Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Урок биологии по теме «Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы»

Разделы: Биология

Ход урока

1. Организационный момент

Включается музыка с записями шума леса и пения птиц.

Обращение к школьникам: «У нас на уроке сегодня гости, посмотрите на них и улыбнитесь, ведь вы рады видеть их сегодня здесь».

2. Проверка знаний.

(Ребята под музыку выполняют задание, выданное на листах)

1. В приведённом перечне найдите и подчеркните разными цветами названия продуцентов, консументов и редуцентов.

Папоротник, муравей, белый гриб, хемосинтезирующая бактерия, стрекоза, дождевой червь, гнилостная бактерия, цианобактерия, лев, мухомор, кактус, человек.

2. Укажите (обозначьте цифрами), в какой последовательности могут входить в пищевую цепь следующие организмы: человек, одноклеточная водоросль, дафния, судак, пескарь.

3. Среди приведённых утверждений подчеркните правильные:

А. Источником энергии для редуцентов является окисление неорганических веществ.

Б. Численность консументов обычно меньше численности продуцентов.

В. Самой высокопродуктивной экосистемой является Мировой океан.

Г. Самыми малопродуктивными экосистемами являются пустыни.

Е. Экосистемы с малым видовым разнообразием неустойчивы.

Ж. Существование пищевых сетей является условием устойчивости экосистемы.

З. Механизмом саморегуляции экосистем является дрейф генов.

4. Заполните таблицу, используя приведённый ниже список

Тайга, пруд, Озеро, альпийский луг, пшеничное поле, парк, коралловый остров.

Как называется естественный биоценоз? (биогеоценоз).

Как называется искусственный биоценоз? (агроценоз).

Вместе с учащимися проверяем задание 4.

Посмотрите на таблицу и сравните в чём особенность искусственного биогеоценоза?

На доске написана следующая схема:

Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Работа с определением «агроценоз»

Использование электронного средства учебного издания «Экология» ООО

«Дрофа» ЗАО «1С»- видеофрагмент «Агроценоз и агроэкосистема»

Обратимся к таблице и сравним биогеоценоз с агроценозом. Материал отпечатан на отдельном листе.

Посмотрите на таблицу и сравните в чём особенность искусственного биогеоценоза?

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.

Сравниваемая категориябиогеоценозагроценоз
Направление действия отбораДействует естественный отбор, выбраковывающий нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор, формирует устойчивую экосистемуДействие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью
Круговорот основных питательных элементовВсе элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью.Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется
Видовое разнообразие и устойчивостьОтличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивостьКоличество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость.
Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемостиСаморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия).Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение продуктивности.
Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади)Биомасса экосистем суши

превышает продуктивность экосистем Мирового океана в 3 раза; основная продукция биомассы потребляется консументами.Занимая 10%площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем биогеоценозы

Сравните экосистему луга и поля. Заполните таблицу:

Параметры для сравненияЭкосистема
ЛугПоле
Вид экосистемы

Баланс питательных элементов.

Круговорот веществ

Это интересно:

С развитием интенсивного товарного земледелия урожайность полей возросла, но устойчивость и запасы прочности экосистем резко понизились. Еще более 100 лет назад был сформулирован закон убывающего плодородия, по которому сельскохозяйственное производство непременно ведет к истощению и деградации почв.

С развитием экологии стало понятно, что приостановить действие этого закона может только планирование сельскохозяйственного производства на экосистемных принципах.

Преимуществом биологических методов борьбы с вредителями является их избирательное действие лишь на определенные, нежелательные в агроценозе виды.

При использовании биометода практикуются ввоз и акклиматизация новых хищников и паразитов вредителей, создание условий, способствующих размножению местных видов, а также искусственное разведение и выпуск в сады и на поля наиболее эффективных врагов вредных насекомых (рис. 1).

Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Листогрызущие насекомые в небольшом количестве полезны культурным растениям. Их деятельность осветляет полог листьев и улучшает световой режим для фотосинтеза. При невысокой доле повреждений растения быстро отращивают съеденную листву без потерь общей урожайности. Виды насекомых, потребляющих культурные растения, считаются вредителями, когда превышают определенный уровень численности и их деятельность начинает снижать урожай. Этот уровень называют «порогом вредоносности«. Если вид не достигает порога вредоносности, он не считается вредителем и борьбу с ним не проводят.

1. Запишите цепи питания в агроценозах. Почему цепи питания в агроценозе небольшие? Какие условия следует соблюдать при создании агроценозов?

