Почему академик сулайманова уехала раньше чем планировала

Краткое содержание повести Чингиза Айтматова «Первый учитель»

Два тополя

Повествование начинается с того, что читатель внутренним взором видит художника, который не может написать очередную картину, вернее, выбрать для нее тему. Для вдохновения он вспоминает свое детство, которое он провел в аиле Куркуреу, в степи Казахстана. Он с теплотой думает о двух тополях на бугре в стороне от селения. Этот бугор в родных местах (художник запомнил с детства) называли «школой Дюйшена». Когда-то давным-давно, лет 40 назад, на том месте действительно была школа для деток. Ее основал идейный комсомолец – Дюйшейн.

Художник думает посетить родные места и увидеть те тополя, но все нет повода. И тут ему присылают письмо (телеграмму) с приглашением поучаствовать в открытии новой школы в аиле.

Художник, недолго думая, летит в родные пенаты на крыльях ностальгии. Видит он и два тополя на бугре, и своих знакомых, и друзей. В числе гостей приезжает и уже немолодая женщина, академик Алтынай Сулаймановна Сулайманова. Она с грустью смотрит на тополя, с тем чувством, когда между человеком и неодушевленным существом есть какая-то тайная связь, известная только им одним. Вообще, надо сказать, что повесть Ай наполнена тонким символизмом, зримым, только если читать произведение полностью.

На празднике в честь открытия школы все вспоминают со смехом, как необразованный человек, читавший по слогам, учил детей азам грамоты. В разгар действа приходят телеграммы от бывших учеников с поздравлениями. Их разносит уже пожилой и даже старый Дюйшен. На само торжество он не заходит, потому что у него много работы.

Алтынай отчего-то становится жутко стыдно, она спешит уехать из родных мест в Москву. Художник сначала просит ее остаться, затем спрашивает, не огорчил ли ее кто-то. Она говорит, что ей на него и вообще на местных жителей обижаться не за что. Если у нее и есть обиды, то только на себя.

Она уезжает, а после пишет длинное письмо художнику, в котором исповедуется и рассказывает ему свою историю. Повествование ведется от ее лица. А читатель, переворачивая последнюю страницу предыстории, ловит себя на мысли, что тополя еще скажут свое слово в этой повести. Рассказ «Первый учитель» Айтматов написал замечательно от начала и до конца, о чем свидетельствует вводная часть произведения.

Первый учитель

Очень кратко: На заре советской власти молодой малограмотный парень приходит в аил в казахской степи и основывает школу, открывая для местных детей новый мир.

Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина — рассказ главной героини о своей жизни. Всё повествование ведётся от первого лица: первая и последняя части — от лица рассказчика, середина — от лица академика.

Продолжение после рекламы:

Художник получает телеграмму — приглашение на открытие новой школы в аиле. Там он встречает гордость Куркуреу — академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову. После торжественной части директор приглашает активистов колхоза и академика к себе. От бывших учеников приносят телеграммы с поздравлениями: их привёз Дюйшен. Теперь он развозит почту. Сам Дюйшен не заходит на праздник: надо сначала закончить работу.

Теперь многие с усмешкой вспоминают его затею со школой: он, мол, сам не весь алфавит знал. Пожилая академик краснеет при этих словах. Она поспешно, в тот же день, уезжает в Москву. Позже она пишет художнику письмо и просит донести её историю людям.

В 1924 году в аиле появляется молодой Дюйшен и хочет открыть школу. Он своими силами приводит в порядок сарай на бугре.

Сирота Алтынай живёт в семье тётки, которая тяготится девочкой. Ребёнок видит лишь оскорбления и побои. Она начинает ходить в школу. Ласковое отношение и добрая улыбка Дюйшена согревает ей душу.

Брифли существует благодаря рекламе:

На уроке учитель показывает детям портрет Ленина. Для Дюйшена Ленин — символ светлого будущего простых людей. Алтынай вспоминает то время: «Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, … как он мог отважиться на такое поистине великое дело. Дюйшен не имел ни малейшего представления о программе и методике преподавания… Сам того не ведая, он совершил подвиг … нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, … вдруг открылся … невиданный прежде мир…»

В холода Дюйшен на руках и на спине переносил детей вброд через ледяную речку. Богатые люди, проезжавшие в такие моменты мимо в лисьих малахаях и овчинных шубах, презрительно посмеивались над ним.

