Почему девочки растут быстрее чем мальчики
Почему девочки растут быстрее чем мальчики
Каждый родитель начинает беспокоиться, когда видит, что их ребенок отстает в росте от своих сверстников. Особенно остро стоит эта проблема в подростковом возрасте, когда внешность становится самым важным.
До 10 лет заботливые родители периодически измеряют своих детей специальными линейками или сантиметровой лентой, но далеко не все знают, соответствует ли рост ребенка норме? Быстрее всего растут дети в первый год жизни. В этот период их рост может увеличиться на 25 см. Затем темпы роста снижаются и за второй год ребенок вырастает на 8-12 см, за третий на 4-6 см и дальше до 11 лет у девочек и до 13 лет у мальчиков такой темп роста обычно сохраняется. К 11 годам у девочек и к 13-ти у юношей зоны роста закрываются, и кости уже увеличиваются совсем немного.
Если девочка или мальчик до 15 лет заметно отстают от сверстников, то причиной этому может быть так называемая конституционная задержка роста. Это дети с поздним пубертатным периодом, они к 18 годам догонят, а то и перегонят своих сверстников. За год юноши с конституционной задержкой роста могут стать выше на 10-25 см, поэтому прежде чем бить тревогу из-за маленького роста ребенка вспомните, не стояли ли вы сами в школе на уроках физкультуры последними при построении и только в 9-м или 10-м классе вымахали и очутились в первых местах шеренга.
У мужчин рост больше не увеличивается после 25 лет, у женщин после 19 лет. Но ждать, что ребенок догонит своих сверстников, если за 3-й год жизни он вырос меньше чем на 4 см, не нужно. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом. Дело в том, что в некоторых случаях задержка роста может быть связана с дефицитом гормона роста в организме, который вырабатывается гипофизом. Дефицит этого гормона может указывать на нарушения в эндокринной системе или патологии генетического характера.
Лечение отставания роста длится несколько лет путем ежедневного введения искусственных гормонов роста с помощью специального шприца. Нехватка гормона роста в организме, как правило, сочетается с нарушениями работы щитовидной железы, половых желез или надпочечников, поэтому назначать лечение должен только врач-эндокринолог, самостоятельно принимать гормоны роста нельзя.
Рост ребенка чаще всего зависит от наследственности. Если папа с мамой невысокого роста, то ожидать что их сын и дочь будет высоким, конечно, не стоит. Хотя в жизни часто встречаются исключения. Родители, которых сильно волнует вопрос: «Какого роста будет мой ребенок во взрослой жизни?», могут воспользоваться следующей формулой:
Для мальчика = ((рост мамы в см + рост папы в см) : 2) + 6,5 см.
Но этой формулой можно рассчитать только примерный рост, так как то, как будет расти и развиваться ребенок, зависит не только от наследственности, но и следующих факторов:
Ученые доказали, что рост ребенка можно увеличить на 10% только за счёт полноценного питания. Для этого в рационе ребенка каждый день должны присутствовать продукты, стимулирующие выработку гормонов роста. Образование гормона роста повышает белковая пища, а подавляет глюкоза. Поэтому если кормить каждый день ребенка блюдами домашнего приготовления из нежирного мяса и рыбы, а сладости давать только по праздникам, то вероятность того, что он вырастит выше нормы, довольно велика.
2. Режим дня. Замечено, что быстрее растут активные дети, которые ежедневно гуляют на свежем воздухе и занимаются спортом. Это значит, если вы хотите, чтобы ребенок был выше ростом, с маленьких лет водите его в спортивную секцию, отдавая предпочтение теннису, волейболу, баскетболу и плаванию.
3. Психологическая атмосфера в семье. По утверждению некоторых психологов, чтобы ребенок нормально развивался и рос, родители должны его обнимать и целовать не меньше 8 раз в сутки. К сожалению, редкий родитель может похвастаться тем, что он так часто проявляет свою любовь к ребенку. Во многих современных семьях детям не хватает родительского внимания.
Папа и мама там целыми днями заняты зарабатыванием денег, будучи уверенными в том, что обеспечить ребенку богатую обеспеченную жизнь важнее, чем быть с ним рядом. Между тем, когда ребенку не хватает родительской любви и общения, его рост замедляется. Существует даже такое понятие, как психоэмоциональная низкорослость. Она возникает у детей, где родители часто ссорятся, ругают, наказывают ребенка и не уделяют воспитанию детей достаточного времени.
Девять месяцев внутриутробного развития: девочки и мальчики
Беременность, роды и детство — это три кита, определяющие будущее здоровье взрослого человека. Если кто-то верит в понятие «судьбы», то должен знать, что именно жизнь в утробе матери, сам процесс рождения на свет и детство больше всего влияют на дальнейшую жизнь человека. Внутри этих трех китов спрятан еще один практически невидимый «кит» — геном (генотип) зачатого ребенка. Современные науки позволяют изучать его на молекулярном уровне.
Набор генов, размещенных в хромосомах, человек получает от двух родителей — папы и мамы. Казалось бы, такой набор должен быть неизменным, но в реальной жизни генотип — это динамическая система, которая меняется постоянно. Эти изменения происходят от момента зачатия до конца жизни человека, как и любого живого существа, имеющего в своем составе закодированную информацию в виде РНК и ДНК. Благодаря таким изменениям произошла эволюция растительного и животного мира, возникли тысячи различных представителей флоры и фауны как прошлого, так и настоящего. И этот процесс изменений в генах никогда не останавливается. Фактически это постоянное приспособление (адаптация) живого организма к изменениям внутренней и внешней сред.
В последние годы особенно бурно начала развиваться эпигенетика — наука, которая, собственно, является симбиозом нескольких отраслей знаний о живом — медицины, генетики, биохимии, биологии, экологии и др. Она изучает процессы изменений в генах в зависимости от изменений внутренней и внешней окружающей среды живых организмов — генотипическую активность, как принято говорить среди ученых. Интерес к изменениям в геноме возник в процессе изучения причин болезней и влияния раннего развития (в том числе в период беременности) на их появление у взрослых людей.
На получение здорового потомства и исход беременности влияют очень многие факторы, и в первую очередь — состояние женского организма. Гены, которые ребенок получает от родителей, определяют строение клеток, тканей, органов. Состояние матери, ее питание, протекание беременности — это еще одна большая группа факторов, влияющих на здоровье будущего ребенка. Сюда добавляются факторы внешней среды, в которой живет мать, — их влияние на организм беременной женщины тоже предопределяет здоровье потомства. Причем к этим факторам относятся не только экологические (загрязнение производственными отходами, высокие или низкие температуры, шумы и т. д.), но и политические, общественные (война, экономический кризис, разруха). Влияют на будущего ребенка доминирующее отношение окружающих к беременным женщинам и детям (агрессия, равнодушие, уважение к семье и материнству и т. д.) и непосредственно отношения между этой женщиной, ее мужчиной и другими членами семьи. Даже при отличном здоровье женщины проявления жестокости и насилия в отношениях между будущими отцом и матерью может привести к серьезным осложнениям беременности, родов и заболеваниям новорожденного.
Отличается ли внутриутробное развитие и здоровье девочек от мальчиков? Если говорить о закладке и развитии половых органов, то в этом будет самое большое различие, хотя этапы закладки и формирования половых органов у девочек и мальчиков очень похожи. А как насчет здоровья в целом?
Между реакциями плода-девочки и плода-мальчика на внутренние и внешние факторы заметна определенная разница. Первые исследования, изучавшие влияние этих факторов на внутриутробное развитие и выживаемость девочек и мальчиков, а также состояние новорожденных, проводились в 1980-х.
Оказывается, более вероятен негативный исход беременности тогда, когда плод — это мальчик, и наоборот — беременности девочками протекают более спокойно. Такой феномен наблюдали и в процессе исследований, проходивших в начале этого столетия.
Девочки растут медленнее, чем мальчики, начиная с доимплантационного периода плодного яйца. Эмбрионы-мальчики и плоды-мальчики более чувствительны к нарушениям питания, которые могут возникнуть как в результате дисфункции плаценты, так и вследствие неправильного питания самой матери. Внутриутробная задержка роста встречается чаще у мальчиков, также в случаях беременности мальчиком чаще бывают отклонения со стороны строения и функции плаценты (детского места). К сожалению, плодов-мальчиков гибнет до рождения больше, чем девочек. Поэтому беременность мальчиком повышает риск осложнений.
Как объяснить такую разницу во внутриутробном развитии девочек и мальчиков и в исходе беременности? Ученые и врачи считают, что это можно объяснить отличиями в потреблении питательных веществ плодами-мальчиками. Питание матери и способность плаценты использовать питательные вещества женского организма для нужд растущего плода являются предпосылками того, какие у него будут размеры. Напомню читателям, что детское место развивается из плодного яйца, то есть имеет генетическую и хромосомную идентичность с плодом. Образно говоря, плацента — порождение плода, хотя формирование детского места и эмбриона идут разными путями с первых недель беременности. Поэтому при здоровом зачатии вариант развития здоровой плаценты и здорового плода наиболее закономерен. И наоборот: при дефектном зачатии нарушения будут наблюдаться как со стороны плода, так и со стороны плаценты, которая не может выполнять свою функцию полноценно. Такие беременности чаще всего прерываются.
Когда ученые сравнили данные измерений плацент и плодов, было обнаружено, что между ними существует пропорциональное соотношение. Иными словами: меньшие дети имеют меньшие детские места. Размеры плаценты и размеры плода обычно одинаковы и для девочек, и для мальчиков. Однако в процессе сравнения выяснилось, что у девочек и мальчиков значительно отличаются пропорции тела, а также соотношение веса плаценты к весу плода. У девочек это соотношение больше, хотя сама плацента меньшего размера.
Независимо от размеров плаценты плоды-мальчики обычно длиннее плодов-девочек. Это натолкнуло на мысль, что плацента мальчиков работает эффективнее, позволяя плоду больше вырасти, однако ее резервная способность (или объем) меньше, чем у плаценты девочек. Это обуславливает большую чувствительность мальчиков к нехватке питательных веществ, а также быстрее вызывает у них нарушения в развитии.
Другими словами, плоды-девочки имеют больший резерв выживания за счет резерва плаценты, поэтому их реакция на стресс и нарушения питания со стороны организма матери меньшая, чем у мальчиков. И действительно, если оценивать продолжительность жизни современных людей, то в преимущественном большинстве стран женщины живут дольше и отличаются более крепким здоровьем.
Ближе к рождению девочки имеют меньшую окружность головы по сравнению с мальчиками, но их тело «круглее», в то время как мальчики длиннее и тоньше. Предполагается, что в развитие мозга у мальчиков вкладывается больше питательных веществ, чем в их тело. Но это лишь догадки, и ученые не учитывают факт, что на рост и формирование тела влияют также половые гормоны, эстрогены и тестостерон. Даже если принять во внимание, что в половом отношении плоды неактивны, все же развитие яичек и яичников приводит к совершенно разному балансу половых гормонов у мальчиков и девочек. А это тоже влияет на усвоение питательных веществ.
То, что у плодов-мальчиков чаще наблюдается нехватка питания («недоедание»), подтверждается тем, что мальчики чаще рождаются с низким весом, особенно по отношению к их росту. Такие мальчики в будущем больше рискуют обзавестись сердечно-сосудистыми заболеваниями. Точно такой же риск имеют и женщины, родившиеся с низким весом.
Интересно, что многие заболевания могут быть «запрограммированы» у плода при нарушении усвоения питательных веществ или их нехватке, а также при наличии ряда осложнений беременности. Хронический стресс (переживания, страхи, негативные эмоции) тоже влияет на «программирование» болезней будущего ребенка. Основная причина такой закономерности кроется в энергетическом дефиците, который может быть при дефиците питательных веществ. Организм плода старается выжить, поэтому программа самосохранения приводит к тому, что кровью с кислородом и питательными веществами (особенно глюкозой) в первую очередь обеспечиваются органы, выполняющие чрезвычайно важную роль в функционировании плода, — мозг и сердце. В другие же внутренние органы доставка крови, наоборот, уменьшается. Это приводит к тому, что рост и развитие этих органов нарушается, обуславливая в будущем появление многих заболеваний определенных органов и систем органов у взрослого человека (например, повышенное давление развивается из-за кислородного голодания почек в определенные периоды внутриутробного развития).
Эксперименты на животных подтвердили, что стресс и питание матери значительно влияют на формирование здоровья будущего потомства. Плоды-самки также оказались устойчивее к стрессу и нехватке питательных веществ по сравнению с плодами-самцами, что подтвердило аналогичные наблюдения у людей.
Однако при родах в срок мальчики появляются на свет сильнее и здоровее девочек, к тому же девочки рождаются обычно чуть позже мальчиков. Данная тенденция, скорее всего, объясняется следующим: так как девочки обычно весят меньше мальчиков, если сравнивать один и тот же срок беременности, то получается, что девочки «добирают» вес и поэтому появляются на свет чуть позже. Особенно заметной разница в сроке родов оказалась у девочек и мальчиков с весом, меньшим нормы. Причем наибольшая разница в весе разнополых плодов наблюдается в конце второго триместра (в районе 26–28 недель), но дальше природа делает все, чтобы увеличить вес девочек ближе к сроку родов.
Естественно, это далеко не все особенности и различия в развитии девочек и мальчиков во внутриутробном периоде. Только в последние несколько лет исследователи начали выяснять влияние половой принадлежности на развитие плода, а также на возникновение ряда заболеваний у новорожденного и в дальнейшем у взрослого человека. Параллельно тщательно изучаются осложнения беременности и влияние их на развитие плодов-девочек и плодов-мальчиков, а также исход подобных осложненных беременностей.
Итак, беременности девочками проходят с меньшим количеством осложнений, девочки рождаются более слабыми, с меньшим весом и чуть позже мальчиков.
Смотрите видео по теме: Здоровье девочек в первый год жизни
Можно ли увеличить рост
Невысокий рост у человека может быть вызван различными причинами, наиболее серьезные из них это сбои в гормональном фоне, тогда невысокий рост является лишь симптомом серьезных изменений в организме. В данной статье рассмотрим основные причины низкого роста у девушек, мужчин и детей, и главное, как его увеличить.
Проблемы с ростом
Проблемы с ростом могут возникнуть у человека в любом возрасте, подростки в 14 и 15 лет могут переживать о низком росте, но здесь лучше дождаться конца полового созревания. Некоторые дети могут быть ниже, чем их сверстники, в этом случае лучше обратиться к врачу и пройти обследование. Основными причинами невысокого роста у детей и взрослых могут быть наследственность или невысокая выработка гормона роста. Если с наследственным фактором практически ничего нельзя сделать, то при невысокой выработке гормона лучше обратиться к врачу и пройти обследование, ведь это может быть симптомом другого серьезного заболевания.
Гормон роста или соматотропин вырабатывается в одном из участков мозга. У детей и подростков он вырабатывается особенно активно, с ним связаны резкие скачки в росте и развитии, после полового созревания выработка постепенно сокращается и после 25 лет происходит очень малая его секреция.
В большинстве стран мира последние поколения значительно выше своих предков. В основном это происходит засчет того, что увеличивается уровень жизни, человеку в общем хватает пищи, в употреблении значительно больше белка, чем раньше и сама пища достаточно разнообразна.
Соматотропин влияет не только на рост человека, он отвечает за такие важные функции как:
Для того чтобы выявить проблемы с ростом необходимо обратиться к врачу. После осмотра и сбора анамнеза он может назначить такие исследования (для детей и взрослых):
Лучше выявить проблемы как можно раньше, особенно в детском возрасте, ведь она может стать причиной не только отставания в росте, но и отставания в физическом, половом и умственном развитии ребенка.
Можно ли вырасти
При правильном подходе и выяснении причины низкого роста человек может его увеличить. Никто не даст гарантии на сколько именно можно стать выше, на 5 см, 10 см или на 1 см, однако возможность существует. Главное подойти комплексно к решению данной проблемы, желательно, если этот процесс будет контролировать специалист.
Если причина лежит в нарушениях работы эндокринной системы, то необходимо выяснить, что это за нарушения и чем они вызваны – с этим поможет только опытный врач. Если же нет патологических причин или они устранены, то для достижения результата необходимо пройти курс специальных препаратов, наладить рацион питания и режим дня, уделить время физической активности и специальным упражнениям.
Средний рост людей, проживающих в восточной Европе, составляет для мужчин чуть больше 176 см, а для женщин почти 165,5 см.
Как можно увеличить свой рост с помощью физических упражнений
Доказано, что гормон роста активнее вырабатывается в организме во время физической активности, поэтому очень важно уделять ей внимание ежедневно, а также заниматься каким-либо видом спорта. Какой это будет спорт выбирает сам человек, но наибольшего успеха можно добиться, если заниматься плаванием, велосипедным спортом и пауэрлифтингом.
На данный момент разработаны методики специальных упражнений, которые способствуют увеличению роста:
Медикаментозная терапия
Так как соматотропин является основным фактором, стимулирующим рост, то возможно его дополнительное введение в организм. Препараты могут назначаться в качестве заместительной терапии, если количество соматотропина, вырабатываемого организмом мало или назначаться курсом. Лекарственная терапия может назначаться всем: детям, подросткам, в 18 лет и людям после 30 лет.
Препаратов с гормоном роста достаточно много, все они имеют свои побочные эффекты и предназначены для людей с различными анамнезами, поэтому препарат прописывает врач и прием его осуществляется также под наблюдением врача.
Хирургические вмешательства
Сегодня существует возможность увеличения роста засчет удлинения костей ног. Операции достаточно сложные, требуют серьезного послеоперационного восстановления, стоят немалых денег и поэтому не пользуются особой популярностью.
Наиболее эффективный операционный метод – это метод Илизарова. Он заключается в том, что в кости ног вставляются специальные прутья и устанавливается механизм. Потихоньку с помощью этого механизма прутья раздвигаются, таким образом стимулируя и рост самой кости. Весь процесс длиться около года (в зависимости от того на сколько выше нужно стать), все это время человек должен ходить на костылях.
Естественные способы увеличения выработки самототропина
Человеку в любом возрасте необходимо придерживаться правил здорового образа жизни: в 16 лет, в 17, в 20, в 30 лет и позже, чтобы продлить свою жизнь и не потерять ее качество.
Как было отмечено выше, спорт является хорошим стимулятором для выработки самототропина. Кроме этого большое его количество вырабатывается во время сна, поэтому дети так много спят в раннем возрасте, а вот взрослые нередко пренебрегают сном за что и платят потом болезнями и усталостью.
В поддержке нормального уровня всей гормональной и эндокринной системы важную роль играет питание. Оно должно быть максимально разнообразным, богатым белками и полезными жирами, необходимо уменьшить потребление сахара. Особенное важное внимание необходимо уделить родителям, которых интересует как увеличить рост ребенка без медикаментов.
Не стоит пренебрегать и ежегодным посещением врачей. Специалисты смогут только на основании осмотра и оценки образа жизни сделать предположение о наличии или отсутствии заболеваний. Важно следить за работой щитовидной железы: сдавать анализ на гормоны, УЗИ и консультироваться со специалистом.
К какому специалисту обратиться
Врач-эндокринолог – это специалист в области эндокринологии, именно к нему необходимо обращаться при подозрении на заболевания эндокринных органов и систем, а также при гормональных изменениях.
Я, Романов Георгий Никитич, врач-эндокринолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук. Моя непрерывная врачебная практика насчитывает более 20 лет, за которые мне встречались пациенты с различными заболеваниями. Я владею обширными знаниями в области медицины, как классическими, так и современными методами диагностики и лечения. Я точно могу ответить на вопрос можно ли увеличить рост – я и мои пациенты с данной проблемой добивались замечательных успехов при лечении.