Почему на планете не могут преобладать агроценозы? К чему это может привести?

2. Подумайте над тем, для чего используют севооборот в агроценозе?

Домашнее задание:

Общая биология учебник для 10-11 классов под редакцией Д.К. Беляева стр.261-262.

1. Построить модель искусственной экосистемы аквариума, учитывая все необходимые условия.

2. Составить свою схему 5-польного севооборота, учитывая необходимые требования.

Источник

Агроценоз

Экосистема – это взаимодействие живой и неживой природы, которое состоит из живых организмов и сферы их обитания. Экологическая система является масштабным балансом и связью, что позволяет поддерживать популяцию видов живых существ. В наше время существуют естественные и антропогенные экосистемы. Различия между ними состоят в том, что первая создается силами природы, а вторая при помощи человека.

Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Значение агроценоза

Агроценоз – экосистема созданная руками человека с целью получения сельскохозяйственных культур, животных и грибов. Агроценоз также называется агроэкосистемой. Примерами агроценоза являются:

Человек по причине удовлетворения своих потребностей и увеличения населения в последнее время вынужден изменять и разрушать природные экосистемы. В целях рационализации и увеличения объемов урожая сельскохозяйственных культур людьми создаются агроэкосистемы. В наше время 10% всей доступной суши занимают земли под выращивание сельскохозяйственных культур, а 20% – пастбища.

Отличие природных экосистем от агроценоза

Главные отличия агроценоза от натуральных экосистем состоит в:

Искусственно созданные агрохозяйственные участки должны находиться под полным контролем человека. Недостатком агроценоза становится частые увеличения популяций вредителей и грибков, которые не только вредят урожаю, но также могут ухудшить состояние окружающей среды. Численность популяции культуры в агроценозе увеличивается только при помощи использования:

В процессе создания агроэкосистемы человек выстроил полностью искусственные этапы развития экосистемы. Большой популярностью пользуется мелиорация почв – обширный комплекс мероприятий направленных на улучшение природных условий с целью получить максимально высокий уровень урожая. Только правильный научный подход, контроль состояния почвы, уровня влаги и минеральных удобрений способны повысить продуктивность агроценоза в сравнении с естественной экосистемой.

Негативные последствия агроценоза

Человечеству важно поддерживать баланс агро- и природных экосистем. Люди создают агроэкосистемы для увеличения количества продуктов питания и используют их для пищевой промышленности. Однако создание искусственных агроэкосистем требуют дополнительных территорий, поэтому люди часто вырубают леса, распашивают землю и тем самым уничтожают уже существующие природные экосистемы. Это нарушает баланс диких и культурных видов животных и растений.

Вторую негативную роль играют пестициды, которые часто используют для борьбы с насекомыми-вредителями на агроэкосистемах. Эти химические препараты через воду, воздух и насекомых-вредителей попадают в природные экосистемы и загрязняют их. Кроме этого, избыточное употребление удобрений для агроэкосистем вызывает загрязнение водоемов и грунтовых вод.

Источник

Конспект урока по экологии «Агроценозы»

Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка домашнего задания В приведённом перечне найдите и запишите порядковые номера продуцентов, консументов и редуцентов. Папоротник, муравей, белый гриб, хемосинтезирующая бактерия, стрекоза, гнилостная бактерия, лев, тимофеевка луговая, кактус, человек.

Проверка домашнего задания Укажите, в какой последовательности могут входить в пищевую цепь следующие организмы: одноклеточные водоросли, плотва, скопа, дафния, щука.

Ответы 1. Продуценты 1,8,9. Консументы 2,5,7,10. Редуценты 3,4,6 (10 баллов). 2. Одноклеточные водоросли → дафния → плотва → щука → скопа (5 баллов). 3.Верные суждения Б, Г, Д, Ж (7 баллов).

Виды экосистем Искусственные Естественные тайга, пруд, озеро, альпийский луг, пшеничное поле, парк, коралловый остров.

Тема урока: Агробиоценоз как экологическая система.

Продуценты культурные растения, сорняки, травы сенокосов и пастбищ, деревья, рудеральная растительность – растения обочин дорог.

Консументы человек, сельскохозяйственные животные, вредители полевых культур, птицы, паразиты, организмы-симбиотрофы.

Редуценты бактерии (нитрификаторы и денитрификаторы), Почвенные микроорганизмы.

