Почему можно утверждать что идеалистические воззрения близки к религиозным
Различие между идеализмом и религией
Основной вопрос философии встал перед людьми только тогда, когда было открыто познание. Лишь тогда, когда объектом познания наряду с миром стало и само познание (именно познание, а не просто знание), встал вопрос об отношении между ними. Произошло это далеко не сразу после появления первых философских учений. И чувственное познание (ощущения, восприятия), и мышление как умозрение, а не просто психическое переживание, впервые открыли только древнегреческие философы, составлявшие элейскую школу (VI-V вв. до н. э.), но уж ни в коем случае не первобытные люди. Представлению же о познании как о чем-то качественно отличном от телесного, материального, понятию духовного, идеального положил начало лишь Платон.
Многие советские философы, обосновывая изложенный выше взгляд на отношение между идеализмом и религией, ссылались не только на Ф. Энгельса, но и на В. И. Ленина. Обычно приводилось содержащееся в «Философских тетрадях» высказывание последнего: « Идеализм первобытный: общее (понятие, идея) есть отдельное существо. Эта кажется диким, чудовищно (вернее, ребячески) нелепым. Но разве не в том же роде (совершенно в том же роде) современный идеализм, Кант, Гегель, идея бога? »[189]. Ссылка эта основана на явном недоразумении. Как явствует из контекста, говоря о «первобытном идеализме», В. И. Ленин имел в виду вовсе не религию первобытного общества, а идеализм Пифагора и Платона, который действительно был первоначальным, первым бывшим, первобытным в буквальном смысле слова[190].
Идеализм и религия отличаются не только и не столько формой, сколько содержанием. У них совершенно различная сущность. Суть религии заключается в признании существования некой сверхъестественной силы, от которой зависит успех или неуспех любой человеческой деятельности, а тем самым в конечном счете ход и исход человеческой жизни в целом. Так как никакого разумного доказательства бытия такой силы нет и в принципе быть не может, то ее признание предполагает слепую, нерассуждающую веру в бытие этой силы. Если человек верит в бытие такой силы, то он неизбежно должен совершать особого рода действия, долженствующие так повлиять на нее, чтобы она помогла человеку в его деятельности или по меньшей мере не вредила ему. Совокупность этих действий принято называть культом. Таким образом, два необходимых признака любой религии, включая и самые низшие ее формы (магию, оменализм, фетишизм, эманизм, демонизм): 1) вера в сверхъестественную силу и 2) культ. Религия никогда не есть только извращенный, иллюзорный образ мысли, она всегда одновременно и извращенный, паразитической образ действий.
У религии и идеализма совершенно разные корни в действительности. Религия вырастает из трудностей обыденной, практической деятельности людей, из мук реальной человеческой жизни. Никаких гносеологических корней у религии нет[191].
Такие корни есть только у идеализма. Он рождается из мук познания, стремящегося познать самого себя.
Материализм и идеализм в философии
Материалистическое и идеалистическое объяснение мира. Категории диалектики и её основные законы, сформулированные Гегелем. Содержание парных категорий общего и единичного, причины и следствия, свободы и необходимости. Философский дуализм Аристотеля.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.05.2015 |
Размер файла | 25,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»?
В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира?
Материалисты считают, что:
· жизнь на Земле и в мироздании возникла и развивалась вследствие неких случайностей и последовательных осмысленных действий разумных, а иногда и не разумных живых существ;
· жизнь не была создана ни одним (любым) мыслящим живым существом;
· Бога в виде живого вечного не было и не будет;
· жизнь, это есть результат эволюционных законов природы.
Идеалисты считают, что:
· в мироздании первичная мысль, идея, живое мыслящее существо (Бог), которые изначально и вечно существуют в мироздании и которые создают жизни на различных планетах, в различных вселенных, в различных уголках мироздания;
· все начинается и все заканчивается мыслью, идеей, Богом;
· нет в мироздании изначальной материи, материя создана мыслью, идеей, Богом;
· материалистические воззрения отсутствуют.
Почему неизменным спутником материализма является атеизм?
Атеизм является неизменным спутником материализма, потому что материализм и атеизм отрицают существование Бога.
Что говорят материалисты о познании мира?
Материалисты о познании мира говорят, что:
· Познание мира бесконечно, невозможно достигнуть полных знаний и окончательной истины;
· Можно познать мир и ничто не мешает его познавать;
· Не надо боятся познания мира, и смело проникать в тайны природы;
· Нет, и не может быть вещей непознаваемых вообще;
· В мире нет ничего сверхъестественного, потустороннего, полностью недоступного;
· Все, что было неизвестно и непонятно вчера, то станет известным и понятным сегодня или завтра, главное не отчаиваться и ничего не бояться;
· Нет границ и пределов для человеческого разума и познания;
· Можем и должны с помощью науки уверенно идти вглубь неизведанного, чтобы покорять природу, совершенствовать самих себя и делать нашу жизнь лучше и счастливее.
Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным?
Что говорят идеалисты о познании мира?
Идеалисты о познании мира говорят, что:
Подумайте, какие вопросы Вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов?
Философы-материалисты затруднились бы ответить на идеалистические вопросы. Например: «Существует ли Бог?», «Есть ли жизнь после смерти?», «Что такое «Любовь»?» и т.д.
А идеалистические философы затруднились бы ответить на материалистические вопросы. Например: «Если жизнь на планете Марс?», «Как сияет звезда?», «Почему колесо первое изобретение человека?» и т.д.
В чем заключаются, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?
Что является достоинством материализма, то является и недостатком идеализма. И наоборот, что является достоинством идеализма, то недостаток материализма.
· Неполное объяснение сущности сознания;
· Неполное объяснение явлений окружающего мира.
· отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Вспомните, что такое диалектика. Каковы ее основные законы, сформулированные Гегелем? Попытайтесь привести примеры из самых различных областей жизни, иллюстрирующие законы диалектики. Что такое категории диалектики? Почему они являются парными? Каково содержание парных категорий общего и единичного, причины и следствия, свободы и необходимости, случайности и закономерности? Попытайтесь раскрыть содержание парных категорий возможности и действительности, формы и содержания, целого и части, сущности и явления.
Что представляет собой философский дуализм как один из вариантов решения проблемы соотношения и взаимодействия материального и идеального, материи и сознания? Какова его основная идея? Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать, что его дуализм близок к идеализму? Какой вариант дуализма был предложен Декартом? В чем заключается главное затруднение дуалистического объяснения мира? Какая из трех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм) представляется вам наиболее убедительной и почему?
Наиболее убедительной мне представляется точка зрения о дуализме, так как в сущности, бытие и сознание человека дуалистично, поскольку развивается между миром идей и действительности, духа и материи, Бога и дьявола, добра и зла, души и тела, веры и знания, рациональности и чувственности, пространства и времени, конечности и бесконечности, свободы и необходимости, индивидуальности и архетипа. Человек стремится преодолеть природный дуализм, но не в состоянии этого сделать, отчего испытывает душевные муки, отражающиеся в творчестве. Поэтому искусство, помимо отдельных бифункциональных произведений, в целом дуалистично, и в этом раскрывается принципиальный символизм художественного творчества. Дуальность художественного мышления в результате саморефлексии становится темой изобразительного искусства. Наконец, дуализм творчества отражается непосредственно в форме произведения искусства и его восприятии зрителем.
Задания на проверку сформированности
Второго компонента компетенций – «Уметь».
Задание № 1
Вспомните, когда и где Вам приходилось сталкиваться с понятиями «философия», «философ», «философский». Каким значением они были для Вас наполнены? Возможно ли философию определить как специфическую форму духовной культуры, несводимую ни к одной из других форм? Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметить? Согласны ли Вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте отметить достоинства и недостатки такого определения? Попытайтесь сформулировать свое определение философии. Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ». Какие вопросы ставит перед собой философия? Возможно ли утверждать, что на них в принципе не может быть ответов? Если философия не достигает результатов, к которым стремится, то в чем тогда заключается ее роль и значение?
Вспомните, когда и где Вам приходилось сталкиваться с понятиями «философия», «философ», «философский». Каким значением они были для Вас наполнены?
В жизни мы часто встречаемся с этими понятиями, часто сами употребляем их. Всем хорошо известны такие, например, выражения: это философский вопрос; ты рассуждаешь как философ; давайте пофилософствуем; относись ко всему философски; его жизненная философия заключается в том, что. Несмотря на смысловые различия между этими выражениями и ситуациями, в которых они используются, у них есть нечто общее. Нетрудно определить, что их объединяет: в каждом из этих высказываний употребление понятий философия, философ, философский, философствовать указывает на какие-то размышления или рассуждения, свидетельствует о попытке ответить на некие вопросы, решить какие-либо проблемы или разобраться в чем-то, что-то понять.
Наверное, люди в своем большинстве так и воспринимают философию – как совокупность каких-либо глубоких размышлений, как стремление ответить на глобальные вопросы. В широком смысле философия занимается именно этим. Человек – единственное существо, которое не просто существует в мире; он хочет объяснить или понять и мироздание, и самого себя.
Возможно ли философию определить как специфическую форму духовной культуры, несводимую ни к одной из других форм?
Философию можно определить как специфическую форму духовной культуры (наряду с наукой, религией и искусством), которая пытается различными способами охватить, описать,
объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мир, и человека.
В разное время различные мыслители пытались приблизить или даже отождествить философию с какой-нибудь другой формой духовной культуры, объявляя, что сама по себе она существовать не может. То ее полагали служанкой религии, то рассматривали как одну из наук, то сближали с искусством. Однако философия, в конечном итоге, остается самою собой и, будучи тесно связанной с наукой, религией и искусством, является все же самостоятельной формой духовной культуры и не сводится ни к одной из других ее форм.
Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметить? Согласны ли Вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте отметить достоинства и недостатки такого определения?
Что же изучает философия (если считать ее наукой), каков ее предмет? Точно ответить на этот вопрос определенного, конкретного предмета и, следовательно, она сильно отличается от всех других существующих наук. Поэтому условно можно было бы сказать, что философия – это наука обо всем.
Философия – это (условно говоря) наука, которая и занимается поиском исследованием этих общих черт всего окружающего мира в целом (и внутреннего мира человека). Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Поэтому мы и говорим, что она – наука обо всем. Но не обо всем вообще, а только о самых главных чертах, основных признаках мироздания и человека. Таким образом, философия – это наука обо всем, то есть – о наиболее широком, общем, важном, главном, основном.
Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук. Каждая наука
смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью. Философия же смотрит на всё не с какой-то его стороны, а со всех сторон сразу. Поэтому она может быть названа метанаукой. Приставка «мета» в переводе с греческого означает «над», «сверху». Философия как метанаука, ставя перед собой более глобальные цели, чем все другие науки, возвышается над ними и объединяет их. Если каждая из наук изучает какую-то часть мира, а философия – весь мир, то любая наука может быть названа частной, а философия – общей наукой или связующей нитью всех наук.
Вопросы, которые задает философия слишком глобальны и сложны, масштаб философии колоссален и поэтому ее вопросы точно так же стоят перед человечеством и так же открыты, как и пять тысяч лет назад. За всю свою историю человек почти нисколько не продвинулся в поисках ответа на эти вопросы и назвал их вечными. Философия, таким образом, – это бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания.
Попытайтесь сформулировать свое определение философии.
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах бытия и познания, об отношении человека и мир.
Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ».
Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух частей. «Филuя» переводится как «любовь», «софuя» – как «мудрость». Таким образом, философия буквально
Означает любовь к мудрости.
Какие вопросы ставит перед собой философия?
Возможно ли утверждать, что на них в принципе не может быть ответов? Если философия не достигает результатов, к которым стремится, то в чем тогда заключается ее роль и значение?
Пифагор, называя себя философом, отнюдь не считал стремление к мудрости бессмысленным делом. В его знаменитых словах содержится утверждение, что человек не только может, но и должен являться любителем мудрости. Поэтому понятие «философия» означает не только невозможность достижения абсолютной истины, но и о том, что к ней возможно и даже необходимо стремиться, следует постоянно искать ее. Но зачем?
Правильнее было бы предположить, что возможно и то, и другое. Но если существует вероятность достижения того, что кажется недостижимым, тогда поиск истины в высшей степени оправдан, а философия, занимающейся этим поиском, имеет огромный смысл и значение. Известный русский философ В.С. Соловьев писал по этому поводу: «Так как нам совершенно ничего неизвестно об относительном возрасте человечества, то мы не имеем права отрицать, что его предполагаемая неспособность к метафизическому (философскому) познанию может быть того же рода, как неспособность говорить у трехмесячного ребенка». Итак, мы не знаем, какие горизонты знания могут открыться нам в будущем, но значение философии и состоит в стремлении приблизиться хотя бы на шаг к ним.
Задание № 2
Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира? Почему неизменным спутником материализма является атеизм? Что говорят материалисты о познании мира? Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным? Что говорят идеалисты о познании мира? Подумайте, какие вопросы Вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов? В чем заключаются, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?
Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»?
В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира?
Материалисты считают, что:
· жизнь на Земле и в мироздании возникла и развивалась вследствие неких случайностей и последовательных осмысленных действий разумных, а иногда и не разумных живых существ;
· жизнь не была создана ни одним (любым) мыслящим живым существом;
· Бога в виде живого вечного не было и не будет;
· жизнь, это есть результат эволюционных законов природы.
Идеалисты считают, что:
· в мироздании первичная мысль, идея, живое мыслящее существо (Бог), которые изначально и вечно существуют в мироздании и которые создают жизни на различных планетах, в различных вселенных, в различных уголках мироздания;
· все начинается и все заканчивается мыслью, идеей, Богом;
· нет в мироздании изначальной материи, материя создана мыслью, идеей, Богом;
· материалистические воззрения отсутствуют.
Почему неизменным спутником материализма является атеизм?
Атеизм является неизменным спутником материализма, потому что материализм и атеизм отрицают существование Бога.
Что говорят материалисты о познании мира?
· Познание мира бесконечно, невозможно достигнуть полных знаний и окончательной истины;
· Можно познать мир и ничто не мешает его познавать;
· Не надо боятся познания мира, и смело проникать в тайны природы;
· Нет, и не может быть вещей непознаваемых вообще;
· В мире нет ничего сверхъестественного, потустороннего, полностью недоступного;
· Все, что было неизвестно и непонятно вчера, то станет известным и понятным сегодня или завтра, главное не отчаиваться и ничего не бояться;
· Нет границ и пределов для человеческого разума и познания;
· Можем и должны с помощью науки уверенно идти вглубь неизведанного, чтобы покорять природу, совершенствовать самих себя и делать нашу жизнь лучше и счастливее.
Почему можно утверждать, что идеалистические воззрения близки к религиозным?
Что говорят идеалисты о познании мира?
Подумайте, какие вопросы Вы могли бы адресовать философам-материалистам, на которые они затруднились бы ответить, и какие вопросы поставили бы в тупик идеалистических философов?
Философы-материалисты затруднились бы ответить на идеалистические вопросы. Например: «Существует ли Бог?», «Есть ли жизнь после смерти?», «Что такое «Любовь»?» и т.д.
А идеалистические философы затруднились бы ответить на материалистические вопросы. Например: «Если жизнь на планете Марс?», «Как сияет звезда?», «Почему колесо первое изобретение человека?» и т.д.
В чем заключаются, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки материализма и идеализма?
Что является достоинством материализма, то является и недостатком идеализма. И наоборот, что является достоинством идеализма, то недостаток материализма.
· Неполное объяснение сущности сознания;
· Неполное объяснение явлений окружающего мира.
· отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Задание № 3
Что представляет собой философский дуализм как один из вариантов решения проблемы соотношения и взаимодействия материального и идеального, материи и сознания? Какова его основная идея? Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать, что его дуализм близок к идеализму? Какой вариант Дуализма был предложен Декартом? В чем заключается главное затруднение дуалистического объяснения мира? Какая из трех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм) представляется Вам наиболее убедительной, и почему?
Что представляет собой философский дуализм как один из вариантов решения проблемы соотношения и взаимодействия материального и идеального, материи и сознания?
Какова его основная идея?
Какой вариант дуализма был предложен Аристотелем? Почему возможно утверждать, что его дуализм близок к идеализму?
Какой вариант Дуализма был предложен Декартом?
В чем заключается главное затруднение дуалистического объяснения мира?
Какая из трех точек зрения (материализм, идеализм, дуализм) представляется Вам наиболее убедительной, и почему?
Наиболее убедительной мне представляется точка зрения о дуализме, так как в сущности, бытие и сознание человека дуалистично, поскольку развивается между миром идей и действительности, духа и материи, Бога и дьявола, добра и зла, души и тела, веры и знания, рациональности и чувственности, пространства и времени, конечности и бесконечности, свободы и необходимости, индивидуальности и архетипа. Человек стремится преодолеть природный дуализм, но не в состоянии этого сделать, отчего испытывает душевные муки, отражающиеся в творчестве. Поэтому искусство, помимо отдельных бифункциональных произведений, в целом дуалистично, и в этом раскрывается принципиальный символизм художественного творчества. Дуальность художественного мышления в результате саморефлексии становится темой изобразительного искусства. Наконец, дуализм творчества отражается непосредственно в форме произведения искусства и его восприятии зрителем.
Задание № 4
Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии «Брахман», «атаман», «карма», «сансара». Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев? Прокомментируйте следующий фрагмент из «Упанишад» «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий «(мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».
Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии «Брахман», «атаман», «карма», «сансара».
Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии?
В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?
Для того, чтобы не рождаться и умирать вновь, а умерев, родиться в вечности, древние индийцы считали, что нужно отказаться от своей индивидуальности, некой обособленности и воспринимать себя как единое целое с миром, с вселенной, раствориться в окружающим и посвятить себя только созерцанию и воспринимать себя как частичка целого, необъятного, вечного. Такой путь должен привести к тому, что прервется цикл кармических перерождений на земле и духовная сущность сможет соединиться с Брахманом.
Прокомментируйте следующий фрагмент из «Упанишад» «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий «(мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».
Фрагмент из Упанишад: «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), отрешенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого» можно трактовать как путь отречения от своей индивидуальности, своего влияния и власти, богатства и этим путем достигается единение с миром, с богом, растворении в нем себя, достижения наивысшего божественного духа (Пуруше), т.е. фактически достижения нирваны.
Задание № 5
В чем заключается, на Ваш взгляд, философский смысл легенды о принце Сиддхаратхе Гаутаме – создателе буддизма?
Легенда о принце по имени Сиддхартха Гаутама, которого считают создателем буддизма, на мой взгляд показывает, что не все так однозначно в этом мире, как нам кажется, то что мы считали как само собой разумеющееся и принадлежащее нам всегда, может быть дано нам на время, что все изменчиво и скоротечно. Что прибывая в роскоши и благодатях, человеку все равно чего-то не хватает и он все равно к чему-то стремиться и чего-то ищет, не ценя того что имеет. А другим, кому по всем меркам хуже чем тебе тоже плохо. Они тоже не довольны своей жизнью и так же как и ты прибывают в поиске лучшего.
Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям несомненным страданием? Согласны ли Вы с таким утверждением?
Буддисты считают, что земная жизнь это страдания, которые связанны с вечной неудовлетворённостью человека, которая рождается из того, что его желания не соответствуют его возможностям удовлетворить эти желания и достигнуть ему нужных целей. Как только одни цели и желания реализуются, тут же встают другие цели и желания, над достижением которых опять приходиться трудиться и именно это рождает бесконечное неудовлетворение от своей жизни, страдания и т.п.
В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма? Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от страданий и печалей земной жизни?
Постоянное стремлении человека к чему-либо в буддизме называется жаждой. В буддизме для того, чтобы стать счастливым предлагается ограничить свою жажду своими возможностями и больше не стремиться ни к каким целям, довольствоваться тем что есть. Таким образом, человек избавляется от своего индивидуализма, прерывает цепь перерождений и достигает нирваны. Такое представление о правильности жизни до сих пор достаточно распространено в мире, но человеку другой культуры и другой веры очень трудно воспринять буддийский способ мышления и разделить такое представление о боге и единении с ним.
Раскройте содержание понятий «аскетизм» и «аскет».
Широко распространено мнение о том, что аскет – это человек, который может жить в пустыне или в лесу, есть, что придется, одеваться только для того, чтобы прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как Вы думаете, достаточно ли перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?
Конечно же аскет может жить в лесу или пустыне, есть, что придется и носить лохмотья, только для того, чтобы прикрыть наготу, но этого естественно не достаточно, для описания аскета, потому что этот человек выбрал абсолютно сознательно этот путь для чего-то, для достижения какой-то высшей цели, а не потому, что у него возникли материальные трудности.
Задание № 6
В чем видел Конфуций причины общественных несчастий? Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной? Виртуальным в философии называется возможное (от лат. virtualis – возможный), то есть то, чего нет, но может быть при определенных условиях. Можно ли говорить, что зло (прежде всего, общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность? Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает выполнять Конфуций? Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая? В книге «Беседы и суждения», написанной учениками Конфуция, есть такие утверждения «Учитель сказал» «Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное… Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают его… Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям». На какие принципы небесного порядка (которым необходимо следовать) указывают эти утверждения Конфуция?
В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?
Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?
Для того, чтобы этого не происходило, чтобы упорядочить и гармонизировать человеческую жизнь, сделать ее благополучной, нам следует понять небесную волю и тот добрый порядок вещей, который оно установило. Мы должны увидеть этот порядок, осознать его до конца, а далее – следовать ему постоянно, выполнять его неукоснительно.
Нам не следует искать общественное счастье где-либо, так как оно всегда рядом с нами, им нужно только воспользоваться. От нас требуется всего лишь соблюдать добрый порядок, назначенный нам Небом, жить по нему, в соответствии с ним, выполнять все его принципы и правила, никогда не нарушать их, и тогда наша жизнь, построенная на исполнении этого порядка и руководимая им, будет безупречно правильной и оттого счастливой.
Виртуальным в философии называется возможное (от лат. virtualis – возможный), то есть то, чего нет, но может быть при определенных условиях. Можно ли говорить, что зло (прежде всего, общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность?
Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает выполнять Конфуций?
Основными ее принципами или главными добродетелями, установленными Небом, являются великодушие (куань), уважение к старшим (ди), сыновняя почтительность (сяо), верность долгу (и), преданность государю (чжун) и другие.
Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая?
Понятно, что жизнь отдельного человека и всего общества, покоящаяся на соблюдении этих правил будет отличаться необычайной стабильностью. Если люди будут поступать не в силу субъективного произвола каждого, не по своим личным желаниям и устремлениям, которые разнообразны, противоречат друг другу и потому раскалывают общество, а в силу от века установленного порядка, единого для всех, тогда человеческое общежитие тоже будет одним целым, спаянным нерушимым единством общественным организмом, незыблемым и постоянным. Конфуцианское учение как нельзя лучше соответствовало историческим процессам экономической, политической и культурной консервации и изоляции Китая и на долгое время стало официальной доктриной, способствуя внутренней целостности, неизменности и национальной самобытности китайской цивилизации
В книге «Беседы и суждения», написанной учениками Конфуция, есть такие утверждения «Учитель сказал» «Древние говорили с осторожностью, так как опасались, что не смогут выполнить сказанное… Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают его… Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям». На какие принципы небесного порядка (которым необходимо следовать) указывают эти утверждения Конфуция?