Почему бензин в узбекистане дешевле чем в россии
«Узбекнефтегаз»: Компания сдерживает цену только на бензин Аи-80
В ответ на сообщения о росте цен на бензин в «Узбекнефтегаз» заявили, что компания сдерживает цены на своих заправках только на бензин Аи-80. Топливо марок Аи-91, 92 и 95 производится из импортного сырья, поэтому его цена относительно высока, отметили в компании. Ранее похожее заявление делало Минэнерго.
На уходящей неделе пользователи социальных сетей сообщили о резком повышении цен на бензин. Была информация, что стоимость Аи-91 выросла до 9400 сумов, Аи-92 — до 9100 сумов, Аи-95 — до 11200 сумов.
Компания «Узбекнефтегаз» выступила с официальным заявлением о производстве и продаже бензина. За первые девять месяцев 2021 года было произведено 654,9 тысячи тонн, что на 16,4% выше прогноза в 562,4 тысячи тонн, темп роста составил 5,6%.
Больше всего выпущено бензина Аи-80 — 524,6 тысячи тонн. Производство Аи-91 составило 81,1 тысячи тонн, Аи-92 — 43,9 тысячи тонн, Аи-95 — 5000 тонн и Аи-98 — 300 кг.
В компании сообщили, что помимо Бухарского нефтеперерабатывающего завода на биржевых торгах бензин предлагают более 10 продавцов, а в стране в общей сложности действует более 2600 заправочных станций (из них компании UNG Petro, входящей в структуру «Узбекнефтегаза», принадлежат только 65).
«В целях социальной защиты населения основную часть автобензина, который производится „Узбекнефтегазом“, 80,1%, составляет автобензин марки Аи-80. Несмотря на то, что мировые котировки нефти выросли в 1,7 раза по сравнению с началом года, „Узбекнефтегаз“ сохраняет цену на Аи-80 на внутреннем рынке за счёт большого объема реализации (интервенции)», — говорится в сообщении.
На заправках UNG Рetro литр бензина Аи-80 по розничной цене составляет 5900 сумов в Ташкенте, что больше цены в начале года в 1,15 раза, отметили в компании.
Что касается бензина марок Аи-91, Аи-92 и Аи-95, то что основная его часть производится из импортного сырья или импортного готового продукта в зависимости от рыночной конъюнктуры и привязки к мировым котировкам. «Поэтому цена на этот вид бензина относительно высока», — заявили в «Узбекнефтегазе».
В начале октября сообщалось, что с начала года цены на бензин в Узбекистане выросли в среднем на 28,2%. Тогда в Минэнерго также заявили, что цены на Аи-80 сдерживаются за счёт интервенций на внутреннем рынке, а стоимость Аи-91, Аи-92 и Аи-95 зависит от конъюнктуры мирового рынка.
По официальным данным Госкомстата на 1 сентября, в Узбекистане за первые восемь месяцев года произведено 729,4 тысячи тонн бензина (около 992,4 миллиона литров), что на 5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом за это время импортировано 281,6 миллиона литров бензина (около 22% от общего потребления бензина в стране) на 100 млн долларов, что в 3,2 раза выше показателя прошлого года.
В основном топливо в Узбекистан завозится из России (139 миллионов литров), Туркменистана (121 миллион), Казахстана (16 миллионов) и Ирака (3,6 миллиона).
Минэнерго объяснило причину разных цен на бензин
Цены на бензин — как импортный, так и произведенный в Узбекистане, — регулируются исключительно рынком, поскольку топливо продается на открытых биржевых торгах, сообщило Минэнерго, объясняя, почему стоимость продукта на заправках разнится.
Министерство энергетики Узбекистана разъяснило, почему на разных автозаправочных станциях бензин отпускается по разным ценам, а импортный бензин может стоить дешевле, чем произведенный в Узбекистане.
Как отмечает Spot.uz, с начала декабря цены на импортный бензин АИ-92 на некоторых автозаправках сравнялись с отечественным АИ-80 — и тот, и другой стоит 5000−5200 сумов.
В Минэнерго напомнили, что согласно постановлению президента №ПП-4664 «О первоочередных мерах по повышению финансовой устойчивости нефтегазовой отрасли» от 4 апреля в Узбекистане с 1 мая отменено государственное регулирование розничных цен на различные марки бензина и дизельное топливо, которые теперь реализуются через биржу.
«Таким образом, ценообразование на бензин не зависит не от Министерства энергетики Узбекистана, ни от других государственных структур, а от стартовой цены производителя (конкретного нефтеперерабатывающего завода), предложения (сколько выставлено бензина на биржевые торги) и от спроса на него (сколько планируют купить покупатели)», — заявили в Минэнерго.
Прежде в Узбекистане было государственное регулирование розничных цен на различные марки бензина и дизельное топливо. С 1 мая, то есть более полугода с момента внедрения данного рыночного механизма, местные нефтеперерабатывающие заводы реализуют автомобильный бензин исключительно через биржевые торги.
«Через торги реализуются и партии импортного бензина, если таковой завозится в Узбекистан, и он действительно может быть выставлен на торги с более низкой ценой. И АЗС смогут продавать такой бензин, пока объем этой партии не закончится», — пояснило ведомство, подчеркнув, что это и есть свидетельство рыночных отношений, когда только биржа покажет, какой бензин и по какой цене будет реализован заправкам.
Таким образом, рыночный механизм реализации бензина и дизтоплива позволяет и нефтеперерабатывающим заводам, и АЗС работать в условиях здоровой конкуренции, отметили в Минэнерго.
Сейчас повышение или понижение цен на бензин зависят от конкретного спроса и предложения. В частности, сразу после введения рыночного механизма уже 3 мая торги, проведенные на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже показали снижение цены бензина, выставленного на продажу.
В биржевых торгах принимают участие нефтебазы АО «Узбекнефтегаз», автозаправочные станции и другие юридические лица, приобретающие автобензин для собственных нужд. «Торги проводятся свободно, прозрачно и с обеспечением равного доступа для всех категорий покупателей», — подчеркнули в Минэнерго.
Что делать, когда импортный бензин дешевле своего, и почему акциз не панацея
ТАШКЕНТ, 27 мая — Sputnik. Рынок нефти и нефтепродуктов в Узбекистане проходит через заметные изменения. Правительство позволило фактическому монополисту «Узбекнефтегазу» формировать цены на бензин исходя из спроса на биржевых торгах. С августа прошлого года на «рыночные рельсы» перевели АИ-91, а с мая 2020-го – АИ-80 и дизельное топливо.
Все это привело к тому, что для простых автомобилистов цены на наиболее востребованные марки бензина стали заметно ниже. В то же время подешевело и импортное топливо, но уже по другой причине.
Таким образом, в самом Узбекистане к настоящему времени сложилась довольно необычная ситуация: импортный бензин стоит дешевле произведенного в стране. Так, цена казахстанского АИ-92 на заправках UNG, принадлежащих «Узбекнефтегазу», составляет 5 тысяч сумов, в то время как местный АИ-91 – на 600 сумов дороже.
Чтобы не допустить потери клиентов, «Узбекнефтегаз» и предложил увеличить акцизы на импортируемое топливо – с 5 до 20%. Кроме того, есть инициатива обнулить ставку на ввоз сырья для изготовления бензина (сейчас она составляет 5%). Тем самым компания намерена «стимулировать производство нефтепродуктов на территории республики». Повышение таможенного акциза должен привести к снижению поставок бензина из-за границы, а удовлетворять спрос можно будет за счет местного топлива – с Ферганского и Бухарского НПЗ.
Все это позволит нормализовать ситуацию с нефтепродуктами в стране – по крайней мере, до тех пор, пока власти не снимут все карантинные ограничения. Но затем все придется возвращать обратно. Повышение акцизов на импорт и ограничение конкуренции на внутреннем рынке не смогут решить главную проблему – зависимость Узбекистана от зарубежной нефти и нефтепродуктов.
Отечественные заводы не способны производить столько бензина, сколько необходимо стране. Собственных запасов нефти также недостаточно, приходится покупать дополнительные объемы за границей – в основном в России и небольшую часть в Казахстане. Они поставляют до трети от суммарного внутреннего спроса.
Эта ситуация приводит к тому, что в Узбекистане бензин – самый дорогой в Центральной Азии. По данным аналитического издания Global Petrol Prices, один литр в Узбекистане стоит 0,65 доллара, тогда как у соседей – от 0,42 (Казахстан) до 0,50 доллара (Кыргызстан).
И это даже несмотря на то, что из государств региона только Туркменистан не испытывает потребности в импортном топливе. Просто российские производители продают бензин в Казахстан и Кыргызстан по внутрироссийским ценам (им не нужно платить экспортные пошлины, которые, к слову, снижаются из-за налогового маневра).
Безусловно, правительство Узбекистана предпринимает шаги, направленные на наращивание собственного производства, модернизацию имеющихся промышленных мощностей и строительство новых.
До января 2020-го НПЗ освобождали от уплаты налогов на прибыль, с недавних пор упразднили госрегулирование цен на бензин, а во второй половине этого года совместно с иностранными инвесторами ожидается запуск завода по производству синтетического топлива Uzbekistan GTL.
Но даже с новыми мощностями республика пока не может полностью отказаться от импортного бензина, а при резком повышении акцизов есть риск возникновения дефицита топлива на внутреннем рынке.
С этим согласны и эксперты. Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что предлагаемые меры «в целом будут на руку крупным производителям нефтепродуктов в республике»: снижается импорт – снижается и уровень конкуренции.
Впрочем, подобные защитные механизмы принимаются и в других странах мира. Так, 25 мая правительство России вовсе запретило до 1 октября 2020 года закупки бензина за границей – все из-за того, что сейчас завозное топливо, как и в Узбекистане, стало дешевле отечественного.
Но есть и разница: российские производители способны сами полностью обеспечить внутренний рынок бензином, а НПЗ Узбекистана – нет. Кроме того, в России эта мера имеет временный характер, а инициатива «Узбекнефтегаза» (по крайней мере, в нынешнем ее виде) – нет. И это при том, что простое повышение акцизов на импорт вряд ли сможет помочь Узбекистану нарастить выпуск собственного автомобильного топлива.
В других странах, к слову, также применяются ввозные пошлины на бензин: например, в ЕС установлена общая ставка в 4,7% от таможенной стоимости топлива с октановым числом менее 95.
Почему выросли цены на бензин и как их планируется стабилизировать — замглавы АМК
Замглавы Антимонопольного комитета Фаррух Карабаев перечислил причины повышения цен на бензин и рассказал, какие меры принимаются для стабилизации цен. В частности, планируется установить минимальную норму по объёмам бензина, выставляемого на бирже, и начать реализацию Аи-80 небольшими лотами до 1 тонны, чтобы создать возможности для малых заправок.
Рост стоимости автомобильного бензина в Узбекистане связан с повышением спроса на внутреннем рынке и частично конъюнктурой мирового рынка нефтепродуктов. Об этом на брифинге 16 ноября сообщил заместитель председателя Антимонопольного комитета Фаррух Карабаев, передаёт корреспондент «Газеты.uz».
Причины роста цен
По словам Фарруха Карабаева, спрос на бензин в стране за последние два года увеличился с 1,1 миллиона до 1,3 миллиона тонн. Если с января по апрель 2021 года в среднем на бирже продавалось 54 тысячи тонн бензина в месяц, то в мае-октябре этот показатель вырос до 84 тысяч тонн.
Замглавы АМК отметил, что котировки нефти марки Brent выросли на 53%, но цена на бензин в Узбекистане выросла ещё больше.
«Частично при производстве бензина мы используем импортное сырье, в том числе при производстве бензина Aи-80, но в основном для производства высокооктанового бензина», — сказал он. Представители «Узбекнефтегаза» позже подтвердили корреспонденту «Газеты.uz», что бензин Аи-80 производится из местного сырья.
Импорт готового бензина также значительно вырос за последние два года. В 2020 году было завезено 188 тысяч тонн бензина, а за первые 10 месяцев этого года — 221 тысяча тонн. В основном импортируется высокооктановый бензин Аи-92 (154 тысячи тонн), сообщил Фаррух Карабаев.
«Однако, учитывая тенденцию к росту цен на сырьевые товары с начала года, импорт готовой продукции сократился по сравнению с началом года. Например, если взять бензин Аи-80, который в мире производят мало, то его импорт снизился в 7 раз. Объём импорта бензина марки Аи-92 вырос в 1,5 раза по сравнению с началом года», — заявил он.
Замглавы комитета назвал вторым «очевидным фактором» монопольное положение некоторых отечественных производителей нефтепродуктов. Кроме того, возможности малых и средних покупателей приобретать бензин на бирже «несколько ограничены».
В январе-ноябре на биржевые торги было выставлено 869 тысяч тонн бензина, из этого объёма 85% составляет бензин Аи-80, оставшуюся часть — Аи-91. Бухарский нефтеперерабатывающий завод производит 76% бензина в Узбекистане, Ферганский НПЗ — 10%, остальные 14% — разные мелкие производители.
«При этом, если в октябре в сутки на торги выставлялось 4500 тонн бензина, то в ноябре этот показатель упал до 2400 тонн, то есть сократилось предложение. Сокращение предложения бензина на внутреннем рынке, конечно, создало давление на цены», — сказал он.
Фаррух Карабаев также признал, что нефтеперерабатывающие заводы выставляли на биржу лоты, которые были доступны в основном крупным игрокам, то есть в объёмах не менее 60 тонн (норма железнодорожного вагона). Это, в свою очередь, ограничивало возможности малых заправок и создавало ценовое давление.
По его словам, у крупных оптовиков и нефтебаз больше финансовых возможностей и, прежде всего, имеется складская инфраструктура для хранения нефтепродуктов, что ставит их в преимущественное положение на биржевых торгах и также влияет на ценовую ситуацию.
Меры для стабилизации цен
Антимонопольный комитет, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа, Счётная палата и Министерство финансов совместно создали рабочую группу, которая изучает «обоснованность расходов» компании «Узбекнефтегаз», Бухарского и Ферганского НПЗ, нефтебаз и других производителей, связанных с производством, хранением и доставкой бензина. Кроме того, группа работает над оптимизацией цен и выявлением резервов для снижения стоимости продукта.
Фаррух Карабаев отметил, что рабочая группа совместно с Министерством энергетики и Министерство инвестиций и внешней торговли изучают возможности для расширения географии поставок бензина в Узбекистан, чтобы «насытить внутренний рынок». Он подчеркнул, что ранее основным поставщиком бензина был Казахстан, но страна ввела шестимесячный запрет на экспорт топлива. В связи с этим сейчас Узбекистан закупает бензин из России, где «трейдеры, воспользовавшись ситуацией на мировых рынках, пытаюсь повлиять на цены».
По итогам изучения рабочая группа предписала Бухарскому НПЗ и другим производителям:
Bugun.uz сообщил, что в 2019 году НПЗ выставляли на продажу 90% бензина маленькими лотами (10% — крупными), в 2020 году — 94% (6%), но в 2021 году покупатели могли приобрести на бирже только крупные лоты. В результате доля покупателей в лице нефтебаз выросла с 50% до 83%, из-за чего «снизилась роль биржи в формировании цены».
Фаррух Карабаев выразил надежду, что оперативные меры, принятые рабочей группой, окажут влияние на стабилизацию цен на внутреннем рынке в течение 10 дней.
Сколько стоит бензин в Узбекистане
Российские автовладельцы, заезжающие в страну на машине, готовятся к поездке заблаговременно: заливают полный бензобак, берут с собой канистры, заполняя их на приграничной казахской автозаправочной станции.
Глава “Узбекнефтегаза” Бахром Ашрафханов заявил, что к 2020 году бензин в стране подешевеет
Сколько стоит литр бензина в Финляндии, Турции и США узнать можно на нашем сайте.
Возможный дефицит нефти
Если брать статистику производства топлива за прошедшие годы, то общее количество произведённого в Узбекистане бензина увеличилось на 3,7 %. По последним отчетам национального агентства финансовых новостей «Dividends», произведённый бензин в Узбекистане в феврале этого года достиг максимума по сравнению с предыдущими месяцами. Но если сравнить с прошлым годом, то показатель ниже на 20,6 %.
Снижение производительности наблюдается при ежедневно увеличивающемся спросе.
По состоянию на начало 2021 г. в стране функционируют три нефтеперерабатывающих предприятия:
Их совокупная мощность составляет 11,12 млн тонн. При этом загруженность каждого — не более 65–70 %.
Подробнее о ценах на бензин узнайте из видео, представленном ниже.
Это происходит потому, что количество нефти, добываемой Узбекистаном, ежегодно снижается. Для того чтобы избежать возможного возникновения дефицита, страна импортирует её из соседнего Казахстана, а в ноябре 2017 г. заключила договор регулярных поставок с Россией.
Однако сделка с РФ действовала только до апреля 2018. После этого российские поставки прекратились, но увеличился объём казахской нефти.
Важно! С целью предотвращения нефтяного дефицита Министерство финансов выделило АО «Узнефтепродукт» и нефтеперерабатывающим предприятиям беспроцентную ссуду в размере 2 трлн сумов на импорт углеводородного сырья и готовых нефтепродуктов.
Бензиновый резонанс осени 2017 года
Правительство страны до сих пор не смогло внятно прокомментировать события, когда в Узбекистане внезапно проявился бензиновый кризис. Как сообщало центральное телевидение в середине ноября 2017 г., заправить автомобиль можно было только на автозаправочных станциях Ташкента. А в 50–100 км от столицы большая часть АЗС не работала, а на тех, что были открыты, стояли километровые очереди.
В 2017 году в Узбекистане бензин подорожал на 40%
Возможность заправить машину была только на частных небольших станциях, на которых имеющаяся цена бензина во всём Узбекистане превышалась в 2–2,5 раза. К тому же, по отзывам автовладельцев, топливо не отличалось хорошим качеством и судя по всему было разбавленным.
Вмешательство правительства
После того как репортаж о внезапном дефиците был выпущен в эфир, правительство страны не замедлило отреагировать комментарием, что «разберётся в произошедшем, а виновные будут наказаны». С конца ноября 2017 г. стоимость топлива возросла на 25–30 %. Таким образом, с действующей ранее на государственных АЗС цены в 2800 сумов она увеличилась — до 3300–3400.
Судя по всему, таким образом руководство страны решило возместить, убытки, причинённые экономике за счёт массовой спекуляции.
Открытие новых АЗС
В январе 2021 г. в Сети появилась информация о том, что в стране будет построено несколько новых АЗС, нацеленных на реализацию качественного бензина, что и произошло в течение года. Однако, особой популярности они так и не получили. По сообщениям российских репортёров, проводивших собственное расследование, высокая цена за горючее не устраивает многих узбекистанцев.
Еще больше информации о бензине в Узбекистане узнайте из видео, представленном ниже.
По отзывам большинства местного населения, цена топлива на этих АЗС не соответствует уровню их дохода. При этом они соглашаются, что оно лучшего качества в сравнении с тем, что продаётся у частников в пятилитровых ёмкостях. Пока заправляются на таких автозаправочных комплексах только дорогие иномарки, требующие качественного высокооктанового бензина.
Убедились в этом и сами корреспонденты, проводившие расследование: за 30 минут наблюдения за одной из АЗС заправилась только одна машина.
Из-за низкого уровня доходов люди не готовы переплачивать за топливо, даже если оно заведомо лучшего качества.
Сколько стоит бензин в Китае узнайте на нашем сайте.
Реальные цены 2021 года
Цена бензина в Узбекистане зависит от статуса автозаправочной станции. Расценки, утверждённые правительством, выглядят следующим образом:
Коммерческие цены на бензин в Узбекистане
Название АЗС | Стоимость литра АИ-95, сум/р. | Стоимость литра АИ-98, сум/р. | Стоимость литра дизельного топлива ЭКО, сум/р. |
Лукойл | 7200/55,3 | 7800/59,9 | 8000/61,4 |
Jizzakh Petroleum | 7700/59,1 | 9000/69,1 | 8500/65,3 |
Узбекнефтегаз | 7200/55,3 | – | – |
Цена на бензин и соотношение курса валют приведены по состоянию на начало 2019 г.
С 26 декабря 2018 г. в Узбекистане появился ещё один российский топливный магнат, компания «Татнефть». На данный момент происходит строительство нескольких АЗС, которые будут располагаться в Ташкентской области. Какая стоимость бензина будет в этой компании, пока остаётся неизвестным.
АЗС ” Татнефть” в Узбекистане
Где купить государственный бензин в Ташкенте?
В Ташкенте функционирует всего пять заправочных станций, на которых можно купить топливо по фиксированной государственной цене в 34,5 рубля, или 4500 сумов. Этими субсидируемыми правительством заправками являются ключевые станции «Узбекнефтегаза», расположенные в следующих районах города:
Важно! На остальных заправках цены будут коммерческими (см. табл. выше).
Отзывы российских туристов
Любители автомобильных путешествий, а также те, кому приходится часто посещать Узбекистан, доподлинно знают, что найти хорошую заправку можно только в крупных городах. Во всех остальных придётся довольствоваться вонючей смесью, похожей на топливо цветом, или в лучшем случае АИ-80.
По этой причине гражданин РФ должен учитывать: если автомобиль прихотлив к качеству горючей смеси, лучше отказаться от поездки на нём. Другой вариант: брать с собой канистры и заправляться на последней казахской заправке перед границей, чтобы был запас.
При преодолении границы водителя ожидает следующее:
Приятным моментом является возможность путешествия на автомобиле по Узбекистану с российскими правами.