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. Показатель Биогеоценоз Агроценоз Направление действия отбора Круговорот основных питательных элементов Видовое разнообразие и устойчивость Форма и плотность популяции

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. Показатель Биогеоценоз Агроценоз Направление действия отбора Естественный отбор, выбраковывает нежизнеспособные особи и сохраняет приспособления к условиям среды. Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор. Круговорот основных питательных элементов Видовое разнообразие и устойчивость Форма и плотность популяции

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. Показатель Биогеоценоз Агроценоз Направление действия отбора Естественный отбор, выбраковывает нежизнеспособные особи и сохраняет приспособления к условиям среды. Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор. Круговорот основных питательных элементов Круговорот осуществляется полностью. Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется Видовое разнообразие и устойчивость Форма и плотность популяции

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. Показатель Биогеоценоз Агроценоз Направление действия отбора Естественный отбор, выбраковывает нежизнеспособные особи и сохраняет приспособления к условиям среды. Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор. Круговорот основных питательных элементов Круговорот осуществляется полностью. Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется Видовое разнообразие и устойчивость Большое видовое разнообразие организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость. Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость. Форма и плотность популяции

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. Показатель Биогеоценоз Агроценоз Направление действия отбора Естественный отбор, выбраковывает нежизнеспособные особи и сохраняет приспособления к условиям среды. Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор. Круговорот основных питательных элементов Круговорот осуществляется полностью. Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется Видовое разнообразие и устойчивость Большое видовое разнообразие организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость. Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость. Форма и плотность популяции Связана с климатическими и ландшафтными факторами. Форму полей и густоту посадки определяет человек

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов Показатель Биогеоценоз Агроценоз Растительные доминанты Определяются в ходе борьбы за существование Задаются человеком Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия) Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов. Продуктивность Низкая Значительно большая, чем в биогеоценозах. Длина пищевой цепи Длинные Короткие Источники энергии Только солнечная Дополнительные источники, кроме солнечной: обработка почвы, внесение удобрений и др.

Пашня – искусственный агроценоз. Пашня — сельскохозяйственные угодья, ежегодно обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур, многолетние травы и площадь огородов.

Сад Сад — территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками. Также в саду могут произрастать декоративные кустарники, цветы, а также присутствовать элементы огорода.

Черты сходства агроценоза и биогеоценоза Компоненты (абиотические и биотические: продуценты, консументы, редуценты). Наличие пищевых цепей (в агроценозе обязательное звено – человек). Внутри каждого из них действуют факторы эволюции (искусственный или естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость). В обоих действует правило экологической пирамиды.

Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу: состоят из большого числа видов; способны к саморегуляции; неспособны к саморегуляции; состоят из небольшого числа видов; все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву; значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения; единственным источником энергии является солнечный свет; основной движущей силой эволюции является искусственный отбор; основной движущей силой эволюции является естественный отбор; процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

Ответ Агроценоз: 3, 4, 6, 8, 10. Биоценоз: 1, 2, 5, 7, 9. (10 баллов).

Домашнее задание П. 6.4 1. Предложить пути повышения продуктивности агроценозов. 2. В чем положительная роль сорняков в агроценозе?

Сравните экосистемы луга и поля. Параметры для сравнения Экосистема Луг Поле Вид экосистемы Компоненты Действующий отбор Видовое разнообразие Пищевые цепи Источник энергии Саморегуляция Устойчивость Круговорот веществ

Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Почему на планете не могут преобладать агроценозы к чему это может привести

Тема урока: Агробиоценозы как экологические системы.

· Сформировать у учащихся систему знаний о структуре и функционировании биоценозов, созданных человеком, об основных признаках, характеризующих агроценоз.

· Научить школьников сравнивать естественный биогеоценоз и агроценоз; объяснить причины выявленного сходства и различия.

· Убедить старшеклассников в том, что между агроценозом и природным биогеоценозом может быть достигнуто гармоничное сочетание, что естественные сообщества не должны быть полностью заменены сельскохозяйственными угодьями.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

4. хемосинтезирующая бактерия,

6. гнилостная бактерия,

8. тимофеевка луговая,

2. Укажите, в какой последовательности могут входить в пищевую цепь следующие организмы : одноклеточные водоросли, плотва, скопа, дафния, щука

3. Среди приведённых утверждений выберите верные :

А. Источником энергии для редуцентов является окисление неорганических веществ.

Б. Численность консументов обычно меньше численности продуцентов.

В. Самой высокопродуктивной экосистемой является Мировой океан.