Зимой, в ночь возвращения учителя из волости, куда он ходил на три дня каждый месяц, тётка выгоняет Алтынай к дальним родственникам — старикам Сайкал и Картанбаю. У них в то время и жил Дюйшен.

Среди ночи раздаётся «гнусавый, утробный вой». Волк! И не один. Старик Картанбай понял, что волки кого-то окружают — человека или лошадь. В этот момент в дверях появляется Дюйшен. Алтынай плачет за печкой от счастья, что учитель вернулся живой.

Продолжение после рекламы:

Весной учитель вместе с Алтынай сажают на бугре две «молоденькие сизоствольные топольки». Дюйшен верит, что будущее девочки в учении, и хочет отправить её в город. Алтынай с восхищением смотрит на него: «горячей волной поднялось в моей груди новое, незнакомое чувство из неведомого ещё мне мира».

Вскоре в школу является тётка с краснорожим человеком, который недавно появлялся в их доме. Краснорожий и ещё двое всадников избивают Дюйшена, защищавшего девочку, и силой увозят Алтынай. Тётка отдала её во вторые жены. Ночью краснорожий насилует Алтынай. Утром перед юртой появляется перебинтованный Дюйшен с милиционерами, и насильника арестовывают.

Через два дня Дюйшен везёт Алтынай на станцию — она будет учиться в ташкентском интернате. Уже отходящему поезду учитель, с полными глазами слёз, кричит «Алтынай!», будто забыл сказать что-то важное.

В городе Алтынай учится на рабфаке, потом — в Москве в институте. В письме она признаётся Дюйшену, что любит его и ждёт. На этом обрывается их переписка: «я думаю, что отказал он мне и себе потому, что не хотел мешать мне учиться».

Брифли существует благодаря рекламе:

Начинается война. Алтынай узнаёт, что Дюйшен ушёл в армию. Больше о нём нет вестей.

Уже после войны она едет в поезде по Сибири. В окне Алтынай видит в стрелочнике Дюйшена и срывает стоп-кран. Но женщина обозналась. Люди из поезда думают, что ей привиделся погибший на войне муж или брат и сочувствуют Алтынай.

Проходят годы. Алтынай выходит замуж за хорошего человека: «У нас дети, семья, живём мы дружно. Я теперь доктор философских наук».

Она пишет художнику о произошедшем в аиле: «…не мне надо было оказывать всяческие почести, не мне надо было сидеть на почётном месте при открытии новой школы. Такое право имел прежде всего наш первый учитель… — старый Дюйшен… я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу-интернат „школой Дюйшена“».

Под впечатлением от истории Алтынай художник думает над ещё не написанной картиной: «…мои современники, как сделать, чтобы мой замысел не просто дошёл до вас, а стал бы нашим общим творением?» Он выбирает, какой из рассказанных академиком эпизодов изобразить на своём полотне.

Человек из ниоткуда

В 1924 году в аил пришел человек в шинели из черного сукна. Это было очень необычно, но еще более странным казалось то, что он предложил сделать местному населению: устроить школу в заброшенной конюшне на бугре. Этого человека звали Дюйшейн, он был убежденным коммунистом.

Если задуматься, очень характерно то, что человек фактически возник из ниоткуда. У него не было родителей. Он был плоть от плоти сын Советской власти, воплощенный идеал человека того времени. Да, у него не хватало образования, но зато это с лихвой компенсировалось душевным жаром и убежденностью в своей правоте.

Первый учитель краткое содержание

Краткое содержание «Первый учитель» Повесть «Первый учитель» Айтматова была написана в 1962 году. В книге описывается непростой период становления советской власти в Киргизии, борьба с застаревшими патриархальными традициями, не дававшими молодежи развиваться и двигаться вперед. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Первый учитель» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы. Главные герои Дюшейн – первый сельский учитель, молодой парень, не очень грамотный, но очень инициативный, любящий свое дело. Алтынай Сулайманова – юная сиротка, умная, способная девочка, полюбившая учебу благодаря своему учителю. Другие персонажи Художник – односельчанин Дюшейна и Алтынай, поведавший их историю. Краткое содержание Вынашивая замысел новой картины, художник никак не мог решить, что именно изобразить на полотне. Не в его правилах было обсуждать замысел полотна с близкими или друзьями, поскольку он и сам не знал, что в итоге получится. Это было так же сложно, как «угадать, каким вырастет ребенок, который сегодня еще в люльке» Но однажды художник решил «поделиться с людьми своими мыслями о еще не написанной картине». Вдохновила его на то история о родном аиле, которая не на шутку растревожила его душу. В казахской деревушке Куркуреу местной достопримечательностью был холм, который «почему-то называли «школой Дюйшена»». Рассказывали, что когда-то давно на этом месте была школа, но теперь уж никаких следов от нее не осталось. Организовал ее местный старик Дюшейн, который в ту пору был юным комсомольцем. Художника пригласили в родной аил «на торжественное открытие новой школы, которую колхоз построил своими силами». Среди почетных гостей была и Алтынай Сулайманова, видный научный деятель. Пожилая женщина «заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу». Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил их тот самый Дюшейн, открывший первую школу в аиле. Над стариком до сих пор посмеивались, поскольку он был не особо грамотным. Эти насмешки стали причиной неожиданного отъезда Алтынай Сулаймановой. Будучи уже в Москве, она прислала художнику письмо-исповедь, с просьбой донести его до жителей родного аила. Эта история произошла в 1924 году. В аил Куркуреу был прислан молодой революционер Дюшейн «для того, чтобы открыть здесь школу и учить детей». В те далекие времена среди простых деревенских людей «такие слова, как «школа», «учеба», были в новинку». Они искренне не понимали, как школа может помочь их детям заработать себе на пропитание. Подавляющее большинство жителей аила были совершенно безграмотными людьми, и именно поэтому они так настойчиво сопротивлялись открытию школы. К счастью, Дюшейну удалось убедить односельчан в том, что грамота очень пригодится детям. Он обратился к ним за посильной помощью – «отремонтировать эту байскую конюшню на горе, надо перекинуть мост через речку, дрова нужны школе». Однако жители, узнав, что Дюшейн за свою работу будет получать жалованье, предложили ему решить все проблемы с этих денег. Дюшейн принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались, и поручали выполнять самую тяжелую работу. Когда школа была готова, Дюшейн принялся обходить дворы, и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюшейну удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу. Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника», отважился обучать грамоте детей. Он разместил учеников на полу на соломе, дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке, выполнявшей роль стола, и принялся за работу. Так бедным киргизским детям, никогда не покидавшим свой аил, неожиданно «открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир». С приходом весны тетка все чаще сетовала на то, что Алтынай до сих пор никто не сосватал. Вскоре ее молитвы были услышаны, и в доме появились сваты. Алтынай узнала, что дядя решил ее продать в качестве жены одному богатому человеку. Это стало известно и Дюшейну, который приютил у себя девочку. Вскоре ему пришлось вступить в драку с «женихом» и его товарищами, которые жестоко избили учителя. Алтынай отвезли в горы, где в возрасте пятнадцати лет она стала женой старого богача. Однако Дюшейн не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем, как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь. Алтынай исполнила завет учителя, и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке, и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю. Заключение Своим произведением Айтматов утверждает, что сильная человеческая воля и вера в свои силы способны противостоять системе и менять жизнь всего общества в лучшую сторону. После ознакомления с кратким пересказом «Первый учитель» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Невежество народа

И конечно, местные жители восприняли эти стремления вновь прибывшего молодого человека в черном настороженно. Они веками жили в степи, и никакое образование им не было нужно. Традиция каменной глыбой стояла за их право жить так, как они привыкли.

Но Дюйшейн неспроста был персонификацией всей реформирующей советской власти. Он не испугался традиции и решил бросить ей открытый вызов. Жители же, когда увидели, что молодого человека переубеждать бессмысленно, оставили свои попытки.

Алтынай

Алтынай – идеальная героиня, «золушка» советского времени. Но самое интересное в том, что в отличие от сказочной истории, читатель верит, что в советское время такое развитие событий вполне возможно: сиротка из степного аила в результате многих усилий стала академиком. Начала с рабфака и пришла в итоге к храму знаний, к альфе и омеге каждого ученого Советского Союза (России) – академии наук. Именно так видит современную ему золушку Ай анализ предполагает именно такой, с параллелями из сказок. Ведь эта повесть – тоже сказка, но грустная и правдивая. Но это было после. Предшествовала же восхождению «золушки» на научный Олимп драматичная история.

В 1924 главной героине было 14 лет. Среди всех учеников она была самой старшей. Кроме того, она была сиротой. Жила у тети и дяди, которые ее не слишком-то любили. Как и классическая Золушка, она много работала и терпела от своей опекунши унижения, а иногда и побои. Так описывает жизнь главной героини в аиле Ай (краткое содержание повести в том числе) дает почувствовать атмосферу гнетущей безысходности детской жизни в селении.

Однажды, когда Алтынай с другими детьми (там были только девочки) собирала кизяк, девочка увидела молодого человека, который трудился и облагораживал будущее помещение для школы. Путь от места сбора топлива (кизяк зимой использовался именно так) проходил через бугор, на котором располагалась бывшая байская конюшня. Дети любопытны, поэтому девочки спросили, что же здесь будет? Дюйшейн им ответил, что здесь будет построена школа. Он также сказал, что когда придет время, и все будет готово, то он обязательно соберет всех детей в округе и будет сам учить их грамоте. Глаза загорелись по-настоящему только у Алтынай. Девочка предложила другим детям ссыпать весь собранный за день кизяк в школе, чтобы им зимой было, чем согреться. Остальные, разумеется, не согласились и потянулись к дому со своими мешками. А Алтынай набралась храбрости и оставила весь свой дневной «урожай» в школе, за что учитель наградил ее благодарной улыбкой. От этого в душе ребенка как будто вспыхнул факел, осветивший и озаривший весь внутренний мир, подаривший надежду. Чтобы хорошо понимать реакцию Алтынай, нужно помнить, что девочка была сиротой, не очень избалованной лаской. И это был ее первый самостоятельный поступок, совершенный вопреки тому, что, возможно, ждало ее дома. Конечно, в полной версии этот момент читать значительно интереснее, ведь так виртуозно владеет пером Ай, краткое содержание которого мы сейчас обсуждаем, дает читателю возможность прочувствовать всю знаменательность события.

Сюжетная линия

История начинается с того, как художник сидит в раздумьях и не знает, что сегодня изобразить на полотне. В голову ничего путного не приходило. Не в его правилах было идти и советоваться с близкими и друзьями по поводу того, что изобразить, так как он сам и не догадывался, какой шедевр из этого получится.

Почему академик сулайманова уехала раньше чем планировала

Однажды художник рассказал историю о родном ауле, которая оказала значительное влияние на его душевное состояние. Именно на эту тему он планировал написать картину.

В одной киргизской деревушке под названием Куркуреу основной достопримечательностью был холм. Местные жители называли его «школа Дюйшена». Оказывается, по словам сельчан, там располагалась маленькая школа, но сегодня на этом месте был пустырь. Построил ее местный житель, комсомолец, парень по имени Дюйшен.

«Без вины виноватые» – краткое содержание пьесы А.Н. Островского

Художник был приглашен в аул на открытие новой школы, которую построили сами местные жители. Среди особо важных гостей присутствовала Алтынай Сулайманова. Сегодня она научный деятель, заведующая кафедрой в известном университете. Пожилая женщина читала лекции, ездила на семинары и работала в академии.

Земляки сделали поздравительные открытки, и их развозил старик Дюйшен, который являлся основателем самой первой школы. Над стариком часто посмеивались, так как он был не особо грамотным. Эти насмешки послужили поводом отъезда Алтынай. Находясь в Москве, она прислала письмо художнику, в котором просила рассказать жителям села необычную историю.

Приезд главного героя

Почему академик сулайманова уехала раньше чем планировала

Все началось с 1924 года, когда в аул прислали молодого парня Дюйшена. Его целью было построить школу и обучить детей грамоте и письму. В те годы у деревенских жителей не было таких понятий, как учеба или школа.

Люди не понимали, как обучение поможет их детям в будущем, и именно поэтому активно сопротивлялись открытию учебного заведения. Спустя некоторое время Дюйшену все-таки удалось убедить односельчан в необходимости обучения. После этого он обратился к жителям с просьбой отремонтировать старую конюшню, привезти дрова и построить мост через реку. Когда люди узнали, что молодой учитель за свою работу будет получать деньги, предложили их и потратить на решение всех образовавшихся проблем.

Знакомство с девочкой

Дюйшену пришлось самому ремонтировать здание. В то время как он упорно трудился, ему посчастливилось познакомиться с маленькой девочкой — Алтынай. Она была сиротой и жила у родного дяди. В доме родственников ее недолюбливали, заставляли выполнять всю тяжелую работу и грубо обращались с ней.

Почему академик сулайманова уехала раньше чем планировала

Когда конюшня превратилась в школу, Дюйшен стал обходить дворы и приглашать детей на учебу. Тетя несчастной Алтынай не хотела отпускать ее, так как она помогала ей по хозяйству. Но молодому учителю все же удалось переговорить с дядей девочки, который дал свое согласие и отпустил Алтынай.

Было удивительно, как малограмотный человек, который сам едва читает по слогам, решился обучать других. Когда дети пришли, мужчина разложил книги на полу, положил по тетрадке и карандашу. Вот так для детей, которые никогда не выезжали за пределы родной деревни, открылся новый мир.

Когда наступила весна, злая и вечно недовольная тетка Алтынай стала жаловаться, что племянницу еще никто не сосватал. Вскоре ее мольбы были услышаны, появились долгожданные сваты. Алтынай узнала, что ее дядька решил продать ее богатому жениху. Об этом она рассказала Дюйшену, который приютил ее у себя. Ему было непонятно, почему родственники решили так рано отдать девочку замуж.

Однажды на пороге учителя появился «жених» Алтынай с друзьями, которые сильно избили Дюйшена. Девушку отвезли далеко в горы, и в пятнадцать лет она стала женой богатого старика.

О трудностях обучения

Современным детям, наверное, сложно понять, почему их ровесники, описанные Ч. Айтматовым, преодолевали такие трудности ради того, чтобы ходить в школу. Но восприятие жизни меняется, когда первая ступень образования превращается из каждодневной рутины, которая тянется, как жвачка, неизвестно зачем и почему, в реальный билет в жизнь. Для детей из аила учеба была способом вырваться из мира невежества, безысходности и беспричинного ежедневного насилия. Особенно это было справедливо в отношении Алтынай.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что учитель Дюйшейн, когда наступила зима и намело огромные сугробы, брал самых маленьких детей на руки и нес на себе до бывшей конюшни, а ныне школы. Убежденный комсомолец преодолевал не только превратности общественного мнения, но и природы.

Живописует проникновенно миг человеческого преодоления в своей повести Ай, краткое содержание его, не может скрыть того, что это произведение – памятник стойкости человеческого духа, а его главный герой – идеал человека, который вызывает симпатию и сейчас, в то время, когда от Советского Союза и его идеологии осталось только воспоминание.

Нежданное замужество Алтынай и избиение учителя

Так и прошло какое-то время. Но тетку Алтынай все равно заедало то, что девочка ходит в школу, а не помогает ей по хозяйству. И она придумала коварный план: выдать девушку замуж за богатых горцев. Здесь всюду выгода: во-первых – деньги, во-вторых – в горах, когда Алтынай будет в чине «второй жены», грамота ей будет не сильно нужна. Таким образом, злобная тетка все же сломит дух гордого ребенка!

Почему академик сулайманова уехала раньше чем планировала
Смотреть галерею

Поэтому в один из дней, когда Алтынай вернулась из школы, она обнаружила тетку в непривычно хорошем расположении духа, а дядю в пьяном виде. Он «под мухой» играл в настольные игры с толстыми мужиками отвратительной наружности. Другими словами, в доме царил праздник.

Алтынай поняла, что ее выдают замуж. Она побежала и рассказала все своему учителю, а тот сказал ей, чтобы она ни о чем не беспокоилась, продолжала ходить в школу и пожила пока у своих дальних родственников, которые обитали в том же аиле. Образ Дюйшена насыщен большим человеческим мужеством. Надеемся, что именно таким задумывал его Ч. Ай – вдохновляющая на подвиги повесть.

Но тетка тоже была не промах. Как-то она взяла с собой крепких парней и нарушила спокойную и благожелательную атмосферу обычного школьного урока. Она задумала забрать Алтынай силой. Учитель, конечно, пытался им помешать, но не смог. Ему сломали ребра, руки, сильно избили, а девочку перекинули через седло и увезли в горы.

Нападение на учителя

Но сочинения не было бы без конфликта. Тетку Алтынай выводило из себя то, что девочка учится грамоте вместо того, чтобы работать дома. Поэтому она решила любой ценой выдать ее замуж за одного из богатых горцев, которые уж точно увезут Алтынай к себе, и она забудет и о школе, и о своем учителе. В повести блестяще выписан образ злобной мегеры – тетки. Все-таки мастером своего дела предстает Чингиз Ай, краткое содержание которого сейчас находится в фокусе нашего внимания, дает почувствовать мастерство филигранной работы мэтра писательского цеха.

Однажды, когда Алтынай приходит из школы, она видит, что тетя с ней непривычно ласкова. Дядя пьет водку с какими-то странными неприятными мужиками в дорогих одеждах. Другими словами, в доме что-то празднуют, но что – непонятно. После торжества к тетке приходила знакомая, и две женщины что-то громко выясняли. Потом тетькина товарка вышла во двор, где была Алтынай, и посмотрела на нее одновременно и зло, и жалостливо. И девочка поняла: ее хотят выдать (продать) замуж за богача.

Алтынай рассказала все своему учителю, а тот уже был в курсе событий. Ему поведала эту историю та женщина, которая была у тетки девочки. Он сказал, что пока Алтынай должна пожить у этой женщины и ее мужа. Девочка должна ходить в школу и ничего не бояться, ибо он поможет ей со всем справиться. В знак серьезности их договора Дюйшейн и Алтынай посадили на бугре, там, где школа, два тополя. Герои не учли только одного – вероломства злодеев.

Однажды во время занятия в школу пришла тетка Алтынай с головорезами, и они силой забрали девочку. Учитель старался им помешать, но его зверски избили и сломали руку. Девочку перекинули через седло и увезли в горы. Очнулась она в юрте своего нового мужа-насильника. Оказалось, что она стала второй женой злодея. Но это был еще не конец. Впереди самый драматичный момент произведения, который психологически точно и достоверно передал Чингиз Ай (краткое содержание крадет у читателя незабываемые эмоции и оставляет ему только сухой пересказ) повествует и о жестокости, и о внутренней силе и вере в себя.

Читать краткий пересказ рассказа Первый учитель Айтматова

Живописец хочет написать картину, но не может решить, что именно изобразить на полотне. Тогда он обращается к своим детским воспоминаниям о казахской деревне, в которой вырос. Местной достопримечательностью был холм, прозванный «школой Дюйшена» из-за того, что в своё время там планировалось построить школу, но план так и не был осуществлён.

Художника пригласили на открытие новой школы. Приехала Алтынай Сулейманова, гордость их деревни, видный научный деятель. Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил письма тот самый Дюйшен, над которым до сих пор посмеивались из-за его затеи с открытием школы, ведь он и сам-то был не особо грамотным. Только Алтынай Сулейманова раскраснелась и спешно уехала. Вскоре все узнали эту историю в деталях.

В деревню приехал тогда еще юный Дюйшен с желанием устроить школу для местных детей. Своими руками он берётся за ветхий сарай, стоящий на холме. Алтынай – сирота, живущая у своей тёти. Девочке в семье не рады, её обижают и даже бьют.

Пришло время сироте отправиться учиться. Именно в школе она и встретила доброго учителя Дюйшена. Мужчина на своей спине переправлял учеников через холодную реку, тогда как прохожие лишь подтрунивали над ним. Весной он вместе с девочкой посадил на тот самом бугре два молодых тополя. Учитель мечтал, чтобы способная девочка получила хорошее образование.

Как-то тётка решила выдать девочку замуж. Злой мужчина с красным лицом увёз девочку к себе в юрту и надругался над несчастной. Дюйшен с милицией сумел забрать Алтынай, а насильника арестовали.

Учитель спешно отправил девочку в Ташкент. Алтынай смогла выучиться и поступила в московский институт. В письме она призналась учителю в любви и что всё ещё ждёт его.

Началась война, и Дюйшен отправился на фронт. Связь между влюблёнными прервалась. Женщина вышла замуж, родила детей, стала доктором наук.

Алтынай не считает себя вправе сидеть на почётном месте при открытии школы, она уверена, что этих почестей достоит лишь Дюйшен. Она решила рассказать эту историю всем землякам и предложила назвать новую школу «Школой Дюйшена».

Живописец понял, что именно сюжет этой истории нужно запечатлеть на полотне.

Это небольшое по своему объёму произведение раскрывает жестокие жизненные устои общества. Главный герой Дюйшен предстаёт перед читателем борцом за справедливость и строителем нового светлого мира.

Голосов: 80
Читать краткое содержание Первый учитель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Алтынай вырывается из лап негодяев и уезжает в город учиться

Утром на следующий день у юрты появляются учитель Дюйшейн и два милиционера. Они арестовывают насильника. Проходит два дня, и Дюйшейн провожает Алтынай на поезд. Она едет учиться в большой город – Ташкент, и жить там в интернате. Их прощание на железнодорожной станции проходит чрезвычайно эмоционально: оба плачут. Когда девочка садится на поезд, Дюйшейн бежит за ним и пронзительно кричит: «Алтынай!» Переживания героев достигают апогея, и у читателя по замыслу автора в этом месте должен произойти катарсис. Советские писатели были сильны, но даже среди них выделяется своих мастерством Чингиз Ай – превосходное сочинение тех времен.

У Алтынай все сложилось просто замечательно: она закончила учебу в Ташкенте, потом поехала в Москву, отучилась на рабфаке, да так, что стала в итоге академиком, доктором философских наук. Она много писала своему первому учителю, писала, что любит его и ждет, когда он к ней приедет. Дюйшейн же так и остался верен своему кредо и не хотел мешать Алтынай учиться, поэтому прервал переписку с ней, о чем девушка горько сожалела. Об этом говорит и один случай.

Эпизод с поездом

Советские ученые много путешествовали. И вот, когда уже Алтынай была маститым доктором наук, она ездила по Сибири с лекциями, и на одном железнодорожном переезде ей показалось, что она видит его – Дюйшейна. Алтынай срывает стоп-кран поезда, бежит к мужчине, но обознается. Так как недавно была война, окружающие люди думают, что в стрелочнике или путейце она признала своего брата или мужа, не вернувшихся с войны. Ее все жалеют.

Причины стыда Алтынай, который охватил ее в начале, становятся понятны, но они все равно не конкретизируются: за что именно ей стало совестно? За то, что она не нашла способа приехать в аил и настоять на своих чувствах к Дюйшейну, или ей все еще больно вспоминать ту историю, которая произошла много лет назад. Так или иначе, но об этом остается только гадать.

Можно, конечно, одобрять или осуждать поступок Дюйшейна (отказ от продолжения переписки и разрыв отношений), но нельзя отрицать того, что все у Алтынай кончилось хорошо. У нее муж, дети. Да, нет любви. Живут люди и без страстных чувств друг к другу, а вот если бы комсомолец пошел на поводу у своих чувств, он мог сломать девушке жизнь. Да и, признаться, повесть как произведение искусства со счастливым финалом была бы так себе. Значит, прав был, как художник, Чингиз Ай вышел из-под его пера практически совершенным.

Повествование Алтынай заканчивается тем, что она обещает художнику завершить все дела в Москве и, как только сможет, сразу же приехать в родной аил и сделать так, чтобы здание новой школы была названо в честь ее первого учителя.

Портрет первого учителя

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *