руб. за обыкновенную акцию и 12,2 руб. за привилегированную.
Alliance Rostec Auto B.V. — зарегистрированный в Нидерландах совместный холдинг французской Renault (66,2%) и российской госкомпании Ростех (33,8%). На текущий момент эффективная доля Renault в российском АвтоВАЗе составляет более 59%, то есть компании принадлежит контрольный пакет.
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Ход торгов. Голубые фишки снова пользуются спросом
Отчет Газпрома за III квартал. Отличные результаты
Кто и как шортит российский рынок
Сегодня на СПБ. Производители вакцин остаются в топе
АФК Система. Как изменился дисконт к дочкам
Энергетический кризис: откуда ты взялся и когда закончишься
Омикрон. Что известно про новый штамм коронавируса
В каких акциях можно пересидеть новые локдауны
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Почему новые собственники автоваза прекратили обращение акций предприятия на фондовом рынке
Комментарий аналитиков к этой новости Вы можете прочитать в нашей рубрике «Вопрос Эмитенту»
Комментарий
Аналитики ИК «Финам».
Планируемая ликвидация схемы перекрёстного владения ОАО «АвтоВАЗ», в результате реализации которой будет погашено 55% обыкновенных акций, способна значительно увеличить стоимость оставшихся в обращении акций, несмотря на то, что котировки акций уже выросли.
22 марта появилась официальная информация о том, что ОАО «АвтоВАЗ» планирует ликвидировать схему перекрёстного владения акциями и сделать свою структуру собственности более прозрачной. В настоящий момент 66,5% обыкновенных акций принадлежат дочерним обществам «АвтоВАЗа»: ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации» (доля «АвтоВАЗа» 49%), ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (доля «АвтоВАЗа» 85,9%) и ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания» (доля «АвтоВАЗа» 51%). Подобная схема владения служила в качестве защиты от недружественного поглощения, так как фактически эти акции контролировались менеджментом, однако непрозрачность собственности препятствует привлечению стратегических инвесторов и закрывает доступ к дешёвым кредитным ресурсам.
Предлагаемая схема ликвидации перекрёстного владения заключается в следующем. Сначала консорциум инвесторов во главе с «Рособоронэкспортом» выкупает акции с целью, чтобы после погашения 55% акций в их руках оказалось более 75% + 1 акция. По имеющейся информации, в настоящий момент этот шаг реализован. Далее к ОАО «АвтоВАЗ» будут присоединены три вышеуказанных дочерних общества, следовательно, акции ОАО «АвтоВАЗ», находящиеся на их балансах, станут казначейскими и должны быть погашены или проданы в течение одного года. Однако поскольку в настоящее время ОАО «АвтоВАЗ» имеет менее 100% уставного капитала в этих дочерних обществах, то в результате их присоединения их прочие акционеры должны получить за свои доли акции «АвтоВАЗа». Эту реструктуризацию планируется провести в течение 1,5-2 лет.
В результате сокращения количества акций «АвтоВАЗа», мультипликаторы компании заметно снизятся, что может способствовать росту привлекательности акций компании в глазах инвесторов. Так, с учетом нового количества акций наш прогнозный коэффициент Р/Е по «АвтоВАЗу» на 2007г. составляет 6,7, а EV/EBITDA 3,2 при аналогичных среднерыночных показателях 10 и 6,2 соответственно, что свидетельствует о значительной недооценённости акций ОАО «АвтоВАЗ», по сравнению со среднерыночными показателями.
При этом после погашения 55% обыкновенных акций доля привилегированных акций в уставном капитале ОАО «АвтоВАЗ» возрастёт с 15% до 29%, тогда как законом установлен лимит в 25%. Таким образом, ОАО «АвтоВАЗ» будет вынуждено либо выкупать около 18% привилегированных акций от их общего количества и гасить их, либо конвертировать привилегированные акции в обыкновенные. Скорее всего, руководство «АвтоВАЗа» предпочтёт выкуп, так как конвертация привилегированных акций в обыкновенные размоет долю существующих акционеров.
Все исследования аналитиков ИК «Финам» Вы можете прочитать в разделе Finam Research