Г. Самыми малопродуктивными экосистемами являются пустыни.

Д. Экосистемы с малым видовым разнообразием неустойчивы.

Ж. Существование пищевых сетей является условием устойчивости экосистемы.

З. Конечным итогом сукцессии является формирование пионерного сообщества.

Продуценты 1,8,9. Консументы 2,5,7,10. Редуценты 3,4,6. (10 баллов)

Одноклеточные водоросли→дафния→плотва→щука→скопа. (5 баллов)

Верные суждения Б, Г, Д, Ж. (7 баллов)

3. Актуализация знаний.

Мы изучили экосистемы. Скажите, какие типы экосистем можно выделить по степени участия человека в их создании? (Естественные и искусственные).

Перед вами список экосистем. Распределите их по данным типам. (Один ученик у доски, остальные на местах)

7. коралловый остров.

(Проверяем). Естественные 1,3,4,7. Искусственные 2,5,6.

Как называется естественная экосистема? (биогеоценоз).

Как называется искусственная экосистема?

4. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с о структурой и функционированием биогеоценозов, созданных человеком, и узнаем об основных признаках, характеризующих агробиоценоз и о практическом применении знаний по данной теме.

Тема урока: Агробиоценоз как экологическая система. (запись в тетрадь).

Изымая избыток чистой продукции из биогеоценозов, находящихся в начале сукцессионных рядов, мы задерживаем сукцессию, но не подрываем основу существования сообщества. Вмешательство же в стабильное, климаксное сообщество, с большой полнотой расходующее энергию на «свои» нужды, неминуемо вызывает нарушения сложившегося равновесия.

Таким образом, сообщество не может одновременно сочетать два противоположных свойства: быть высокостабильным и давать большой запас чистой продукции, который можно было бы изымать без вреда для самого ценоза. Для получения высокой первичной продукции автотрофов человек создает искусственные сообщества, называемые агробиоценозами.

Какие компоненты можно выделить в составе агробиоценоза?

(биотоп) продуценты консументы редуценты

— климатические растения, позвоночные бактерии,

Обратимся к таблице и сравним биогеоценоз с агроценозом. (Знания о биоценозах учащиеся формулируют сами, о агроценозах с подсказками учителя).

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.

Направление действия отбора

Естественный отбор, выбраковывает нежизнеспособные особи и сохраняет приспособления к условиям среды.

Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор.

Круговорот основных питательных элементов

Круговорот осуществляется полностью.

Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется.

Видовое разнообразие и устойчивость

Большое видовое разнообразие организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость.

Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость.

Форма и плотность популяции

Связана с климатическими и ландшафтными факторами.

Форму полей и густоту посадки определяет человек

Определяются в ходе борьбы за существование

Способность к саморегуляции, самоподдер-жанию и сменяемости

Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия).

Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение продуктивности.

Значительно большая, чем в биогеоценозах

Длина пищевой цепи

Дополнительные источники, кроме солнечной: обработка почвы, внесение удобрений и др.

Вы знаете, что учащиеся вашего класса занимаются исследовательской деятельностью по экологии. Некоторые из них работают над проблемами агробиоценозов и сегодня они вам расскажут о видах агроценозов.

(Рассказ пашне, пастбище, и сенокосном луге, саде, о цветниках и их видах)

1. Давайте выделим черты сходства агробиоценоза и природного биоценоза.

1. Компоненты (абиотические и биотические: продуценты, консументы, редуценты).

2. Наличие пищевых цепей (в агроценозе обязательное звено – человек).

3. Внутри каждого из них действуют факторы эволюции (искусственный или естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость).

4. В обоих ценозах действует правило экологической пирамиды.

2.Почему на планете не могут преобладать агроценозы? К чему это может привести?

3. Подумайте над тем, для чего используют севооборот в агроценозе?

6. Контроль полученных знаний.

Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

Вывод: Агроценозы занимают примерно 10% всей поверхности суши (около 1,2 млрд. га) и дают человечеству около 90% пищевой энергии. Их неоспоримые преимущества по сравнению с естественными экосистемами заключается в неограниченных потенциальных возможностях увеличения продуктивности. Однако их реализация возможна только при постоянном, научно обоснованном уходе за почвой, обеспечении растений влагой и элементами минерального питания, охране растений от неблагоприятных абиотических и биотических факторов. Эксплуатация ценных для человека природных систем не должна превышать их способности к самовосстановлению.

Сравните экосистему луга и поля. Заполните таблицу :

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *