Почему акции яндекса выросли сегодня
Почему акции «Яндекса» дорожают несмотря на убытки
Ставка на развитие онлайн-торговли, сделанная «Яндексом» после «развода» со Сбербанком в 2020 г., оставляет компанию в минусе на протяжении трех кварталов текущего года. По итогам трех месяцев, закончившихся 30 сентября 2021 г., чистый убыток «Яндекса» составил 3,9 млрд руб., сообщила компания 27 октября. Годом ранее «Яндекс» получил чистую прибыль в размере 21,7 млрд руб. Во II квартале 2021 г. чистый убыток «Яндекса» составил 4,7 млрд руб., в I квартале – 4,3 млрд руб.
В прошлом году после разделения активов совместного предприятия со Сбербанком «Яндекс» выкупил 45% их совместного предприятии «Беру». С октября 2020 г. «Беру» стал частью сервиса «Яндекс.Маркет», поисковик также получил инфраструктурные активы и стал консолидировать результаты предприятия в своей отчетности.
В июле-сентябре 2021 г. «Яндекс.маркет» увеличил убыток по скорректированному показателю EBITDA до 11,7 млрд руб. с убытка в 1,2 млрд руб. в аналогичный период 2020 г. Но товароборот «Яндекс.Маркета» в сервисах электронной коммерции (включает стоимость заказов на маркетплейсе «Яндекс.Маркет» и в «Яндекс.Лавке», а также стоимость товаров повседневного спроса из магазинов партнеров в «Яндекс.Еде») вырос в III квартале 2021 г. до 41,8 млрд руб. с 13,3 млрд руб. в III квартале 2020 г. (рост на 214%). Товарооборот маркетплейса составил 31,6 млрд руб., увеличившись на 212% к прошлому году с показателя 10,1 млрд руб.
Результаты «Яндекс.Маркета» оказались ниже прогноза Citi, пишет аналитик банка в записке для инвесторов. Рыночный оборот сервиса был на 8% ниже консенсус-прогноза с учетом положительной динамики продаж партнерских товаров, а убыток по EBITDA был в рамках ожиданий и отразил инвестиции в логистику и инфраструктуру, констатирует эксперт из Citi.
В результате консолидации «Яндекс.Маркета» у группы достаточно сильно снизилась рентабельность по EBITDA – на 18,6 процентных пунктов (до 6,2%), отмечает аналитик банка «Уралсиб» Константин Белов. Операции «Яндекс.Маркет» растут достаточно быстро, в результате этого образуется убыток, объясняет он. «Идет борьба за рынок, и «Яндекс.Маркет» пытается завоевать позиции, которые позволят ему зарабатывать в будущем. Стратегически это может быть оправданно», – сказал Белов.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов снижение рентабельности бизнеса «Яндекса» крупными инвестициями в e-commerce, которые находятся в активной фазе развития и требуют дополнительных вложений. Инвестиции в развитие e-commerce он называет «полностью оправданными, учитывая долгосрочные возможности, предлагаемые российским рынком электронной коммерции в условиях ужесточения конкуренции». Компания конкурирует с Ozon, Wildberries, совместным предприятием VK и «Алиэкспресс», а также классическими ретейлерами, отмечает Белов из «Уралсиба».
Капитализация «Яндекса» установила новый рекорд: что будет с акциями компании
Что случилось
Что это значит
«Яндекс» выкупит 33,5% доли Uber в «Яндекс.Еде», «Яндекс.Лавке» и «Яндекс.Доставке», а также 18,2% в беспилотной компании Yandex Self-Driving Group. В результате сделки компания получит 100% контроль в этих сервисах.
Благодаря сделке «Яндекс» сможет быстрее принимать решения и ускорить интеграцию между технологическими инициативами «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Маркета», пишут аналитики GS. Кроме того, «Яндекс» сможет более автономно управлять совместным предприятием, полагают они.
«Одна из причин сделки — [в том, что] нам нужна была большая синергия своих бизнесов. Например, с «Лавкой». У нас можно заказать товар в «Маркете», он приедет в даркстор «Лавки», затем можно заказать одновременно доставку этого товара и параллельно продуктов из «Лавки». Это улучшает экономику: за одну доставку курьер привезет и посылку, и еду», — рассказал Forbes управляющий директор и член совета директоров компании Тигран Худавердян.
Зачем это знать
В России «Яндекс.Еда» и «Лавка» конкурируют с Delivery Club и «Самокатом» (принадлежат совместному предприятию Mail.ru Group и «Сбера»), а также «быстрыми доставками» традиционных ретейлеров — X5 Group, «ВкусВилл» и других. «Яндекс.Маркет» — игрок номер три среди российских маркетплейсов после Wildberries и Ozon. Недавно «Лавка» вышла и на европейский рынок — сервис быстрой доставки продуктов запустился в Париже и Лондоне. За границей компания работает под брендом Yango Deli. В 2020 году сервис запустился в Израиле под названием Deli by Yango.
Аналитики Sova Capital считают, что сделка позволит «Яндексу» консолидировать свои быстрорастущие активы в фудтехе и логистике: это даст возможность встроить их в маркетплейс и предоставить клиенту более комплексное предложение. Имея больший контроль над своими активами в области mobility «Яндекс» сможет их полностью консолидировать в течение следующих двух лет: это неплохо, учитывая их перспективы роста, полагают аналитики Sova Capital.
Акции «Яндекса» взлетели
Акции компании «Яндекс» взлетели почти на шесть процентов в ходе торгов в среду, 27 октября. В 17:57 мск на Московской бирже бумаги торговались по 5617,4 рубля за штуку (плюс 5,7 процента по сравнению с открытием торгов). На закрытии основной торговой сессии акция стоила 5569 рублей (плюс 4,89 процента).
Причиной стала новость о росте выручки в третьем квартале на 52 процента, до 91,3 миллиарда рублей. Также «Яндекс» увеличил прогноз по выручке на 2021 год с 330-340 миллиардов до 340-350 миллиардов рублей.
Индекс Мосбиржи на закрытии торгов упал на 0,15 процента, до 4229,53 пункта, индекс РТС — на 1,31 процента, до 1891,28 пункта.
Лидерами роста голубых фишек стали «Яндекс» (плюс 4,89 процента, до 5569 рублей за акцию), «Полюс» (плюс 3,08 процента, до 14 083 рублей) и «Магнит» (плюс 1,67 процента, до 6680 рублей). Больше всего подешевели бумаги «Татнефти» (минус 2,24 процента, до 549,6 рубля), «Роснефти» (минус 1,71 процента, до 639,7 рубля) и «Норникеля» (минус 1,41 процента, до 22 368 рублей).
Курс доллара на 18:35 составил 70,47 рубля (плюс 0,92 рубля), курс евро — 81,7 рубля (плюс 1,04 рубля). Биткоин, рухнувший сегодня почти на семь процентов, до 58 132 доллара, немного подрос и торговался по 58 955 долларов за монету.
Нефть марки Brent упала на 1,47 процента, до 84,37 доллара за баррель, марки WTI — на 1,33 процента, до 83,52 доллара. Газовые фьючерсы на декабрь торговались по 1065 долларов за тысячу кубометров.
«Яндекс» прибавил 400% за 5 лет. Цифровизация поможет вырасти еще сильнее
Стоимость бумаг 5 ноября 2015 года: ₽980 за акцию
Стоимость 5 ноября 2020 года: ₽4826,4 за акцию
Динамика: +392,5%
Причина роста: перспективная бизнес-модель, популярность IT-компаний
Перспективы: всеобщая цифровизация
Риски: снижение показателей из-за пандемии
«Яндекс» — типичная компания роста и один из малочисленных представителей IT-сектора на российском рынке.
Начало компании положил поисковик Yandex, разработанный в компьютерной фирме CompTek в 1993 году. Название Yandex — это аббревиатура от выражения Yet ANother inDEXer (еще один индексатор), которое описывает суть технологии, по которой делался поисковик.
Официально «Яндекс» как компания был зарегистрирован в 2000 году. Сперва он стремительно развивался за счет распространения интернета. Но в 2011 году «Яндекс» запустил сервис «Яндекс.Такси» и начал создавать широкую экосистему.
Сейчас среди сервисов, которые предоставляет компания, — «Яндекс.Поиск», «Яндекс.Карты», «Яндекс.Новости», «Яндекс.Облако», «Яндекс.Драйв» и многие другие. Недавно IT-гигант стал единоличным владельцем «Яндекс.Маркета», выкупив долю Сбербанка.
Компания также занимается технологиями искусственного интеллекта и беспилотными автомобилями. Практически все сервисы «Яндекса» используют технологию машинного обучения.
Основной акционер компании — один из ее основателей Аркадий Волож. До недавнего времени ему принадлежало 9,84% капитала и 48,48% голосов.
Акции «Яндекса» за пять лет выросли почти на 400%, а с начала 2020-го — на 80%. Однако в последние два месяца застряли в боковом диапазоне. Почему бумаги выросли в цене и что можно ожидать от них в дальнейшем? Разбираемся.
Почему выросли акции «Яндекса»
Но международные инвесторы раскупали акции «Яндекса» не только по этой причине. «Мы считаем, что «Яндекс» — одна из лучших компаний в сегменте онлайн, в сегменте цифровизации, если говорить шире», — рассказал «РБК Инвестициям» партнер и старший аналитик «Атона» Виктор Дима.
«Она достаточно хорошо доводит сервисы до логической экономической составляющей. Мы видим, что «Яндекс» одним из первых вышел в прибыль в сегменте такси. В мире не очень много компаний, которые генерируют прибыль в этом сегменте», — пояснил эксперт.
За последние пять лет выручка компании росла в среднем на 28% в год. При этом основной доход приносила реклама на интернет-портале и в поисковике. Но по мере развития других сервисов наблюдается постепенное снижение доли рекламной выручки. К примеру, в 2015 году она составляла 93%, а в первые девять месяцев 2020 года — всего 59%. Это снижает зависимость компании от кризисов, во время которых сокращаются запросы на рекламу. В то же время доля сегмента такси в третьем квартале выросла до 31%.
Пандемия вызвала просадку показателей во втором квартале, но компания быстро восстановилась после снятия карантина за счет массовой цифровизации. Рентабельность по чистой прибыли «Яндекса» в третьем квартале составила 37,6% — это очень высокий показатель.
Несмотря на вторую волну пандемии, в четвертом квартале показатели компании не будут такими плохими, как во втором, просто потому, что правительство отказалось от жестких мер, уверен Виктор Дима из «Атона».
«Людей не запирают по домам, бизнес не перестает работать. Более медленное восстановление [показателей «Яндекса»] возможно, но принципиально картина не изменится. То есть до той низшей точки, как во втором квартале, компания уже не упадет», — пояснил он.
В середине октября акции «Яндекса» за три дня просели почти на 9%. Участники рынка отрицательно отреагировали на решение TCS Group и «Яндекса» отказаться от переговоров по слиянию — всего через три с половиной недели после их начала.
Объединение двух компаний называли сделкой года. По мнению экспертов, она была бы выгодна обеим сторонам — «Яндекс» получил бы финтех-подразделение и возможность создать крупнейшую экосистему, а TCS Group привлек бы новых клиентов. Синергетический эффект был бы высок: объединенная компания могла бы составить конкуренцию как экосистеме Сбербанка, так и банковскому сектору в целом.
Тем не менее влияние новости на акции «Яндекса» стало краткосрочным. IT-гигант уже с лихвой восстановил позиции: стоимость бумаг подросла на 11%. По мнению аналитика Sberbank SIB Светланы Сухановой, компания будет развивать финтех-бизнес самостоятельно с привлечением третьих лиц, имеющих банковскую лицензию.
Помимо «Сбера» и TCS, на рынке несколько крупных игроков — например, АФК «Система» с МТС Банком, ВТБ и Альфа-банк. Возможно, кто-то из них в конечном счете станет партнером «Яндекса», обращает внимание начальник управления операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
Что поможет «Яндексу»
Всеобщая цифровизация. «Яндекс» — один из бенефициаров тренда ускоренной цифровизации, которая растет более быстрыми темпами за счет пандемии. Из-за коронавируса население меняет свои привычки. В целом это позитивно сказывается на основных бизнесах «Яндекса», — считает Виктор Дима.
«Учитывая общий тренд на уход потребителей в онлайн, важность этого канала коммуникации будет расти, как и доходы российской IT-компании», — уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Денежная подушка. На конец третьего квартала на счетах у «Яндекса» скопилось наличных средств на ₽93,5 млрд, а вместе с краткосрочными инвестициями подушка составляет ₽251,9 млрд.
Это значительно больше долгосрочного долга компании, оцениваемого в ₽89,3 млрд. Краткорочных долгов у «Яндекса» нет. Такая сумма позволит ему пережить и пандемию, и экономический кризис в случае, если они затянутся на продолжительное время.
Что сыграет против компании
Перекупленность акций. На данный момент «Яндекс» торгуется с мультипликатором P/E на уровне 67х. Это достаточно высоко, даже учитывая, что компания относится к технологическому сектору, где этот показатель, как правило, выше, чем в других отраслях.
Пандемия. В сентябре количество новых случаев в России вновь начало расти и в ноябре значительно превысило пиковые уровни мая текущего года. Если максимальное число заболевших за сутки в мае было 11,7 тыс., то на 4 ноября их зафиксировано уже 19,5 тыс.
«В результате в первые недели октября мы наблюдаем некоторое замедление темпов восстановления нашей основной рекламы, а также мобильного бизнеса (аренда автомобилей и каршеринг)», — отметил «Яндекс» в отчете за третий квартал 2020 года.
В этих условиях настораживает, что «Яндекс» не представил прогноз на 2020 год, объяснив это неопределенностью из-за коронавируса. «Из этого можно сделать вывод, что компания не исключает негативные последствия для финансовых показателей четвертого квартала из-за COVID-19», — написал эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Этот фактор может стать негативным моментом для инвесторов, предупредил аналитик.
По мнению старшего аналитика BCS Global Markets Марии Сухановой, в ближайшие месяцы нарастающие эпидемиологические риски негативно скажутся на рекламной выручке «Яндекса».
Что будет с акциями
«У нас позитивный взгляд на дальнейшую динамику бумаг компании, — сказал Виктор Дима «РБК Инвестициям». — Это одна из акций, которую инвесторам нужно иметь в портфеле. Очевидно, что это хорошая ставка на рост цифровых сервисов. И еще на улучшение эффективности за счет эффекта масштаба — просто за счет того, что компания эффективна сама по себе».
Несколько более пессимистична Мария Суханова из BCS Global Markets. Она считает, что важным фактором для акций остается ситуация на глобальных рынках, как еще раз подтвердил рост акций в последние дни. «Рыночный позитив может привести к возобновлению роста акций, но на данном этапе, скорее, вижу потенциал для краткосрочной корректировки в бумаге, чем для роста», — заключила эксперт.
В более долгосрочной перспективе — на горизонте 12 месяцев — на акции «Яндекса» будут влиять противоположные факторы. С одной стороны, у компании хорошие перспективы. Но с другой — акция практически удвоилась в рублях с начала года и сейчас торгуется по мультипликатору P/E 47x 2021 года. К тому же негативно на результаты компании будут влиять эпидемиологические риски, предупредила Суханова.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний
Акции «Яндекса» подорожали на 15% и обновили исторический максимум
Акции «Яндекса» подорожали более чем на 15%, свидетельствуют данные Мосбиржи. На максимуме стоимость бумаг поднималась до ₽5653, обновив исторический максимум. Предыдущий рекорд был установлен на уровне ₽5177 за акцию 1 сентября.
Что будет с акциями компании
Недавнее прекращение партнерских отношений со Сбербанком сняло с «Яндекса» обязательства, связанные с отказом от конкуренции со своим бывшим партнером, открыв дорогу для развития собственного финтех-бизнеса, отмечают аналитики «ВТБ Капитала». Финтех является наиболее важным из направлений, до сих пор отсутствующих в экосистеме «Яндекса», добавляют эксперты.
«Для «Яндекса» основной интерес представляет возможность быстрого получения доступа к крупной финтех-франшизе. Однако при этом компании придется решать и целый ряд вопросов, связанных, в частности, с интеграцией TCS Group, альтернативной стоимостью капитала и новыми для «Яндекса» специфически банковскими рисками», — сообщили аналитики. В конечном итоге успешная интеграция TCS Group в структуру «Яндекса» в сочетании с достижением потенциальной синергии может стать источником создания дополнительной стоимости.
По мнению BCS Global Markets, при обозначенной цене сделка может повысить акционерную стоимость компании «Яндекс». TCS — сильный игрок в банковском секторе с потенциалом синергии. «Яндекс» сможет добавить финансовые услуги в свой портфель, объединить существующие данные об интересах клиентов с данными о транзакциях. Таким образом будут покрыты основные аспекты жизни пользователей сервисов «Яндекса», — полагает аналитик BCS Global Markets Мария Суханова.
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе