Почему говорят что мотив одиночества у бунина уходит корнями в детство
Конспект урока литературы на тему «Поэтический мир И. А. Бунина» (11 класс)
Тема урока: Поэтический мир Бунина
— выявить основные темы лирики И. А. Бунина, особенности поэтики стихотворений,
— определить особенности творческой манеры поэта,
— совершенствовать навыки анализа лирического произведения,
— вызвать интерес учащихся к творчеству И. А. Бунина.
Поэзия живёт долго,
и чем дальше, тем сильнее.
II . Лекция учителя с элементами беседы.
В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе.
Поэзия И.А. Бунина — поистине “высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте”. Создания истинного таланта не стареют. Лирика Бунина заставляет трепетать лучшие струны сердца. Какой образ возникает перед глазами, когда задумываешься о его поэзии?
Бескрайний степной пейзаж. Расписной терем русского леса. Сад, зашумевший от внезапного ливня. Забытый фонтан в кружении золотых листьев. И цветы, и шмели, и трава, и колосья.
А.Блок писал о Бунине: “Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии. Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет”.
Особую реальность, особый прекрасный мир представляет собой поэзия Бунина. Если пристально вчитываться в стихи поэта, они могут на всю жизнь остаться в душе, сделать её более восприимчивой к великой радости жизни.
I . Основные темы лирики поэта.
1). Красота, прекрасное и в природе, и в душе лирического героя, их гармония, слияние.
Я покоряюсь в этот час
Ночному кроткому покою.
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного.
А в сердце счастливая лень. Природа — неотъемлемая часть всех стихотворений Бунина; так же, как и в жизни, она окружает нас, радует красотой, врачует от боли, спасает от одиночества, учит мудрости. Шедевры пейзажных зарисовок в стихотворениях поэта «Догорел апрельский светлый вечер. », «Октябрьский рассвет», «Светлеет с каждым днём. », «В степи», в поэме «Листопад».
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой.
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой.
(«Листья падают в саду»)
Я один, а вокруг темнота и поля,
И ни звука в просторе их нет.
(«Косогор»)
Иду один тропинкою лесною,
И в синеве вечерней надо мною
Слезою светлой искрится звезда.
(«Гроза прошла. »)
— Каков лирический герой поэзии Бунина?
В чудном храме природы лирический герой чаще всего одинок.Антропоморфизм – очеловечивание природы – излюбленный прием Бунина. В естественности бытия – источник главных человеческих ценностей: покой, бодрость, радость.
2). Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности. Вспомните биографию поэта, докажите эту мысль.
Да, детство провёл в глуши, в степи и гимназию не окончил. Бунин вспоминал: “Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел. Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал”.
3). Социальна сторона лирики. «Деревенский нищий»
В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит
В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый нищий, седой инвалид;
Изнемог он от дальней дороги
И прилег под межой отдохнуть.
Солнце жжет истомленные ноги,
Обнаженную шею и грудь.
Видно, слишком нужда одолела,
Видно, негде приюта сыскать,
И судьба беспощадно велела
Со слезами по окнам стонать.
Не увидишь такого в столице:
Тут уж впрямь истомленный нуждой!
За железной решеткой в темнице
Редко виден страдалец такой.
В долгий век свой немало он силы
Но, должно быть, у края могилы
Уж не стало хватать ему сил.
Он идет из селенья в селенье,
Л мольбу чуть лепечет язык,
Смерть близка уж, но много мученья
Перетерпит несчастный старик.
Он заснул. А потом со стенаньем
Христа ради проси и проси.
Грустно видеть, как много страданья
И тоски и нужды на Руси!
Мы встретились случайно на углу.
На ней был креп,- прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком свете глаз
Я уловил былое оживленье.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!
II . Основные образы: степь, небо, тишина, ветер.
Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении “озябшего” сада, то в берёзовом лесу, “где распевают птицы”, то в “сладостном бору”, то “дремлет над Днепром у широкого плёса”, но чаще всего — “среди степи, простора и небес”.
Здесь грустно. Ждём мы сумрачной поры,
Когда в степи седой туман ночует,
Когда во мгле рассвет едва белеет
И лишь бугры чернеют сквозь туман.
Но я люблю, кочующие птицы,
Родные степи. Бедные селенья —
Моя отчизна.
(«В степи»)
— Что значит образ степи в поэзии Бунина?
Это его родина, отчизна, это символ русского простора, наверное, широты русской души.
А может быть, свободы от всего мелочного, суетного.
