Почему акции space падают
Акции Virgin Galactic выстрелили после полета Брэнсона, но затем упали: нужно ли их покупать
Что случилось
Что это значит
Virgin Galactic пока не приносит прибыль, поэтому стоимость акций сильно зависит от настроения инвесторов. С 2022 года компания планирует запустить регулярные космические туры для состоятельных путешественников на границу космоса. Но массового интереса к таким полетам пока нет из-за высокой стоимости билетов. Поэтому непонятно, насколько такая модель бизнеса эффективна. В ближайшие годы компании будет непросто стать прибыльной.
Что нужно знать
Инвестировать в космический туризм пока рискованно, так как никто не знает, какая именно компания через 5-10 лет станет главным бенефициаром. В таких условиях лучше диверсифицировать риски и инвестировать сразу в несколько компаний сегмента. Только вот из большой тройки «покорителей космоса» на бирже торгуются лишь акции Virgin Galactic, а Blue Origin и SpaceX остаются частными компаниями.
Прежде чем инвестировать в Virgin Galactic, лучше дождаться 20 июля. В этот день их ближайший конкурент Blue Origin запустит свой корабль в космос с основателем Джеффом Безосом на борту. Корабль Blue Origin New Shepard начнет полет с космодрома в Техасе и поднимется на высоту 100–115 километров. Затем по плану корабль должен опуститься на землю на трех парашютах в нескольких километрах от точки запуска. Это событие, скорее всего, заставит котировки Virgin Galactic упасть, считает главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов. Нужно иметь в виду и SPO, которое объявила компания. Как правило, дополнительная продажа акций снижает их стоимость.
«Мама говорила мне не сдаваться и тянуться к звездам»: как миллиардер Ричард Брэнсон слетал в космос
«Мама говорила мне не сдаваться и тянуться к звездам»: как миллиардер Ричард Брэнсон слетал в космос
Никто не верит в Virgin: почему инвесторы разочаровались в космической мечте Брэнсона
Что случилось
Что это значит
Virgin Galactic — это дорогая игрушка для богатых любителей экзотических и экстремальных развлечений, говорил ранее Forbes партнер Capital Lab Евгений Шатов. Но планы запустить регулярные коммерческие рейсы подогревали интерес инвесторов к этой компании с неустойчивой бизнес-моделью, поэтому новость о переносе запуска принесла разочарование, а спекулянты использовали ее как способ заработать. Но стоит ли инвесторам так переживать и сбрасывать бумаги?
Зачем мне это знать?
Компания объявила, что вынуждена перенести запуск программы космического туризма 14 октября. В тот день объем торгов ее бумагами на NYSE вырос в два раза по сравнению с объемом 13 октября и почти достиг 13 млн сделок.
Запуск перенесен не в первый раз. Изначально старт программы намечался на 2021 год, в феврале запуск перенесли на начало 2022-го. В августе регулярные рейсы отложили до III квартала 2022 года.
В этот раз причина переноса заключается в необходимости переоборудовать корабль и самолет-носитель. Это займет от восьми до десяти месяцев. После полета Брэнсона в июле этого года американские регуляторы начали расследовать тот факт, что корабль отклонился от курса. Расследование не выявило серьезных нарушений, однако на время проверки любые ремонтные работы с кораблем были запрещены.
Virgin с Брэнсоном на борту вылетела на девять дней раньше, чем компания Джеффа Безоса Blue Origin, которая планировала совершить первый суборбитальный полет 20 июля. Тогда акции Virgin Galactic выросли перед полетом на 20%, а компания стала популярна среди российских инвесторов. В июле 2021 года ее акции впервые вошли в портфель из 10 самых популярных в России акций, следует из данных Мосбиржи. По итогам сентября она по-прежнему в этом списке. Virgin Galactic входит и в 10 популярных бумаг на СПБ Бирже.
По словам Евгения Шатова, инвесторам не стоит так резко реагировать на очередную задержку запуска регулярных полетов Virgin Galactic. «Компания занимается тем, о чем раньше даже не могла мечтать, — запускает людей в космос», — сказал Шатов. Похожие проблемы возникают и у крупных компаний на сформированных рынках, говорит он.
Virgin Galactic все еще на раннем этапе развития, что подразумевает высокую волатильность ее акций и серьезные риски. И такая волатильность, скорее всего, продлится еще несколько лет, не исключает Шатов.
По его словам, желающие инвестировать в космос, могут вложиться в компании с более устоявшейся бизнес-моделью, к примеру в Astra Space, которая производит пусковые установки для вывода космических аппаратов на орбиту, в производителя спутников Maxar Technologies, в производителя беспилотных летательных аппаратов AeroVironment или в Howmet Aerospace, которая производит компоненты для реактивных двигателей. Если инвестор не желает разбираться с тонкостями космического бизнеса, но хочет получить выгоду от нового развивающегося рынка, можно инвестировать в ETF-фонд UFO, добавил он.
Почему снижение Virgin Galactic не останавливается
Июнь для акций Virgin Galactic выдался впечатляющим. Акции стремительно росли в преддверии очередного полета с основателем на борту, а по завершении полета котировки пошли «на посадку».
Рассмотрим последние события в компании, ближайшую и долгосрочную перспективу.
Немного динамики
Всего с начала года акции VG выросли на 27,3%, за последние 12 месяцев — на 43,3%. Текущий уровень цены на 151,5% выше уровня IPO.
Почему падают так долго и сильно
Virgin Galactic является уникальной акцией на рынке за счет сферы деятельности. На рынке больше нет публичных компаний, занимающихся космическим туризмом. Это делает VG интересным, но спекулятивным активом.
Мы не раз говорили, что акции растут на хороших новостях и падают на плохих. Многие инвесторы не торгуют долгосрочной перспективой, движение нужно здесь и сейчас. После последнего полета и новостях об SPO драйверы закончились, акции перешли в глубокую коррекцию.
Для такой «акции роста» это вполне нормальное явление, учитывая перегретость бумаг в последнее время. Здесь отлично работает правило: «Покупай на слухах, продавай на новостях».
Мы знаем, что впереди у компании испытательные полеты, включая миссию с итальянскими ВВС. После них испытательная программа закончится, а в 2022 г., как ожидается, начнется коммерческая программа. Она еще далеко. Инвесторам нужны более быстрые и интересные драйверы для роста или как минимум удержания цены на одном уровне. Сейчас их нет.
А что дальше
Про акции
Трейдеры могут и далее отыгрывать негативные новости, тем самым продолжив коррекцию в акциях, пока не будет позитивных новостей.
Давление может усилиться сегодня-завтра — во вторник конкурент Blue Origin готовится к своему полету в космос. Вероятно, именно это событие и ударило сегодня по котировкам на СПБ Бирже: к текущему моменту цена снизилась на 10%.
Прекрасное далёко
До конца года инвесторы будут ждать следующих испытательных полетов, которые могут возобновить рост акций VG. Следующим важным этапом станет информация о запуске коммерческих полетов компании.
Со счетов пока не стоит списывать и долгосрочные проекты компании. К ним относятся научно-исследовательские полеты, которые могут стать дополнительным источником дохода. И, конечно, сильный потенциал имеет программа в гиперзвуковых перелетах на дальние расстояния. Она может перевернуть правила игры в межконтинентальных перелетах в долгосрочной перспективе.
Техническая картина
Стоит ли покупать
Покупать акции от текущих уровней является весьма рискованным решением, так как фактически нет предпосылок к восстановлению. Завтрашний полет Blue Origin может негативно сказаться на акциях VG — точки входа следует искать позже.
Стоит сказать, что не исключен сценарий с обновлением годового минимума: если продавцы продолжат давление, а краткосрочных драйверов так и не будет найдено, либо финансовые результаты окажутся хуже ожиданий.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Старт дня. Газпром и Сбербанк в лидерах отскока
Отчет Газпрома за III квартал. Отличные результаты
Мнения аналитиков. О дивидендных перспективах ФСК ЕЭС и Россетей
Татнефть отчиталась за III квартал. Неплохо благодаря высоким ценам
АФК Система. Как изменился дисконт к дочкам
Омикрон. Что известно про новый штамм коронавируса
В каких акциях можно пересидеть новые локдауны
Рынок нефти ждет поддержки от ОПЕК+. Brent прибавляет более 4%
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Акции Virgin Galactic упали на 15% на новости о переносе полетов
В четверг аэрокосмическая компания Ричарда Брэнсона сообщила, что изменила график испытаний, в результате чего начало коммерческих полетов будет отложено до четвертого квартала 2022 года.
В октябре Virgin Galactic приступит к работам по ремонту и усовершенствованию космического корабля и самолета-носителя VMS Eve. Представитель Virgin Galactic рассказал CNBC, что этот процесс продлится от восьми до десяти месяцев и завершится в период с июня по август. И только тогда корабль Unity 23 сможет вновь подняться в космос.
После окончания работ по усовершенствованию, компания планирует завершить программу испытаний VMS Eve и космолета. Virgin Galactic планирует еще два тестовых полета — Unity 23 и Unity 24. Конкретные даты компания пока не называет.В частности, она проведет испытательный полет с экипажем из четырех человек, куда войдут два представителя итальянских ВВС. Ранее предполагалось, что Virgin Galactic запустит первую коммерческую исследовательскую миссию с итальянскими ВВС в середине октября.
«Программа усовершенствования предназначена для дальнейшего увеличения запаса прочности, что позволит повысить надежность, долговечность и снизить требования к техническому обслуживанию при коммерческой эксплуатации», — отметила компания в пресс-релизе.
Virgin Galactic планировала начать программу усовершенствования после тестового полета, но, по ее заявлению, в последнем испытании обнаружила потенциальную проблему — «возможное снижение запаса прочности некоторых материалов, используемых для модификации конкретных соединений», которые требуют «дальнейшего физического осмотра».
В компании также подчеркнули, что пересмотр графика не связан с расследованием обстоятельств последнего суборбитального полета, которое Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) провело в сентябре. Полет, о котором идет речь, состоялся 11 июля. Во время посадки корабль Unity отклонился от заданного курса. FAA запретило Virgin Galactic полеты на время проверок.
Аэрокосмическая компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic отложила первый коммерческий полет на четвертый квартал 2022 года. Компания сообщила, что изменила планы из-за того, что в октябре планирует начать работы по ремонту и усовершенствованию космического корабля и самолета-носителя VMS Eve.
В пресс-релизе Virgin Galactic пояснила, что в последнем испытании обнаружила «возможное снижение запаса прочности некоторых материалов». «Программа усовершенствования предназначена для дальнейшего увеличения запаса прочности, что позволит повысить надежность, долговечность и снизить требования к техническому обслуживанию при коммерческой эксплуатации», — отметила компания.
Представитель Virgin Galactic рассказал телеканалу CNBC, что этот процесс продлится от восьми до десяти месяцев и завершится в период с июня по август 2022 года. И только тогда корабль Unity сможет вновь подняться в космос. Ранее Virgin рассчитывала начать регулярные коммерческие полеты с космическими туристами в начале 2022 года, писал телеканал CNBC.
После окончания технических работ компания намерена завершить программу испытаний VMS Eve и космолета. Virgin Galactic планирует еще два тестовых полета — Unity 23 и Unity 24. Конкретные даты она пока не называет. Но известно, что компания проведет испытательный полет с экипажем из четырех человек, куда войдут два представителя итальянских ВВС. До этого предполагалось, что Virgin Galactic запустит первую коммерческую исследовательскую миссию с итальянскими ВВС в середине октября.
На Мосбирже объем торгов по компании Ричарда Брэнсона, напротив, вырос на 71%, до ₽189,24 млн (на 12:16 мск) против ₽110,29 млн по итогам 14 октября.
«Шансы на лидерство в отрасли у Virgin Galactic сомнительны»
«По моему мнению, шансы на лидерство в отрасли космического туризма у Ричарда Брэнсона были всегда крайне сомнительны. После переноса полетов возможность занять существенную долю рынка, потеснив Blue Origin и Space X, станет еще меньше», — уверен инвестиционный консультант финансовой группы «Финам» Сергей Хандохин.
Компания основателя Amazon миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin также интересуется космическим туризмом. Пассажирская капсула корабля New Shepard, который получил название в честь первого американского астронавта, совершившего суборбитальный полет Алана Шепарда, оснащена огромными иллюминаторами, чтобы туристам было удобнее наблюдать за тем, что происходит за бортом.
Первый пилотируемый полет с пассажирами на борту корабль New Shepard совершил в июле 2021 года, он продлился чуть больше десяти минут. Тогда на борту капсулы находился Безос. Второй раз New Shepard поднялся в космос в среду, 13 октября.
Стоит ли покупать акции сейчас
«Я бы держался в стороне от Virgin Galactic даже после такой просадки», — сказал «РБК Инвестициям» Сергей Хандохин. Он пояснил, что компания слаба почти по всем параметрам: от технологий до организации и маркетинга. К тому же, имеет мощных конкурентов в лице Илона Маска и Джеффа Безоса.
Иного мнения придерживается главный управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Никита Емельянов. «Те инвесторы, которые рассчитывают на долгосрочную историю, могут использовать текущее падение акций для того, чтобы покупать. Другое дело, что если полеты действительно настолько далеко переносятся, то каких-то триггеров для роста [акций] в ближайшее время не видно. И вполне возможно, что в отсутствие новостей мы будем видеть постепенное сползание акций все ниже и ниже».