Почему мужская одежда демократизировалась быстрее чем женская в 19 веке
какие изменения в одежде у мужчин и женщин произошли в 19 веке?
Уже во время первого периода Французской революции наметились серьезные изменения в стилистике женской одежды. Доминирующим стало платье-шемиз, получившее свое название за сходство с нижней сорочкой – шемиз. Его простота разительно отличалась от пышных нарядов эпохи рококо. Такие элементы нижней одежды, как корсет и панье, обязательные в предыдущем веке для формирования характерного силуэта, были забыты. Отныне дамы предпочитали носить тонкие, почти прозрачные белые хлопчатобумажные платья, надевая вниз один-два слоя белья или вовсе обходясь без него. Платье-шемиз отличалось четким, почти аскетическим силуэтом, за счёт высокой талии, а также цельнокроеного корсажа и юбки. Прототип такого костюма (chemise a la reine) любила ещё Мария Антуанетта. Постепенно платье трансформировалось, и, как мы видим на портрете Мадам Рекамье Франсуа Жерара (1802, Музей Карнавале, Париж),
всё более стало напоминать наряд неоклассицизма, который прославлял строгие, классические формы, характерные для времён Античности. В моду вошли полупрозрачные материалы: муслин, газ, перкаль, – их ценили за простоту. Подобные ткани скорее драпировали фигуру, создавая струящийся воздушный силуэт. Платье-шемиз стало символом новой, постреволюционной эстетической концепции. Однако европейские зимы оказались слишком холодными для тонких материалов и в моду вошли шали из Кашмира, которые полагалось набрасывать на плечи: они не только согревали свою хозяйку, но и служили удачным дополнением к ее платью. От холодов также защищали спенсер и редингот – практичные, скроенные на английский лад наряды.
Эта верхняя одежда во многом испытала на себе влияние военной формы эпохи наполеоновских войн: военные мундиры отличались смелыми новаторскими фасонами, целью которых было подчеркнуть могущество французских войск. Считается, что и кашмирские шали вошли в моду после того, как Наполеон привез их во Францию после своей египетской кампании 1799 года. Благодаря экзотическим рисункам и роскошной многоцветности, индийские шали быстро стали модным аксессуаром. Роскошные кашмирские платки стоили больших денег, и поэтому неудивительно, что их вносили в завещания или в списки приданого. После 1830 года популярность подобных накидок была столь велика, что к 1840-ым годам, как во Франции, так и в Англии открылись крупные ткацкие фабрики по производству шалей.
Почему мужская одежда демократизировалась быстрее чем женская в 19 веке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Западноевропейский костюм буржуазной эпохи (XIX в.)
Развитие мужского и женского костюма идет разными путями, меняются их ролевые установки. В отличие от прошлых эпох, когда социально-знаковая функция была закреплена за мужским костюмом, теперь на нее претендует женский. Женская одежда выполняет презентационную функцию, демонстрируя престиж и преуспеяние не только и не столько самой ее обладательницы, сколько ее семьи. В этом плане чрезвычайно важно дистанцироваться от низших слоев, а поскольку принудительные отличия устранены, то их роль выполняет частая смена моды. Безумства моды почти не затрагивают мужской костюм. Он стабилизируется, изменяясь теперь только в частностях: длине и ширине отдельных видов одежды, форме деталей. Мужская одежда становится в полной мере костюмом делового человека, большая часть жизни которого проходит в конторе, на бирже, в банке. Она удобна, практична, приспособлена к той деятельности, которой занимается ее обладатель.
1 За исключением военного и гражданского мундира.
2 Входит в быт в 50-х годах.
Во втором десятилетии шмиз украшают всевозможной отделкой: рюшами, воланами, оборками: он получает длинные рукава, а его длина укорачивается до щиколотки, декольте закрывается вставками. Белый цвет также уходит в прошлое, с началом Реставрации он становится признаком бедности и провинциальности. Так в 20-х годах происходит постепенный переход к новому стилю
Большой объем диктует пропорции верхнего платья, и потому широкое распространение получили всевозможные накидки, мантильи, бурнусы. Появляется дамское пальто, которое в дальнейшем вытеснит другие виды верхней одежды. Верхнюю одежду шьют из шерстяных или полушерстяных тканей, она, как правило, темных тонов, часто таких же, как и костюмы для визитов: зеленого, коричневого, бронзового. Новому силуэту соответствует новая форма прически и шляпки. Высоких причесок уже не носят. Волосы спереди разделяют на пробор, укладывают валиком надо лбом и висками, закалывают сзади в низкие пучки либо завивают в виде английских локонов. Изменяются и головные уборы: они становятся похожи на наколки, небольшие чепцы, завязанные лентами под подбородком.
Модерн достойно завершил век эклектики, хаоса и эпигонства. Он связал прошлое и настоящее, перекинув мостик из 19 в 20 в., прозвучал завершающим аккордом 19 в., одновременно возвестив начале нового столетия, нового века индустриальной цивилизации.