Один из главных образов поэзии Бунина — небо. Лёгкое, бледное, смутное, струящееся, ясное, высокое, дивное; о нём весело думать, на него не налюбоваться.
Впереди большак, подвода,
Старый пёс у колеса, —
Впереди опять свобода,
Степь, простор и небеса.
(«Цыганка»)
Небо — это радость (“. только небо — только радость я целый век в душе носил”).
Небо — это душа людская в её самые высокие, лучшие минуты («Летняя ночь»).
Прекрасна ты, душа людская! Небу,
Бездонному, спокойному, ночному,
Мерцанью звёзд подобна ты порой.
С образами неба, степи тесно связан образ тишины.
— Как вы думаете, почему Бунина так привлекают тишина, безмолвие, глушь?
Шум, суета мешают думать, размышлять. Они отвлекают от главного — от духовной жизни. Вспоминать тоже лучше в тишине.
Итак, в тишине мы слышим каплю дождевую и журавлиную стаю, переливы соловья и шум ветра.
Противопоставлены ли они в поэзии Бунина?
Скорее всего, нет. В тишине, в безмолвии, даже когда ни звука, Бунин всегда прислушивается к ветру, слушает, как он поёт, гудит, шепчет, и даже зовёт его, будит:
Эй, проснись, ветер! Подыми пургу,
Задымись метелью, белою в снегу,
Загуди позёмкой, закружись в степи,
Крикни вместо песни: “Постыдись, не спи!”
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж, и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поёт в стволы ружья.
(«Не видно птиц. »)
Ветер вдаль меня влечёт,
Звонко песнь мою разносит,
Сердце страстно жизни ждёт,
Счастья просит.
(«Листья падают в саду. »)
— Что символизирует образ ветра в поэзии Бунина?
Это символ волнующейся, бьющейся, неугомонной философской мысли.
Может быть, это мятежность его чувств? Неуспокоенность его одинокой души или недремлющей совести? Всю жизнь Бунин углублял и утончал в себе чувство органической причастности к миру природы, понимаемому в широком, вселенском или, как ныне чаще говорят, космическом смысле. Он был убеждён: “Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной судьбы”. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом.
II . Поэтический мир Бунина в стихотворении «Забытый фонтан». Анализ текста лирического произведения.
Рассыпался чертог из янтаря, —
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому.
Он заметает листьями фонтан,
Взвевает их, внезапно налетая,
И, точно птиц испуганная стая,
Кружат они среди пустых полян.
Порой к фонтану девушка приходит,
Влача по листьям спущенную шаль,
И подолгу очей с него не сводит.
В её лице — застывшая печаль,
По целым дням она, как призрак, бродит,
А дни бегут. Им никого не жаль.
(1902)
— Очень красиво, но отчего возникает лёгкая грусть? (Чертог рассыпался, и властвует “холодное дыханье сентября” в пустом саду.Красота под ногами. И аллея уже не ласково-уютная, а “сквозит” — ветер.И ещё грусть от пустого, притихшего фонтана, который заметает листьями ветер. Ведь фонтан летом — это хрустальные брызги, радугой переливающиеся на солнце. Он манил к себе, дарил радость, веселье, наслаждение. Это несоответствие осеннего унылого фонтана с летним воспоминанием о нём также вызывает лёгкую грусть.)
— Особенность формы стихотворения? (Сонет)
— Какая деталь помогает понять страдания героини? ( “. Влача по листьям спущенную шаль. ” — боль и страдание в её душе так велики, что они сковали её, она не замечает холода, а может, у неё нет даже сил накинуть упавшую шаль на плечи. Да, рана её так глубока, что время не властно над ней. Время, которое, по поговорке, лучший лекарь, здесь — безжалостно: “А дни бегут. Им никого не жаль”.)
— Как меняется настроение при чтении сонета? Почему? (Лёгкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда “к фонтану девушка приходит”.Она похожа на призрак, тень: её покинуло веселье, счастье, только застывшая память о любви, память, в которой сохранилось что-то дорогое, связанное с этим фонтаном — “И подолгу очей с него не сводит”.)
— Какие возникают у вас ассоциации? (Забытый фонтан — забытая любовь.
“ Холодное дыханье сентября” и леденящий холод в душе одинокой, наверное, покинутой влюблённой. —из янтаря рассыпался — счастье девушки ушло.)
— Подводим итог. Мотив безжалостно-трагического времени, мира, в котором живёт человек, вплетён в чудно-сказочную картину природы. Красота сада, даже пустого, сквозящей аллеи, фонтана с янтарными брызгами осенних листьев, как золотая оправа, обрамляющая драгоценнейшее чувство — любовь и её вечную спутницу — разлуку.
Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина
Всего получено оценок: 52.
Всего получено оценок: 52.
Тема любви и разлуки – одна из ведущих в творчестве И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноимённом стихотворении, которое изучают в 11 классе. Произведение “Одиночество” передаёт настроение грусти, душевных переживаний, потерянной любви. Предлагаем узнать о нём больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.
История создания – произведение было написано в 1903 г., летом, когда поэт находился в Константинополе; посвящено его товарищу Петру Нилусу.
Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.
Композиция – Монолог лирического героя (именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы) можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.
Жанр – элегия с элементами послания.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстная АВАВ и параллельная СС.
Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».
Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
История создания
История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, художнику, другу Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин, страдал от одиночества.
Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в чёрствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.
В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы любви, разлуки и одиночества. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.
Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.
В последней строфе А. Бунин демонстрирует своё знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.
В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.
Композиция
Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырёх шестистиший.
Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием. В тексте используется перекрёстная АВАВ и параллельная СС рифмовки. Рифмы – мужские.
Средства выразительности
Выразительности эмоциям лирического героя придаёт интонация. Автор использует фигуру умолчания, завершая предложение многоточием, и восклицательные предложения. Мрачное настроение передаётся и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».
Анализ стихотворения «Одиночество» И. А. Бунин
Одиночество – одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.
Полный текст стихотворения «Одиночество» И. А. Бунин
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Краткий анализ стиха И. А. Бунин «Одиночество»
Вариант 1
Стихотворение “Одиночество” великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина начинается с описания пейзажа. Именно пейзажу он посвятил первые строки, подробно описав все, что его окружает. Вообще стоит сказать, что пейзаж всегда занимал особое место в лирике Бунина.
Читая первые строки, перед читателями всплывает мрачная и довольно таки грустная картина. В самой первой строчке можно увидеть многосоюзие. Читая самые первые строки можно увидеть мир глазами поэта.
Этим произведением Иван Алексеевич показывает безнадежность и грусть этого мира. Но, однако несмотря на то, что поэт думает “жизнь прошла”, у него есть надежда, надежда на то, что все еще измениться.
Несчастный лирический герой пытается изменить свою жизнь. Все переживания очень ярко показаны. Поэт использовал различные литературные приемы, для того, чтобы как раз-таки показать переживания героя. Здесь можно найти метафору, эпитеты, красочные прилагательные и так далее.
В целом это очень сложное стихотворение, наполненное глубоким смыслом. Каждый читатель, который прочитает данное произведение, сможет ощутить все эмоции и чувства, которые испытывал автор в момент создания произведения.
Рифма использована перекрестная, она помогает сделать произведение мелодичным, не прерывистым и тяжелым.
По своему строению стихотворение довольно таки простое, так, как если бы поэт сделал бы его сложным по строению, его было бы просто невозможно понять, и даже прочитать.
Написано данное стихотворение было в 1903 году. Основной темой данного произведения является тема одиночества, которая нужно сказать была очень близкой для Ивана Алексеевича. Данное чувство автор испытывал несколько раз в своей жизни, и оно просто угнетало его, убивая изнутри.
Вариант 2
У каждого литературного произведения, да и вообще у любого произведения искусства всегда найдется свой читатель или зритель. Тот человек, у которого прочтение или просмотр шедевра вызовет громкий отклик в сердце и душе. Во многом это зависит от нашего душевного состояния, настроения, окружающей нас обстановки, состояния природы. Когда прочитанное вами произведение соответствует вашему душевному состоянию, оно обязательно найдет отклик в вашем сердце.
Именно так и было со мной, когда я прочел стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Одиночество”. Я испытал небывалое чувство тоски, сложилось такое впечатление, будто бы одиноким был не поэт, написавший это произведение, а я, всего лишь раз прочитавший его. Передо мной вставала красивая и печальная картина – поздняя осень, когда уже вовсю чувствуется приход зимы и холодов.
Природа вокруг посеревшая, моросит дождь, а в душе селится какая-то необъяснимая грусть. Вдобавок ко всему происходит расставание с близким и любимым человеком. Лирического героя стихотворения Бунина “Одиночество” оставляет любимая женщина, и он остается один на один со своими нелегкими мыслями.
Именно таким воспоминаниям и предается лирический герой стихотворения Бунина “Одиночество”. Ему хочется вернуть ее, просить остаться с ним. Но он понимает, что теперь они совсем чужие друг для друга люди. И решает, что лучше будет завести себе собаку – верного друга, который никогда не предаст и не уйдет от него.
Стихотворение “Одиночество” – мое любимое произведение Ивана Алексеевича Бунина. Оно печально и искренне.
Стихотворение И. А. Бунина «Одиночество» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.
Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.
В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.
Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».
Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.
В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».
Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.
В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.
В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.
Композиция
Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырех шестистиший.
Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В тексте используется перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ рифмовка. Рифмы – мужские.
Средства выразительности
Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».
Анализ стихотворения «Одиночество» И. А. Бунин
Вариант 1
Тема одиночества является одной из ключевых в творчестве русского поэта и писателя Ивана Бунина. Это чувство испытывают многие персонажи его произведений, что объясняется душевным состоянием самого автора, который долгие годы оставался непризнанным гением как у себя на родине, так и за границей, где провел остаток своей жизни.
Однако стихотворение «Одиночество», созданное летом 1903 года, лишь отчасти является автобиографичным. Его Иван Бунин посвятил своему другу, одесскому художнику Петру Нилусу, которого именовал не иначе, как «поэтом живописи».
Это произведение было написано во время очередного заграничного путешествия Ивана Бунина – лето 1903 года он провел в пыльном и жарком Константинополе, вдали от друзей и близкий. Несмотря на то, что этот период творчества для него был одним из самых плодотворных, в душе Иван Бунин, как и герой его стихотворения, страдал от одиночества.
Поэтому, посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными.
Стоит отметить, что перед поездкой в Константинополь Иван Бунин пережил глубокую душевную трагедию, расставшись со своей супругой, Анной Цакни. Личная драма наложила глубокий отпечаток на его творчество, так как в этот период жизнь представлялась Бунину мрачной и бесцветной, а, главное, лишенной всякого смысла. Поэтому неудивительно, что от стихотворения «Одиночество», написанного в разгар лета, веет осенним холодом и безысходностью, оно выдержано в серых тонах, а в качестве живописного фона использованы ветер, дождь и мгла.
Автор переносит сюжет этого произведения в промозглый осенний день, когда его герой остается на опустевшей даче, и ему «больно глядеть одному в предвечернюю серую мглу». Безрадостный пейзаж за окном, холод и сырость – лишь антураж, который лишь подчеркивает душевное смятение, тоску и опустошенность персонажа этого произведения.
Постепенно, строчка за строчкой, автора рассказывает о личной трагедии своего героя, который расстается с любимой женщиной. Причина разрыва отношений весьма банальна – он попросту перестал быть интересен той, которую фактически считал своей женой. Однако иллюзии рассыпались в прах, и логическим завершением романа стало одиночество.
Впрочем, оно не пугает ни автора, ни его героя, которые уже давно смирились с подобным положением дел. Поэтому не было предпринято ни одной попытки удержать возлюбленную, и не было сказано ни единого упрека в ее адрес. Лишь грустная констатация свершившегося факта расставания, а также хрупкая надежда «как-нибудь дожить до весны», когда опустевший дачный поселок вновь наполнится голосами отдыхающих и проснется от зимней спячки.
Персонаж стихотворения «Одиночество» не намерен ускорять ход развития событий, он принимает свою судьбу с удивительной покорностью и некоторым безразличием. «Что ж! Камин затоплю, буду пить…», — таков ответ Бунина и героя его произведения миру и людям, столь жестоко поступившим с ними. Поэтому финальная строфа стихотворения о том, что неплохо было бы в такой ситуации завести собаку, является завуалированным намеком на то, что уж животное вряд ли предаст своего хозяина.
Люди же, особенно женщины, не только легко предают, но и моментально забывают о тех, кого когда-то любили, так как прошлого для них, по мнению Ивана Бунина, попросту не существует. А окружающий мир соткан из сиюминутных желаний и ощущений, и в нем нет места настоящему и глубокому чувству.
Вариант 2
Бунин был не только замечательным прозаиком, но и выдающимся поэтом. Он воспринял традиции классической русской поэзии, традиции Пушкина и Лермонтова, их стремление к простоте и ясности, их прозрачный стих, их тонкое чувство природы.
Немало стихотворений Бунин посвятил русской природе, которая часто вызывала в душе поэта радостные, светлые чувства.
Философская проблематика, часто взаимосвязанная с темой природы, нашла отражение в поэзии Бунина. Так, мысль о преемственности связи между прошлым и настоящим, тема смерти проходит сквозь многие его поэтические произведения.
Конечно, Бунин, как великолепный художник, тонкий психолог, посвящал свои поэтические произведениям живым человеческим эмоциям: любви, радости, страданию.
Таково, например, стихотворение «Одиночество». По жанру это монолог-исповедь. Лирический герой обращается к любимой женщине, ушедшей от него. Но вместе с тем диалог с самим собой: ведь герой остался наедине со своими воспоминаниями.
Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, задающего эмоциональный фон всему лирическому произведению:
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Строфа построена по принципу градации. Каждая новая строка усиливает ощущение бесприютности. Во второй строке метафора «пустыня воды» создаёт эффект бескрайности печали. Третья строка вводит тему смерти.
Печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы, нашедшим отражение в стихотворении, ощущение опустошенности. Природа и человек слиты воедино, страдают по одной причине: природа по ушедшей весне, и человек, потерявший свою Весну — любимую, без которой в душе героя наступила осень.
Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности.
Бунин вспоминал: «Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел… Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».
И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удрученности, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
И сердце жаждет блеска дня и счастья.
Это произведение об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни.
Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении «озябшего» сада, то в берёзовом лесу, «где распевают птицы», то в «сладостном бору», то «дремлет над Днепром у широкого плёса», но чаще всего — «среди степи, простора и небес».
Вчера ты была у меня…
Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что «она была» и «казалась женой». Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями — противоположные думы: первая — что было бы, если бы она осталась? Вторая — что теперь будет и как прожить одному?
А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)… Образ «сегодня» в третьей строфе раздвигается до бесконечности:
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой…
И вдруг — от туч, от неба, от бесконечности — к совершенно конкретной земной детали:
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
Бунин не боится ввести в стихотворение бытовую деталь, которая нередко приобретает под его пером особую выразительность. В этом произведении ещё немало таких выразительных деталей. Например, по строчкам
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно
мы догадываемся, что герой живёт в уединении, он художник — натура творческая, ранимая, остро переживающая все неудачи, потрясения, особенно, если они касаются любви.
Но особенно впечатляет подчёркнуто бытовая, прозаическая концовка стихотворения, тонко передающая тоску покинутого художника:
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы.
Вариант 3
Одним из ключевых направлений в творчестве великого русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина было раскрытие темы одиночества. Многие лирические герои его творений знакомы с этим чувством. Они стали зеркалом души автора, который долгое время прожил в одиночестве, был не понятым ни у себя на родине, ни за ее пределами.
Вчитываясь в строки стихотворения «Одиночество», складывается впечатление, что оно носит автобиографичный характер, но это не так. Свое творение Иван Алексеевич посвятил своему близкому другу Петру Нилусу, который был одесским художником по прозвищу «поэт живописи».
Работу над стихотворением «Одиночество» Бунин начал в 1903 году, находясь в Константинополе. Стоит отметить, что, хотя этот отрезок времени является одним из самых плодотворных в творчестве автора, эго душа была наполнена грустью и печалью.
Иван Алексеевич так же, как и герой его творения страдал от одиночества. Именно поэтому, посвящая «Одиночество» своему другу, Бунин словно объединяет его судьбу со своей и говорит, что одиночество — это удел всех талантливых людей, которые остаются непонятыми даже близкими и родными людьми.
Перед отъездом в Константинополь, Иван Алексеевич пережил личную драму, расставание с любимой супругой Анной Цакни. Это событие не могло пройти не замеченным и нашло свое отражение в творчестве поэта и писателя.
Так, несмотря на то, что работа над стихотворением «Одиночество» велась в знойный летний день, его строки пропитаны осенней сыростью и холодным ветром. Мы видим, как герой произведения остается один в дачном домике, его душа наполнена болью расставания. Каждая строчка стихотворения лишь усиливает эти чувства.
Дальше перед нами открывается история разрыва героя стихотворения с его любимой женщиной. Виной всему стала потеря заинтересованности и увлечения любимым человеком. Результатом всему стало серое одиночество.
Нужно отметить, что герой стихотворения воспринимает свое одиночество, как свершившийся факт и ничего не пытается изменить. Он не пробует вернуть свою возлюбленную, не пытается заговорить с ней. Она уходит под шум осеннего ветра. У героя произведения остается лишь одна надежда о том, что скоро придет весна, и дачный городок вновь наполнится голосами.
Стоит отметить, что герой стихотворения не торопит время, он покорно и безразлично воспринимает все, что приготовила ему судьба.
Бунин заканчивает свое произведение словами о том, что неплохо было бы завести собаку. Этим он намекает на то, что животное никогда не бросит своего хозяина.