На данный момент я веду прием в медицинском центре в г.Гомеле, куда может записаться любой желающий. Также я предоставляю услугу платной онлайн консультации. В рамках такой консультации я могу помочь расшифровать и оценить результаты диагностики, разобраться с симптомами и назначить необходимое лечение, корректировать лечение и следить за его ходом. Для записи на консультацию пишите мне в любой из предложенных аккаунтов: Viber, Skype, Instagram, Вконтакте, WhatsApp.
Развитие мальчиков и девочек. Сходства и отличия.
Попросите любого родителя, кому повезло воспитывать и сына, и дочку, назвать все отличия, которые были связаны с процессом развития детей, и этого родителя будет не остановить: «Мой сын был активный мальчик, а вот дочка могла просидеть целый день, уткнувшись в книгу», «Дочка всё с первого раза понимала, а сыну 10 раз приходилось повторять!», «Сына от конструктора невозможно было оторвать, а дочка больше любила мягкие игрушки».
На самом деле развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. Ученые до сих пор изучают всевозможные гены, гормоны и химические элементы мозга, которые могут быть причиной этих различий.
Конечно, развитие конкретного ребенка не всегда четко следует всем выявленным закономерностям, но базовая информация о развитии мальчиков и девочек поможет ответить на некоторые родительские вопросы и осветить основные аспекты развития дочек и сыновей.
Физическое развитие
Начнем мы разбираться с самого очевидного – физических различий детей. Мальчики и девочки наделены разными телами, в которых с самого раннего возраста различается гормональный фон, от которого в свою очередь во многом зависят тончайшие настройки всего организма.
Как различается рост и вес малышей
Говоря о росте и весе детей, многие замечают, что приблизительно до младшего школьного возраста не заметно существенных различий между мальчиками и девочками. Бывают малыши покрупнее, бывают поменьше, но вот четко проследить зависимость о пола сложно. А вот в начальной школе различия становятся заметны.
Многие девушки вспоминают, что где-то ко второму или третьему классу школы стали выше всех мальчишек в классе. Это происходит потому, что девочки этого возраста начинают расти быстрее. Однако буквально через несколько лет мальчики догоняют и с легкостью перегоняют их.
Есть ли различия в строении и функционировании мозга?
Нейробиологи уже давно выяснили, что строение и функционирование мозга мужчин и женщин различается. Во-первых, у мужчин наблюдается тенденция к латерализации. Другими словами, выполняя определенные задания (например, произнесение речи или ориентируясь в пространстве) полушария склонны функционировать независимо друг от друга. А вот женщины в процессе выполнения этих заданий чаще вовлекают оба полушария более или менее равнозначно.
Другое различие связано с самим размером мозга: мужчины немного чаще женщин являются обладателями более крупного мозга, даже после поправки на общий размер тела.
Измерения электрической активности мозга также показывают, что он функционирует по-разному с самого момента рождения. К 3 месяцам у мальчиков и девочек различается активность мозга в ответ на звуки человеческой речи. Так как данные различия появляются уже в раннем возрасте, ученые предполагают, что в причина кроется в половых гормонах. Известно, что организм мальчиков начинает вырабатывать тестостерон еще до рождения. Именно этот гормон влияет на рост и развитие некоторых типов нейронов, что и обуславливает изменения в мозговой активности. Женские половые гормоны предположительно тоже влияют на процесс развития мозга, но их роль исследована значительно меньше.
Ниже приведен список основных различий в активности мозга у женщин и мужчин:
Зона мозга
Функция
У кого выше активность
Ствол мозга, мозжечок
Движение и координация
Кора головного мозга
Принятие решений, самоконтроль, внимание
Регуляция эмоциональных реакций
Переработка информации о пространстве
Регуляция агрессии и страха, памяти, связанной с эмоциями
Понимание и использование письменной и устной речи
Торможение агрессивных реакций, участие в интеграции нервной деятельности
Долгосрочная память, эмоции
Фокусировка на задаче
Восприятие и переработка визуальных стимулов
Различия в развитии мальчиков и девочек во многом продиктованы различиями биологическими: гормональный фон играет роль в управлении темпами роста ребенка и активностью клеток мозга. Но не стоит забывать, что индивидуальные особенности детей и окружающая их среда вносят ещё больший вклад в развитие малышей.
Развитие умений и навыков
Как мы выяснили, в глубине различий мальчиков и девочек часто кроются биологические причины. Сложные цепочки причинно-следственных связей приводят нас к вполне видимым психологическим различиям детей.
Двигательные навыки
В целом, можно сказать, что мальчики испытывают большую потребность в движении, чем девочки. Даже в рисунках мальчишек, если внимательно присмотреться, всё происходит в движении: летают ракеты, бегут супергерои, едут машины. Для многих может показаться странным, но часто мальчикам необходимо движение, чтобы сфокусироваться. Вспомните, как иногда мальчишки шагают по комнате, пытаясь выучить стихотворение. Современные исследования показывают, что фоновая активность мозга мальчика в покое сильно снижается, в то время как те же условия почти не влияют на мозг девочек. Из этого следует вывод: попытки снизить физическую активность для увеличения активности умственной лучше работают с девочками, а вот мозг мальчика такой сигнал скорее воспримет как указание на завершение работы.
Самым жестоким и неэффективным наказанием для мальчика является запрет на движение. Из уст родителей и учителей часто можно услышать: «Сиди, пока не найдешь ответ!», «Сегодня плохо себя ведешь, поэтому без прогулки!». Подобные наказания скорее усугубят проблему, чем поспособствуют ее решению.
Наоборот, если мы хотим, чтобы мальчик был максимально включен в процесс обучения, нам нужно включать физическую активность в его распорядок дня.
Преимущество системы Монтессори в том, что она всегда учитывает возможности свободного передвижения, а обстановка в детском клубе устроена так, что детям нет необходимости долго сидеть на одном месте. Малыши свободно перемещаются по классу, выбирают материалы и организуют свою деятельность.
Пространственное восприятие и способности к конструированию
Мы выяснили, что правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Это значит, что в целом, мальчикам легче проследить траекторию движущегося объекта, легче представить объемную фигуру, у них хорошая координация руки и глаз.
Мальчики с удовольствием вовлекаются в занятия с конструкторами, любят строить из блоков, у них обычно не возникает проблем с составлением картинок из пазлов.
Следует отметить, что система Монтессори предлагает множество материала для обучения детей через задания на конструирование. С помощью блоков разных форм и размеров ребенок в наглядной форме знакомится с понятиями длины, высоты и ширины и других характеристик объектов.
Развитие речи
За речевые функции отвечает преимущественно левое полушарие. Как мы помним его активность выше у девочек, чем у мальчиков. Именно из-за этой особенности мальчики в среднем начинают говорить позже девочек. Речь мальчиков формируется к 4 годам – почти на год позже девочек. К тому же в среднем девочки имеют гораздо более обширный словарный запас, они легче усваивают новые грамматические конструкции и используют их в речи.
К тому же девочки более чувствительны к невербальным сигналам в речи: эмоциональная окраска, тон, выражение лица и жесты. Они легче связывают слова и чувства.
Занятия на развитие речи детей и знакомство с чтением в системе Монтессори учитывают эти моменты. Так, в обучении используются задачи и материалы, позволяющие задействовать тактильные, визуальные и двигательные каналы восприятия. Это дает возможность детям опираться на свои сильные стороны при встрече со сложностями.
Эмоциональное и коммуникативное развитие
Различия в эмоциональных проявлениях мальчиков и девочек тоже прослеживаются, но не так ярко выражены. Можно сказать, что девочки чаще могут описать суть и причины испытываемых эмоций, в то время как мальчикам гораздо чаще бывает сложно выразить своё состояние словами.
Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, они чаще выбирают более опасные игры со сверстниками.
Несложно заметить также и специфику дружбы детей: девочки склонны к образованию более-менее устойчивых групп на основании взаимной симпатии, а мальчики чаще находят друзей по интересам, они в первую очередь становятся партнерами по играм и приключениям.
Обучение мальчиков и девочек
Зная о гендерных особенностях развития детей, нетрудно догадаться кому сложнее даётся обучение в школе. И дело здесь совсем не в том, что девочки лучше учатся. Просто их тенденции в развитии больше подходят под требования школы: девочки усидчивее, у них часто шире словарный запас, они хорошо понимают словесные инструкции.
Однако это совершенно не значит, что мальчики не могут хорошо учиться. Просто для обучения детей важно учитывать ряд их гендерных особенностей.
Что нужно помнить при организации обучения мальчиков и девочек?
Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, в то время как девочки хорошо справляются с параллельным решением нескольких задач,
Девочки хорошо воспринимают вербальные инструкции, мальчики лучше понимают визуальные образы,
Мальчики меньше нуждаются в контакте глаза в глаза, принуждение к визуальному контакту даже может вызывать речевые трудности,
Мальчики проявляют показывают себя лучше в выявлении закономерностей,
Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители,
Мальчики по своей природе более напористые и склонны к соперничеству, легче идут на риск, хуже принимают запреты,
Девочки лучше понимают сложные инструкции, состоящие из нескольких шагов, лучше работают по образцу,
Мальчики лучше замечают детали,
Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, мальчикам требуется время на включение в новую деятельность,
Девочки имеют несколько больший объем памяти и лучшую способность к запоминанию,
Мальчики предпочитают физические игры, в то время как девочкам часто нравятся игры в слова.
Важно также помнить, что биологические предпосылки хоть и направляют развитие ребенка, но не определяют его. Огромное влияние, возможно даже большее чем генетика, оказывает среда развития ребенка. Так, мальчишка с уже неплохо развитым пространственным мышлением скорее всего часто будет играть в любимый конструктор и лазить по деревьям, что в свою очередь будет ещё больше развивать его навыки ориентировки в пространстве. В то время как общительная и чуткая девочка предпочтет игру в дочки-матери или «семейку», тем самым ещё больше развивая свои вербальные и социальные навыки.
Биологические особенности – только первые ступеньки большого пути становления личности. Опыт, через который проходит ребенок, влияет на развитие и успешность ребенка даже больше, чем его врожденные данные. Именно поэтому так важно понимать, чем мы наполняем жизнь наших детей.
Выводы
Развитие мальчиков и девочек различается с самого первого дня жизни. Зависящий от пола гормональный фон влияет на огромное количество систем организма, в том числе и на мозг. Ученые установили, что в среднем активность мозга в некоторых зонах у мужчин и женщин различается. Это приводит к психологическим различиям: развитие мышления и речи, особенности памяти и восприятия. Так, мальчики обладают гораздо лучшим пространственным восприятием и мышлением, а девочки превосходят мальчиков в умении использовать и понимать речь.
Несмотря на научность этих данных никто не осмелится сказать, что закономерности применимы ко всем мальчикам и девочкам и не поддаются корректировке. Наоборот, во-первых, не все мальчики и девочки вписываются в данные характеристики. Во-вторых, организация среды и включение разнообразной активности в жизнь малыша – это несомненно гораздо более весомый фактор в развитии счастливого и разносторонне развитого ребенка.
Заключение
Учет психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек – неотъемлемая часть в планировании занятий с малышами. Все педагоги детских Монтессори клубов «Созвездие» имеют профильное образование и обладают ресурсами для построения занятий с учетом гендерных особенностей детей.
Так, например, мы следим за тем, чтобы все вербальные инструкции были короткими, четкими и конкретными и предпочитаем наглядные и интересные демонстрации долгим объяснениям. Такие занятия вовлекают в процесс обучения всех: у мальчиков нет шансов «заблудиться» в обилии слов, а девочки вовлечены в процессы, при которых развивается их пространственное восприятие и мышление. При этом сами задания развивают навыки, необходимые для успешного школьника: произвольное внимание, речь, вербальное мышление, память, а также коммуникативные навыки.
Будем рады знакомству с Вами в наших детских клубах!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия