Почему нам иногда кажется, что происходящее с нами уже когда-то случалось?
Это называется дежавю, что в переводе с французского означает «уже видел». Чувство, охватывающее вас в какие-то моменты и говорящее: «Здесь я уже был, это я уже делал». Хотя на самом деле ничего такого не было. Это чувство может быть таким сильным, что даже трудно поверить в его нереальность.
Приступы дежавю, кажется, свидетельствуют о том, что одни и те же кусочки жизни мы проживаем снова и снова. Вероятно, именно это обстоятельство привело к тому, что дежавю считается некоторыми людьми доказательством существования реинкарнации — идеи, что наша душа проживает множество жизней.
Другие усматривают в нем доказательство существования предвидения — знания о событии до того, как оно произойдет, — и текучести времени. Сторонники этой точки зрения считают, что будущее существует параллельно с прошлым и настоящим.
Они говорят, что иногда события кажутся нам знакомыми вследствие того, что мы где-то на подсознательном уровне знаем, что это должно было произойти.
Ученые придерживаются более «земного» объяснения. Они придумали сотни различных объяснений дежавю, но никто не знает, какое из них верное (если такое среди них вообще есть).
Хотя ученые и не знают, что вызывает дежавю, многие считают, что это явление тесно связано с системой памяти нашего мозга. Дежавю, по их мнению, может быть чем-то вроде сбоев в работе памяти. В пользу этого мнения приводится довод о том, что дежавю мы переживаем чаще всего после продолжительного стресса, когда мы переутомлены.
Некоторые ученые говорят, что дежавю случается, когда одно полушарие фиксирует события на долю секунды раньше другого. Поэтому у вас возникает чувство, словно вы дважды переживаете одно и то же.
Ваш мозг содержит от 5 до 20 млрд нейронов (нервных клеток). В состав мозга входят также глиальные клетки, их примерно в 10 раз больше, чем нейронов. Глия заполняет пространство между нейронами, образуя несущий каркас нервной ткани. Каждый нейрон имеет около 1000 синапсов, которыми он соединен с другими нейронами. Неудивительно, что мозг в состоянии сохранять практически бесчисленное количество воспоминаний.
Есть и новая интригующая идея, что события в памяти сохраняются в виде своего рода голограмм. Голограмма — это трехмерное изображение, сделанное с помощью лазера. Самое интересное здесь то, что все голографическое изображение можно восстановить по любой небольшой его части.
Как же возможно, что воспоминания хранятся в виде голограмм? Ученые говорят, что информация о любом воспоминании хранится в различных местах мозга. Можно удалить какую-то часть мозга, содержащую кусочек воспоминания, но пациент при этом все же сможет вызвать полную картину в своих воспоминаниях. Как это возможно? Как и в случае с голограммой, любой фрагмент воспоминания можно использовать, чтобы восстановить всю картину.
По этой теории получается, что дежавю может вызываться тем, что некоторые текущие события имеют схожие моменты с уже происходившими с вами событиями. Мозг может брать кусочки различных воспоминаний, очень похожих друг на друга (например, два воспоминания о собаке в красном свитере), и объединять их в новое, вымышленное воспоминание — дежавю.
Что бы его ни вызывало, дежавю может включать в себя несколько совпадений. Дерматолог по имени Стивен Кон написал об одной случайной встрече с каким-то молодым человеком в Нью-Йорке. Мужчина стоял с озадаченным выражением лица перед магазином с одеждой.
Он сказал доктору Кону, что впервые в Нью-Йорке. Но его охватило чувство, словно он уже стоя здесь когда-то и, глядя на точно такой же костюм в витрине, рассказывал незнакомцу, доктору Кону о своем дежавю. Таким образом, переживание молодого человека было как бы дежавю в дежавю.
Но чего молодой человек никак не мог знать, так это то, что мужчина из его «двойного дежавю» был не обычным прохожим, а доктором. Доктор Кон защитил свою диссертацию на тему дежавю.
Кажется, что это уже было. Что такое дежавю и почему оно возникает
Порой многих из нас охватывает смутное ощущение, что совершенно новая ситуация или место нам знакомы, как будто мы уже с этим сталкивались. Вот только где и когда? Бывало ли у вас такое? Если да, то поздравляем — вы знакомы с дежавю не понаслышке.
Значение французского слова дежавю — «уже виденное». Этот термин впервые был использован психологом Эмилем Буараком в 1876 году в его книге «Будущее психических наук». Под дежавю понимают психическое состояние, при котором у человека возникает ощущение, что он бывал в каком-то месте или ситуации, однако он не может обнаружить в памяти воспоминания, когда и как это случалось.
Почему у нас иногда возникает ощущение дежавю? Вот семь причин, которые называют эксперты.
В мозгу что-то рассинхронизировалось
По словам Джеймса Джордано, доктора философии, профессора неврологии в Медицинском центре Джорджтаунского университета, хотя эти два вышеупомянутых пути (быстрый и медленный) обычно работают гармонично, в некоторых случаях они могут перестать взаимодействовать правильно.
«Иногда происходит рассинхронизация, — говорит он. — «Быстрый» путь реагирует сильно, а «медленный» улавливает сигнал только доли секунды спустя. Это мизерное замедление, но оно приводит к тому, что ваша память не может определить, происходило ли это событие раньше или нет».
Это явление называется несоответствием и объясняет, почему то, что никогда не происходило раньше, может казаться таковым, вызывая дежавю.
«Сети височной доли и лобной коры «интерпретируют» это несоответствие, и мы воспринимаем ситуацию как воспоминание, воспроизводимое в реальном времени, что создает впечатление, что мы «заново переживаем» что-то действительно новое», — объясняет профессор неврологии.
Исследование, проведенное в 2013 году и опубликованное в журнале «Frontiers in Psychology», показало, что дежавю возникает из-за конфликта воспоминаний в мозге, и это чувство сохраняется, пока мозг пытается понять, что является реальной памятью, а что нет.
Твой мозг столкнулся с чем-то знакомым
«Поскольку дежавю часто возникает внезапно — без предупреждения — и длится недолго, его невероятно трудно изучать в клинических условиях в здоровой популяции», — сетует нейробиолог Ли Уинтерс.
Но, как и Джордано, Уинтерс согласен с тем, что все сводится к тому, как мозг обрабатывает память, и случайным несоответствиям, что делает дежавю чем-то средним между ошибкой памяти и «неврологическим импульсным сбоем».
Ты также можешь быть более знаком с ситуацией, которая вызывает дежавю, чем тебе кажется.
«Возможно, дежавю возникает, когда вы обнаруживаете что-то знакомое, тем самым стимулируя кору головного мозга, но при этом вы не активируете гиппокамп, который помогает вам вспомнить более конкретные детали», — говорит Уинтерс.
Некоторые предполагают, что именно поэтому дежавю вызывает это навязчивое ощущение ускользающего воспоминания или чувство, что ты была здесь раньше, но, похоже, не можешь припомнить, когда и как это случилось.
Это признак эпилепсии
Причиной, почему дежавю происходит очень часто, может оказаться серьезное неврологическое заболевание.
«Некоторые люди, страдающие от эпилепсии, испытывают это явление непосредственно перед припадком — особенно когда припадки начинаются в медиальной височной доле, области мозга, отвечающей за долговременные воспоминания, — объясняет Уинтерс. — Считается, что в этих случаях дежавю в значительной степени вызвано неправильными электрическими импульсами».
Это не значит, что ты должна бежать к ближайшему неврологу в следующий раз, когда у тебя возникнет дежавю. Однако если у тебя диагностирована эпилепсия, твое дежавю может быть предупреждающим признаком начала припадка.
Ты молода
У тебя постоянное дежавю? Что ж, вполне возможно, что тебе еще нет 30 лет. Угадали?
«Примерно от 60 до 70% людей сообщают о дежавю, но чаще всего оно встречается у молодых людей», — говорит Джордано.
По словам невролога, наибольшие шансы столкнуться с дежавю — у людей в возрасте между 15 и 25 годами.
Хотя это не означает, что с возрастом шансы испытать дежавю снизятся до минимума, тебе определенно стоит наслаждаться этим чувством, когда оно появится.
Ты испытываешь стресс
Чем больше люди страдают от стресса, тем чаще они сообщают о том, что испытывают дежавю.
Это может быть связано с тем, что, когда ты находишься под большим давлением или обрабатываешь сразу целую кучу информации, твой мозг с большей вероятностью «даст сбой» и будет испытывать трудности с сопоставлением памяти с реальной жизнью.
У тебя была прошлая жизнь
Хотя шансы на то, что ты найдешь невролога, который согласится с этой оценкой, невелики, если ты веришь в прошлые жизни — вера, на которую ты имеешь полное право, — то это еще один способ, как можно объяснить дежавю.
«Помимо неврологии, у многих экспертов в области психологии есть свои собственные мысли о том, что происходит, когда мы испытываем это чувство, что уже видели или испытали какую-то ситуацию раньше, — говорит Уинтерс. — Например, некоторые парапсихологи считают, что дежавю связано с чем-то, что мы пережили в прошлой жизни. Но одно можно сказать наверняка — по мере совершенствования методов визуализации мозга будет улучшаться и наше понимание дежавю».
Твой мозг работает исправно
«Как это ни удивительно, но дежавю на самом деле является хорошим знаком и, похоже, отражает способность мозга обрабатывать воспоминания на разных уровнях и с разной скоростью», — говорит Джордано.
В конечном счете, дежавю является еще одним доказательством того, что человеческий мозг удивителен. Если «несоответствие» или «сбой» могут привести к чему-то настолько экстраординарному, это истинное свидетельство того, насколько наш мозг — замечательный и тонкий механизм.
Поэтому в следующий раз, когда ты испытаешь дежавю, каким бы жутким оно ни было в данный момент, прими его за безвредный «глюк».
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметьвозможность обсудить тему, которая вас взволновала.
Встречается нарушение, при котором стираются грани времени. Прошлое, настоящее и будущее становятся в сознании пациентов одинаковыми категориями, они существуют для них как бы одновременно или, точнее, прошедшее время и будущее время воспринимаются ими одинаково актуальными с настоящим временем. «Представьте, — поясняет пациент, — что вы читаете книгу. То, что вы прочли, — это прошлое, что будете читать — это будущее, что читаете — настоящее. Но книга-то одна, и она лежит перед вами. Вот так же и время — в нем можно перемещаться в любом направлении прямо сейчас».
В данном случае существо расстройства сводится, полагаем, к тому, что мысленные образы прошлого и будущего воспринимаются пациентами как эквивалентные текущим реальным впечатлениям. Аналогичным является такое же нарушение пространственных отношений. Один из уфологов так объясняет в телепередаче относительность пространства. Он показывает на листе бумаги две точки и говорит, что эти точки могут находиться на противоположных краях Вселенной.
Размытие границ времени может являться симптомом серьезного психического заболевания. Диагностировать его поможет клинический психолог
Для обычного понимания пространства это означает, что перелет от одной точки к другой даже со скоростью света займет слишком много времени. Но если согнуть лист бумаги и сблизить вплотную эти точки, то окажется, что этот перелет окажется вполне реальным, не будет при этом никаких проблем и со временем. Действительно, для этого нужно совсем немногое: принять фантазию за реальность.
К проявлениям апперсонализации примыкает, полагаем, и группа таких симптомов, в центре которых находится чувство уже пережитое: deja entendu (eprovu, fait, pense, raconte, voulu, vu) — уже слышанное или воспринятое (уже испытанное, уже сделанное, уже «бывших мыслей», уже рассказанное, уже «бывшее желанным», уже виденное). Например:
«Решаю задачу по математике и чувствую, что делаю это повторно, когда-то я уже делал то же самое. На свадьбе возникло чувство, будто я уже выходила замуж и когда-то давно была точно такая же свадьба. Вижу сон с ощущением, что я уже видел его. Просыпаюсь и понимаю, что видел его впервые. Кашляю, и такое чувство, что так же я уже кашлял когда-то раньше». Одни пациенты при описании данного феномена делают акцент на рецепторной его составляющей («видел», «слышал», «воспринимал»), другие — на внутренних ощущениях («делал», «чувствовал», «читал», «думал», «вспоминал», «хотел»).
И.С.Сумбаев предпочитает поэтому термин deja vecu — «уже пережито» или «уже испытано» — как наиболее точно передающий феноменологию страдания. В немецкой литературе со времен Э.Крепелина указанные симптомы обозначаются как феномены идентифицирующих обманов памяти или парамнезий. В.П.Осипов называет их «ложными отождествлениями».
И.С.Сумбаев подчеркивает, что данному феномену свойственны такие особенности:
Достаточно часто «уже виденное» встречается у здоровых индивидов. («Никогда не виденное», между прочим, как у здоровых людей, так и у пациентов наблюдается на порядок реже. Если «уже виденное» действительно связано с апперсонализацией, то это является косвенным свидетельством того, что данное нарушение самовосприятия более распространено или чаще замечается пациентами, нежели деперсонализация.) «Уже виденное» в норме выглядит как редкое, мимолетное переживание, сопровождающееся легкой растерянностью, обычно без полной уверенности в реальности настоящего в прошлом. В такой форме оно зачастую бывает и у пациентов; оценивать его в подобных случаях как безусловное проявление патологии, по-видимому, не следует.
Явно болезненные варианты данного феномена характеризуются рядом признаков:
Феномен «уже пережитого» необходимо отличать не только от «нормального», как бы мимолетного его варианта, но и от другого расстройства. Сравним два высказывания пациентов. В одном из них больной сообщает, что, услышав, как кто-то рассказывает о своем сновидении, он почувствовал, что такой рассказ он уже когда-то слышал и воспринимает его повторно. В другом наблюдении больной сообщает о таком же рассказе. Но он вдруг вспоминает, что точно такое же сновидение было и у него месяц назад. В первом случае следует, очевидно, констатировать факт «уже виденного». Во втором речь идет о другом симптоме.
Приведем наблюдение И.С.Сумбаева. «Временами пациент переживает такое чувство, что те или другие воспринимаемые новые и незнакомые явления как бы имели место в его прошлом. В начале заболевания «уже пережито» характеризовалось большой длительностью, развертываясь непрерывно на протяжении ряда часов. Больному казалось, что дело идет о фактическом «повторении» действительности, что, по его мнению, достигалось или при помощи дорогостоящей подделки последней, или благодаря воздействию на его организм при помощи магических сил. Постепенно, по мере ослабления остроты психотических явлений. из непрерывной цепи «уже пережито» стали выпадать те или другие звенья, в результате чего остались только как бы отдельные фрагменты ранее единой картины.
В этот же период (больной) убедился в ее болезненной природе. (Он) стал испытывать чувство «уже пережито» не в момент восприятия того или другого явления, а спустя некоторое время; такое запаздывание возникновения «уже пережито» сначала равнялось 5–10 минутам, а в дальнейшем достигло 2,5 часа. Иногда в течение 5–10 секунд после восприятия тех или других объектов (пациент) испытывал колебание: возникла ли у него иллюзия «уже пережито» или нет, настолько переживалось им неопределенно и противоречиво в смысле отнесения перцептируемого к настоящему или к прошлому. (пациент был) не в состоянии установить определенный момент времени, когда воспринимаемое могло иметь место в прошлом. Обычные жизненные действия. никогда не становятся объектом «уже пережито».
Нередко при этом возникает ощущение, что предметы как бы не совсем реальны, и он вынужден ощупывать их руками, чтобы убедиться в достоверности их существования. В отдельные моменты (пациент) даже сомневался в собственном существовании. Иногда привычная обстановка, знакомые лица и т. д. оказывались в состоянии прекратить уже возникший феномен «уже пережито». Чаще объектом «уже пережито» у этого пациента были зрительные впечатления, реже — слуховые, сказанное им самим, совершаемые им действия, чтение, чувства, мысли, воспоминания. В подавленном настроении у него возникало чувство замедления течения времени.
Иногда у пациента возникал такой вариант данного феномена, когда переживания менялись местами в их последовательности. Например, пациент видел, как делают в/в вливание. В ощущении «уже пережито» сначала возникало представление о появившейся крови, а уж затем — самой процедуры попадания иглой в вену. По данным катамнеза, пациент решил, что его самонаблюдения феномена «уже пережито» представляют большую научную ценность. Он написал работу, пытался ее опубликовать. В текст работы среди прочего были включены объяснения врачей по поводу возможных причин этого феномена. Пациент был уверен, что это его собственные мысли, а врачи хотят присвоить их себе. Склонность присваивать себе чужие мысли, воспринимать их как свои собственные не является, как подчеркивают многие авторы, плагиатом, это криптомнезия».
Еще одна иллюстрация расстройства, внешне очень похожего на «уже пережитое». Больная шизофренией сообщает, что с детства и на протяжении ряда лет все воспринимаемое в настоящее время казалось ей знакомым, увиденным и пережитым когда-то ранее. Особенно отчетливым было это ощущение при чтении. У нее не было ощущения, будто она уже читала это ранее. Она чувствовала, что события, о которых она читала, являются частью ее личного опыта. Читая школьные учебники, она «вспоминала», что своими глазами видела динозавров, бои гладиаторов, была свидетельницей сооружения египетских пирамид, очевидицей крестовых походов, присутствовала на рыцарских поединках и т. д. Более того, она воочию видела, как из туманности возникла Земля, как зарождалась на ней жизнь. «Я чувствовала, что знала все это всегда и вспоминала это так ясно и с такими подробностями, будто случилось это совсем недавно, как вчера. Книги только помогали мне вспомнить пережитое, в них я не узнавала ничего нового для себя.
Я поняла, что моя душа существовала вечно или что во мне заключена мировая душа, она останется и после меня». Существует ряд гипотез о происхождении феномена «уже пережитое». Некоторые гипотезы основаны на тех известных фактах, которые показывают, что расстройство возникает в связи с очаговыми повреждениями головного мозга. Установлено, например, что «уже пережитое» наблюдается в случаях поражения височно-теменной доли, ствола мозга и мозжечка, мозолистого тела. Из этого, однако, не вытекает, что данный феномен является симптомом локального органического повреждения головного мозга.
Другие гипотезы так или иначе сосредоточены на роли прошлого опыта в развитии нарушения. Так, У.Джемс, изучая «уже пережитое» на себе, приходит к заключению, что «оно представляет всецело неясное припоминание, в котором одни элементы возобновились перед сознанием, а другие нет». Э.Крепелин, В.П.Осипов считают, что при «уже пережитом» текущие впечатления вызывают неясное впечатление о прошлом, причем образ воспоминания нарастает, тогда как текущее впечатление медленно угасает. З.Фрейд полагает, что текущее переживание как бы завершает те подсознательные желания, которые ранее не могли реализоваться.
Ряд гипотез важную роль отводит интрапсихическим процессам, например эмоциям, интеллекту, вниманию. Так, П.Жане причисляет нарушение к расстройствам, при которых в первую очередь страдает функция настоящего, чувство реального — способность к активному вниманию. Поскольку, предполагает П.Жане, функция реального ослаблена, пациенту не удается вполне схватить то, что совершается, он не может сказать с уверенностью, является ли это настоящим, прошлым или даже будущим.
По Бергсону, «уже пережитое» есть воспоминание в данный момент данного же момента — это «воспоминание настоящего», возникшее одновременно с восприятием настоящего. Тем самым обращается внимание на то, что в сознании пациента одновременно и синхронно протекают два процесса: реального восприятия и мнимого воспоминания. А.С.Шмарьян подчеркивает тесную связь нарушения со сновидно-деперсонализационным расстройством сознания, возникающим при поражении теменно-височных структур головного мозга.
И.С.Сумбаев указывает, что «уже пережитое» возникает при определенных условиях, таких как дезинтеграция сознания, снижение чувства реального, ослабление активного внимания и др. В этих условиях происходит такое замедление апперцепции актуального представления, что оно до проникновения в сознание превращается в «юное воспоминание», еще тесно связанное с актом восприятия.
Основываясь на психопатологии «уже пережитого», упомянутых гипотезах и вышесказанном о нарушениях самовосприятия, выскажем следующее предположение. Ключевыми моментами в феноменологии «уже пережитого» являются, полагаем, такие:
Если сказанное верно, то из него следует, что данный феномен является производным ряда нарушений самовосприятия. Во-первых, это диссоциация Я на две субличности. То обстоятельство, что пациент этого не осознает, не означает ничего кроме того, что расщепление Я носит в значительной степени неосознаваемый характер. На факт диссоциации определенно указывают два параллельных потока переживаний, как бы по одному в каждой субличности: в одной это восприятие настоящего, в другой как бы воспоминание настоящего.
Во-вторых, это деперсонализация в виде отчуждения одного из потоков переживания. Именно он воспринимается пациентами как некое воспоминание, локализованное в несуществующем прошлом.
В-третьих, это апперсонализация в виде твердой уверенности пациентов в том, что фантом и есть сама реальность, что им вспоминается что-то происшедшее на самом деле, а актуальное событие есть только повторение того прошлого. Эта уверенность явно диссонирует с тем, что пациенты не знают, когда состоялось мнимое событие.
Это предположение не объясняет, однако, следующих особенностей «уже пережитого»:
Речь, таким образом, идет не о собственно расщеплении, а как бы об удвоении чувства Я. В связи с этим полагаем, что «уже пережитое» — проявление другого нарушения самовосприятия, которое будет описано далее. Что касается формальной стороны дела, то «уже пережитое» более тяготеет к ауто-, а «уже воспринятое» — к аллопсихической сфере.
Встречается нарушение, при котором стираются грани времени. Прошлое, настоящее и будущее становятся в сознании пациентов одинаковыми категориями, они существуют для них как бы одновременно или, точнее, прошедшее время и будущее время воспринимаются ими одинаково актуальными с настоящим временем. «Представьте, — поясняет пациент, — что вы читаете книгу. То, что вы прочли, — это прошлое, что будете читать — это будущее, что читаете — настоящее. Но книга-то одна, и она лежит перед вами. Вот так же и время — в нем можно перемещаться в любом направлении прямо сейчас».
В данном случае существо расстройства сводится, полагаем, к тому, что мысленные образы прошлого и будущего воспринимаются пациентами как эквивалентные текущим реальным впечатлениям. Аналогичным является такое же нарушение пространственных отношений. Один из уфологов так объясняет в телепередаче относительность пространства. Он показывает на листе бумаги две точки и говорит, что эти точки могут находиться на противоположных краях Вселенной.
Размытие границ времени может являться симптомом серьезного психического заболевания. Диагностировать его поможет клинический психолог
Для обычного понимания пространства это означает, что перелет от одной точки к другой даже со скоростью света займет слишком много времени. Но если согнуть лист бумаги и сблизить вплотную эти точки, то окажется, что этот перелет окажется вполне реальным, не будет при этом никаких проблем и со временем. Действительно, для этого нужно совсем немногое: принять фантазию за реальность.
К проявлениям апперсонализации примыкает, полагаем, и группа таких симптомов, в центре которых находится чувство уже пережитое: deja entendu (eprovu, fait, pense, raconte, voulu, vu) — уже слышанное или воспринятое (уже испытанное, уже сделанное, уже «бывших мыслей», уже рассказанное, уже «бывшее желанным», уже виденное). Например:
«Решаю задачу по математике и чувствую, что делаю это повторно, когда-то я уже делал то же самое. На свадьбе возникло чувство, будто я уже выходила замуж и когда-то давно была точно такая же свадьба. Вижу сон с ощущением, что я уже видел его. Просыпаюсь и понимаю, что видел его впервые. Кашляю, и такое чувство, что так же я уже кашлял когда-то раньше». Одни пациенты при описании данного феномена делают акцент на рецепторной его составляющей («видел», «слышал», «воспринимал»), другие — на внутренних ощущениях («делал», «чувствовал», «читал», «думал», «вспоминал», «хотел»).
И.С.Сумбаев предпочитает поэтому термин deja vecu — «уже пережито» или «уже испытано» — как наиболее точно передающий феноменологию страдания. В немецкой литературе со времен Э.Крепелина указанные симптомы обозначаются как феномены идентифицирующих обманов памяти или парамнезий. В.П.Осипов называет их «ложными отождествлениями».
И.С.Сумбаев подчеркивает, что данному феномену свойственны такие особенности:
Достаточно часто «уже виденное» встречается у здоровых индивидов. («Никогда не виденное», между прочим, как у здоровых людей, так и у пациентов наблюдается на порядок реже. Если «уже виденное» действительно связано с апперсонализацией, то это является косвенным свидетельством того, что данное нарушение самовосприятия более распространено или чаще замечается пациентами, нежели деперсонализация.) «Уже виденное» в норме выглядит как редкое, мимолетное переживание, сопровождающееся легкой растерянностью, обычно без полной уверенности в реальности настоящего в прошлом. В такой форме оно зачастую бывает и у пациентов; оценивать его в подобных случаях как безусловное проявление патологии, по-видимому, не следует.
Явно болезненные варианты данного феномена характеризуются рядом признаков:
Феномен «уже пережитого» необходимо отличать не только от «нормального», как бы мимолетного его варианта, но и от другого расстройства. Сравним два высказывания пациентов. В одном из них больной сообщает, что, услышав, как кто-то рассказывает о своем сновидении, он почувствовал, что такой рассказ он уже когда-то слышал и воспринимает его повторно. В другом наблюдении больной сообщает о таком же рассказе. Но он вдруг вспоминает, что точно такое же сновидение было и у него месяц назад. В первом случае следует, очевидно, констатировать факт «уже виденного». Во втором речь идет о другом симптоме.
Приведем наблюдение И.С.Сумбаева. «Временами пациент переживает такое чувство, что те или другие воспринимаемые новые и незнакомые явления как бы имели место в его прошлом. В начале заболевания «уже пережито» характеризовалось большой длительностью, развертываясь непрерывно на протяжении ряда часов. Больному казалось, что дело идет о фактическом «повторении» действительности, что, по его мнению, достигалось или при помощи дорогостоящей подделки последней, или благодаря воздействию на его организм при помощи магических сил. Постепенно, по мере ослабления остроты психотических явлений. из непрерывной цепи «уже пережито» стали выпадать те или другие звенья, в результате чего остались только как бы отдельные фрагменты ранее единой картины.
В этот же период (больной) убедился в ее болезненной природе. (Он) стал испытывать чувство «уже пережито» не в момент восприятия того или другого явления, а спустя некоторое время; такое запаздывание возникновения «уже пережито» сначала равнялось 5–10 минутам, а в дальнейшем достигло 2,5 часа. Иногда в течение 5–10 секунд после восприятия тех или других объектов (пациент) испытывал колебание: возникла ли у него иллюзия «уже пережито» или нет, настолько переживалось им неопределенно и противоречиво в смысле отнесения перцептируемого к настоящему или к прошлому. (пациент был) не в состоянии установить определенный момент времени, когда воспринимаемое могло иметь место в прошлом. Обычные жизненные действия. никогда не становятся объектом «уже пережито».
Нередко при этом возникает ощущение, что предметы как бы не совсем реальны, и он вынужден ощупывать их руками, чтобы убедиться в достоверности их существования. В отдельные моменты (пациент) даже сомневался в собственном существовании. Иногда привычная обстановка, знакомые лица и т. д. оказывались в состоянии прекратить уже возникший феномен «уже пережито». Чаще объектом «уже пережито» у этого пациента были зрительные впечатления, реже — слуховые, сказанное им самим, совершаемые им действия, чтение, чувства, мысли, воспоминания. В подавленном настроении у него возникало чувство замедления течения времени.
Иногда у пациента возникал такой вариант данного феномена, когда переживания менялись местами в их последовательности. Например, пациент видел, как делают в/в вливание. В ощущении «уже пережито» сначала возникало представление о появившейся крови, а уж затем — самой процедуры попадания иглой в вену. По данным катамнеза, пациент решил, что его самонаблюдения феномена «уже пережито» представляют большую научную ценность. Он написал работу, пытался ее опубликовать. В текст работы среди прочего были включены объяснения врачей по поводу возможных причин этого феномена. Пациент был уверен, что это его собственные мысли, а врачи хотят присвоить их себе. Склонность присваивать себе чужие мысли, воспринимать их как свои собственные не является, как подчеркивают многие авторы, плагиатом, это криптомнезия».
Еще одна иллюстрация расстройства, внешне очень похожего на «уже пережитое». Больная шизофренией сообщает, что с детства и на протяжении ряда лет все воспринимаемое в настоящее время казалось ей знакомым, увиденным и пережитым когда-то ранее. Особенно отчетливым было это ощущение при чтении. У нее не было ощущения, будто она уже читала это ранее. Она чувствовала, что события, о которых она читала, являются частью ее личного опыта. Читая школьные учебники, она «вспоминала», что своими глазами видела динозавров, бои гладиаторов, была свидетельницей сооружения египетских пирамид, очевидицей крестовых походов, присутствовала на рыцарских поединках и т. д. Более того, она воочию видела, как из туманности возникла Земля, как зарождалась на ней жизнь. «Я чувствовала, что знала все это всегда и вспоминала это так ясно и с такими подробностями, будто случилось это совсем недавно, как вчера. Книги только помогали мне вспомнить пережитое, в них я не узнавала ничего нового для себя.
Я поняла, что моя душа существовала вечно или что во мне заключена мировая душа, она останется и после меня». Существует ряд гипотез о происхождении феномена «уже пережитое». Некоторые гипотезы основаны на тех известных фактах, которые показывают, что расстройство возникает в связи с очаговыми повреждениями головного мозга. Установлено, например, что «уже пережитое» наблюдается в случаях поражения височно-теменной доли, ствола мозга и мозжечка, мозолистого тела. Из этого, однако, не вытекает, что данный феномен является симптомом локального органического повреждения головного мозга.
Другие гипотезы так или иначе сосредоточены на роли прошлого опыта в развитии нарушения. Так, У.Джемс, изучая «уже пережитое» на себе, приходит к заключению, что «оно представляет всецело неясное припоминание, в котором одни элементы возобновились перед сознанием, а другие нет». Э.Крепелин, В.П.Осипов считают, что при «уже пережитом» текущие впечатления вызывают неясное впечатление о прошлом, причем образ воспоминания нарастает, тогда как текущее впечатление медленно угасает. З.Фрейд полагает, что текущее переживание как бы завершает те подсознательные желания, которые ранее не могли реализоваться.
Ряд гипотез важную роль отводит интрапсихическим процессам, например эмоциям, интеллекту, вниманию. Так, П.Жане причисляет нарушение к расстройствам, при которых в первую очередь страдает функция настоящего, чувство реального — способность к активному вниманию. Поскольку, предполагает П.Жане, функция реального ослаблена, пациенту не удается вполне схватить то, что совершается, он не может сказать с уверенностью, является ли это настоящим, прошлым или даже будущим.
По Бергсону, «уже пережитое» есть воспоминание в данный момент данного же момента — это «воспоминание настоящего», возникшее одновременно с восприятием настоящего. Тем самым обращается внимание на то, что в сознании пациента одновременно и синхронно протекают два процесса: реального восприятия и мнимого воспоминания. А.С.Шмарьян подчеркивает тесную связь нарушения со сновидно-деперсонализационным расстройством сознания, возникающим при поражении теменно-височных структур головного мозга.
И.С.Сумбаев указывает, что «уже пережитое» возникает при определенных условиях, таких как дезинтеграция сознания, снижение чувства реального, ослабление активного внимания и др. В этих условиях происходит такое замедление апперцепции актуального представления, что оно до проникновения в сознание превращается в «юное воспоминание», еще тесно связанное с актом восприятия.
Основываясь на психопатологии «уже пережитого», упомянутых гипотезах и вышесказанном о нарушениях самовосприятия, выскажем следующее предположение. Ключевыми моментами в феноменологии «уже пережитого» являются, полагаем, такие:
Если сказанное верно, то из него следует, что данный феномен является производным ряда нарушений самовосприятия. Во-первых, это диссоциация Я на две субличности. То обстоятельство, что пациент этого не осознает, не означает ничего кроме того, что расщепление Я носит в значительной степени неосознаваемый характер. На факт диссоциации определенно указывают два параллельных потока переживаний, как бы по одному в каждой субличности: в одной это восприятие настоящего, в другой как бы воспоминание настоящего.
Во-вторых, это деперсонализация в виде отчуждения одного из потоков переживания. Именно он воспринимается пациентами как некое воспоминание, локализованное в несуществующем прошлом.
В-третьих, это апперсонализация в виде твердой уверенности пациентов в том, что фантом и есть сама реальность, что им вспоминается что-то происшедшее на самом деле, а актуальное событие есть только повторение того прошлого. Эта уверенность явно диссонирует с тем, что пациенты не знают, когда состоялось мнимое событие.
Это предположение не объясняет, однако, следующих особенностей «уже пережитого»:
Речь, таким образом, идет не о собственно расщеплении, а как бы об удвоении чувства Я. В связи с этим полагаем, что «уже пережитое» — проявление другого нарушения самовосприятия, которое будет описано далее. Что касается формальной стороны дела, то «уже пережитое» более тяготеет к ауто-, а «уже воспринятое» — к аллопсихической сфере.