пьер ришар и жерар депардье биография
Как сложились карьеры и судьбы актёров из комедии «Игрушка» (12 фото)
Пост рекомендуется читать под аккомпанемент знаменитой темы из «Игрушки» Владимира Космы. Па-ра-па-па-рам, па-ра-па-па-рам.
Слева направо: Пьер Ришар в фильме «Счастливчик Александр» (1968), в фильме «Игрушка» (1976) и в спектакле «Мистер Икс» (2021).
Пьер Ришар в детстве и юности.
Судьбоносным для Ришара стал фильм Ива Робера «Счастливчик Александр». Потом Ришар при содействии Робера сам снял и сыграл главную роль в «Рассеянном». Укрепил статус звезды фильм «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972), где сошлись Робер (режиссёр), Ришар (актёр) и Вебер (сценарист).
К 1976 году, когда на экраны вышла «Игрушка», Ришар уже был одним из ведущих комиков французского экрана, и у него уже была своя кинокомпания. И сложившийся экранный образ тоже был. Поэтому французские зрители были озадачены и немного разочарованы «Игрушкой». Они ждали от Ришара больше ужимок и гэгов, а тут вдруг мелодрама, поэтому картина не стала кассовым хитом во Франции. Однако за рубежом, в частности в СССР, «Игрушка» пользовалась бешеной популярностью. В США фильм так полюбили, что сделали на него ремейк с Ричардом Прайором в главной роли. Да и французские зрители чуть позже поняли, что не разглядели шедевр. Критики тоже ругали фильм и Вебера называли никудышным режиссёром, которому лучше было бы оставаться сидеть за пишущей машинкой. Но не финансовые неудачи картины (они отразились на Ришаре, чья компания продюсировала «Игрушку»), ни критика соотечественников не подпортили отношения актёра и режиссёра. Ришар во всех интервью называет «Игрушку» своим самым любимым фильмом. Именно в «Игрушке» Вебер заставил его кривляться поменьше, открыв тем самым в нём новые грани актёрского таланта. А вот что говорил Вебер о работе с Ришаром над «Игрушкой» в 1998 году: «Если при этом я как-то помог ему, то и он, со своей стороны, помог мне снимать кино. На сей счет у нас было полное согласие».
Кадр из российского фильма «Кроличья лапка» (2021).
Сейчас Пьеру Ришару 86 лет. Он продолжает сниматься и играет в театре. Например, в мае на французском ТВ состоялся показ телеверсии спектакля, записанной из-за ковидных ограничений в пустом зале весной 2021 года. Спектакль про пенсионера с богатой фантазии, одиноко живущего в маленькой квартире в многоэтажке, называется «Мистер Икс». В спектакле Ришар не произносит ни слова, а двигается так, будто ему не под 90, а чуть больше сорока.
Ожидается, что Ришар исполнит роль Панорамикса в очередной серии приключений Астерикса и Обеликса. Фильм называется «Астерикс и Обеликс: Поднебесная». А ещё Ришар и Депардье должны воссоединиться в фильме «Умами», выход которого планировался в 2020 году, но теперь отложен на неопределённый срок. Так что Ришар не собирается выходить на пенсию. Помимо кино и театра Ришар, как и его друг Депардье, занимается виноделием. Виноградники Ришара каждый год поставляют вино в лучшие европейские рестораны.
Слева направо: фото Мишеля Буке 1943 года, в роли Пьера Рамбаль-Коше в фильме «Игрушка» (1976) и в роли Ренуара в фильме «Ренуар. Последняя любовь» (2012).
Коренному парижанину Мишелю Буке уже 95 лет. В кино он снимается с 1947 года. А в 1944 году сыграл первую главную роль в театре. В 2019 году Буке официально заявил, что завершает свою сценическую карьеру, а последний на сегодня фильм с его участием «Вилла Каприче» вышел в 2021 году. За долгую карьеру Мишель Буке успел сняться у лучших и знаменитейших французских режиссёров, среди которых Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, Робер Оссейн, Бертран Блие.
Французам Мишель Буке известен ещё как блестящий чтец. Вышедший в 2019 году диск с баснями Лафонтена в исполнении Буке тут же стал классикой чтецкого искусства.
В 2018 году Мишель Буке стал кавалером Большого креста ордена Почётного легиона.
В фильме «Вилла Каприче» (2021) с Нильсом Ареструпом.
Кстати, актриса Кароль Буке просто однофамилица Мишеля Буке.
Как дружили Ришар с Депардье
Один жил в замке, другой – обкрадывал покойников
Суровый громила с каменным лицом и неуклюжий, но чертовски обаятельный недотепа, вечно попадающий в самые нелепые передряги – эта парочка в 1980-х гг. стала главным символом французской комедии. Жерар Депардье и Пьер Ришар познакомились на съемках фильма «Невезучие», который вышел на экраны в 1981 г. Так на свет появился один из самых ярких и уморительных кинодуэтов, который до сих пор обожают зрители.
«Беглецы» – еще одна легендарная комедия в исполнении неподражаемых комиков. Депардье играет бывшего заключенного по имени Жан Люка, который только что вышел из тюрьмы за очередное ограбление банка. Люка решил навсегда завязать с преступностью и прожить остаток жизни как законопослушный гражданин, но не тут-то было. В первый же день на свободе он отправляется в банк, чтобы открыть счет, и именно в этот банк врывается грабитель. Им оказывается безработный неудачник Франсуа Пиньон (Пьер Ришар), у которого недавно умерла жена, оставив на его попечении маленькую дочь. Семье не на что жить, и Пиньон решается на отчаянный шаг, но грабитель из него никудышный. Когда полиция окружает здание, Пиньон берет Жана в заложники. Но комиссар уверен, что настоящий преступник – Люка, который вновь взялся за старое. Теперь бывшему уголовнику придется спасать не только себя, но и своего неуклюжего похитителя, а заодно его дочь, которая после смерти матери перестала разговаривать…
Этот фильм стал третьей и заключительной работой режиссера Франсиса Вебера, в которой снялся дуэт Ришара и Депардье. До этого они сыграли в фильмах «Невезучие» (1981) и «Папаши» (1983). Все три фильма с участием актеров имели колоссальный успех и собрали рекордную кассу.
Сын аристократа и внук рыбака
Когда они познакомились, Депардье было 33, а Ришару – 47. На тот момент оба уже были состоявшимися актерами, но пришли в кино абсолютно разными путями.
Пьер Ришар родился в обеспеченной семье: его отец был текстильным промышленником и потомком французских аристократов. Мальчик вырос в родовом замке на севере Франции. Правда, когда Пьеру было три года, отец разорился и ушел из семьи. Поскольку содержать сына ему было не на что, он отдал мальчика на попечение деда. Сам же папаша, промотав последние деньги, исчез навсегда и сыном более не интересовался.
Дед также не питал к малышу особых симпатий, так как изначально не одобрял брак сына. Поэтому вместо элитной гимназии Пьер отправился в обычный лицей, где учился вместе с детьми простых рабочих. Мальчик много времени проводил со своим вторым дедушкой по линии матери – тот был моряком и часто брал внука порыбачить. Именно он поощрял способности Пьера к актерской игре, в отличие от строгого и чопорного деда-аристократа.
Окончив лицей, Ришар поехал покорять Париж, чтобы стать актером. Там ему удалось поступить на драматические курсы известного французского актера и режиссера Шарля Дюллена. Но в театре Ришару не везло. Красавцем он никогда не был, и из-за специфической внешности ему давали только роли второго плана. Зато у актера была отличная пластика, благодаря чему он мог подрабатывать выступлениями в кабаре, мюзик-холлах и различных кафе.
Наконец, Ришару улыбнулась удача. Она пришла в лице режиссера Ива Робера, который пригласил Пьера на главную роль в комедии «Высокий блондин в черном ботинке» (1972). Фильм имел успех, и через два года последовало продолжение. Это было началом триумфа для Ришара, которому тогда было уже под сорок.
Вскоре он познакомился с еще одним режиссером, который сыграл значительную роль в его карьере – Франсисом Вебером. Оценив комический талант Ришара, Вебер предложил ему сняться в фильме «Игрушка» (1976). Для Вебера это был режиссерский дебют, а для Ришара – счастливый билет. Он идеально вписался в образ неуклюжего Франсуа Перрена. Многие критики до сих пор называют эту роль лучшей в фильмографии актера. По сути, «Игрушка» – это не просто комедия для семейного просмотра, а настоящая социальная драма. Вот что говорил о фильме сам Ришар: «Франсис Вебер стал однажды свидетелем того, как очень богатая семья выбирала своему карапузу игрушку. И они настолько хотели угодить своему ребенку, что готовы были на все. Даже «купить» продавца. История показательная. Поэтому она и запала в душу такому творческому человеку, как Франсис. А когда я прочел сценарий, то понял, что должен сыграть в этой кинокартине».
Однако на этом приключения Перрена только начинались. После успеха «Игрушки» Вебер приступил к работе над новым фильмом — «Невезучие». Тут-то и произошла судьбоносная встреча уморительной парочки.
Заика и уголовник
В отличие от своего знатного коллеги, Жерар Депардье родился и вырос в самой обычной семье. Мальчик появился на свет в небольшом городке Шатору, к югу от Орлеана. Его отец Рене был простым деревенским работягой: сперва трудился на семейной ферме, а потом подался в город и устроился жестянщиком. Не получив никакого образования, он так и остался на всю жизнь неграмотным. Впрочем, это не помешало миловидной девушке по имени Анна Марийе полюбить его и подарить ему шестерых детей (Жерар – третий по счету). Но счастливым их брак назвать было нельзя: постоянного заработка у Рене не было, к тому же он часто выпивал. Дети в семье фактически были предоставлены сами себе. Из-за недостатка любви и строгости родителей у Жерара развилось заикание. В итоге почти все детство он общался лишь жестами и короткими фразами. Учился он хорошо, но проблемы с речью сделали его замкнутым и неуверенным в себе.
Подростком Депардье много времени проводил с друзьями на авиабазе НАТО, которую разместили в его городе. Там он впервые познакомился с американскими фильмами и музыкой. Со временем его поведение в школе ухудшилось, один раз его даже оставили на второй год. Получив свидетельство о неполном среднем образовании, Жерар устроился наборщиком в типографии. Тогда же, в начале 1960-х гг., он занялся боксом. Правда, особого успеха в этом виде спорта не достиг и чаще всего становился партнером для спарринга. В одном из матчей соперник сломал Жерару нос, что придало Депардье еще более суровый вид и принесло популярность среди местной шпаны.
Вскоре Депардье встал на кривую дорожку: продолжая проводить много времени на авиабазе, он познакомился с ребятами, которые воровали оттуда топливо и затем перепродавали. Иногда он помогал своим подельникам раскапывать могилы, чтобы снять с покойников драгоценности, а во время студенческих протестных акций воровал у митингующих часы и деньги. В 16 лет Депардье провел три недели в тюрьме – за кражу автомобиля. Единственным его занятием, помимо воровства, была торговля сигаретами, которые он покупал у американцев и затем перепродавал втридорога.
Кто знает, может, мир и не узнал бы актера Жерара Депардье, если бы не счастливый случай. Осенью 1965 г. один приятель пригласил его поехать с ним в Париж. Жерар согласился. Там Депардье остановился у друга, который учился на курсах актерского мастерства. Некоторое время Жерар слонялся по городу без дела, а когда ему это наскучило, решил ради интереса сходить с товарищем в актерскую школу – просто так, за компанию. Педагог, который вел занятие, заметил юношу и внезапно пригласил его на сцену, чтобы исполнить импровизацию. Жерар справился отлично, и даже проблемы с речью ему не помешали – номер оказался пантомимой. Одобрение преподавателя и студентов вдохновило, и Депардье решил всерьез учиться актерскому мастерству.
Так будущий актер стал студентом Жана-Лорана Коше – одного из известнейших преподавателей театрального искусства во Франции. Коше настолько впечатлил талант Депардье, что он даже не потребовал с него платы за обучение. Кроме того, направил его к логопеду, и тот помог юноше исправить дефект речи, а также откорректировать слух. Весь курс лечения Коше оплатил из собственных средств. Тогда же Депардье с увлечением взялся за изучение французской классики. Так, мало-помалу из грубого и неотесанного разбойника он превратился в рассудительного, утонченного молодого человека.
В 1967 г. состоялся его дебют в картине «Битник и пижон» режиссера Роже Ленара. Но первой серьезной ролью француза стала роль в фильме «Вальсирующие» Бертрана Блие (1974). Кино получилось очень эпатажным: в нем было много сцен секса и насилия. Но зрители и критики высоко оценили эту работу. Впоследствии Депардье продолжил сотрудничать с Блие и снялся в его фильме «Холодные закуски» (1979). Поначалу Жерар воплощал на экране грубоватых парней с тяжелой судьбой, которые решали все проблемы с помощью насилия. В таких работах, как «Барокко», «В сетях мафии», «Вид на жительство», «Ночью все кошки серы», он сумел показать высокий уровень трагизма. Но уже упомянутый выше Франсис Вебер помог Депардье раскрыть его комедийный дар. И оказалось, что этот большой человек с грубыми чертами лица и печальными глазами может быть невероятно смешным – особенно, когда рядом такой недотепа, как Пьер Ришар.
Смешные и трагичные одновременно
Когда Вебер взялся снимать «Невезучих», у него на примете были совершенно другие актеры. Любопытно, что роль Перрена очень хотел сыграть Депардье, но Вебер посчитал, что этот персонаж – не его. А вот Ришар вписался в образ просто идеально. Сюжет фильма закручивается вокруг пропажи девушки по имени Мари – дочери президента крупной компании. Мари страдает хроническим невезением: с ней постоянно происходят какие-то неприятности. Во время отдыха в Мексике девушка попадает в руки к местным бандитам, и отец отправляет на поиски частного детектива (Депардье). Ему предстоит работать в паре с Франсуа Перреном – чудаковатым бухгалтером фирмы, которой руководит отец Мари. Дело в том, что он, как и исчезнувшая девушка – патологический неудачник. Штатный психолог компании выдвигает теорию: и Мари, и Франсуа – фатально невезучие люди, а значит, один может подсказать путь к другому.
Пожалуй, главный секрет успех дуэта Депарье-Ришар – контрастность актеров. Герои Депардье – всегда серьезные, рассудительные, а персонажи Ришара – легкомысленные, доверчивые, непосредственные. И если первый побеждает врагов физической силой, то второй – обезоруживает своим обаянием и наивностью. Кстати, друзья и коллеги Вебера шутят, что образ Франсуа Перрена он списал с самого себя. Впрочем, режиссер этого и не отрицает: «Я всегда был ужасно неуклюж. В армии не мог заправлять кровать, за меня это делали другие солдаты, чтобы я не позорил весь взвод».
Не меньшим успехом пользовались и последующие фильмы Вебера с участием Ришара и Депардье. Второй комедией, где они сыграли вместе, стал фильм «Папаши». В этот раз герои снова отправляются на поиски, но теперь их цель – 17-летний мальчик Тристан, который сбежал из дома. Его мать решает обратиться за помощью к двум знакомым, с каждым из которых в юности крутила роман. А чтобы заинтересовать мужчин в поисках, говорит каждому из них, что он – настоящий отец мальчика.
Здесь мы вновь видим борьбу противоположностей: Жан Люка в исполнении Депардье – грубоватый, самоуверенный карьерист, которому в жизни никто не нужен, кроме работы, а Франсуа Пиньон, сыгранный Ришаром, – ранимый, одинокий меланхолик, которого по жизни преследуют неудачи. Однако постепенно они проникаются искренней симпатией к Тристану, и он тоже понимает, что эти странные «папаши», свалившиеся на него как снег на голову, становятся важной частью его жизни.
В этом фильме особенно интересно наблюдать за игрой Ришара, который при всей своей комичности все-таки остается еще и трагиком. Он – как грустный шут, под маской которого таятся богатый жизненный опыт и боль прошлого. Поэтому все его персонажи вызывают не только смех, но и сочувствие. О Ришаре отлично высказался Вебер: «Он чудесный человек, и в жизни – точно такой же, как на экране. Бегает так же, высоко задирая колени. Он вообще больше персонаж моих фильмов, чем настоящий актер. Не желает исправлять ошибки, считая, что первый дубль – самый лучший. Не понимает, когда я прошу его быть абсолютно серьезным. В комедии актер не должен комиковать. Чем серьезнее Ришар будет в предлагаемых ситуациях, тем смешнее. У него уходило много времени, чтобы понять все это».
Пьер Ришар
Фото Все
Видео Все
Пьер Ришар / Белая студия @Телеканал Культура
Пьер Ришар/Pierre Richard в гостях у Ивана. Вечерний Ургант. (02.02.2016)
Пьер Ришар: нигде меня не ждут так, как в России
Пьер Ришар — биография
Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей – французский киноактёр и кинорежиссёр. Известен по фильмам «Высокий блондин в черном ботинке», «Игрушка», «Невезучие», «Папаши».
Пьер Ришар обладает неповторимым шармом и колоссальным артистическим обаянием. Он был одним из самых популярных французских актёров в СССР. Пик его популярности пришёлся на 1970-1980-е годы, когда на экраны вышли фильмы «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Игрушка», «Невезучие» и «Папаши».
Детство
Пьер Ришар (полное имя — Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей) родился 16 августа 1934 года в Валансьене, в семье богатого текстильного промышленника. Потомок аристократического рода, его отец Леопольд Дефе ещё до рождения ребёнка промотал всё своё состояние, основном делая ставки на скачках. Когда Пьеру было три года, он бросил жену, оставив сына на попечение своего отца, который жил на севере Франции.
Его дед, набожный католик, несмотря на то, что был богат, отдал внука в обычную школу-пансион для детей простых работяг и крестьян. Детей из пансиона только на выходные забирали домой, а всю неделю они находились там. Ришар вызывал неприязнь у детей из бедных семей – его привозили в школу на лимузине, он хорошо был одет. Чтобы завоевать симпатию своих сверстников, он пытался их рассмешить ужимками и небылицами.
Пьер Ришар в детстве
Вне школы ему запрещалось общаться с простолюдинами, тоскливые выходные проходили в особняке деда, обнесённым высоким забором. Единственной отдушиной тогда были его побеги к другому своему деду, который был простым моряком и отличался весёлым добрым нравом итальянца. Они вместе ловили рыбу. Именно ему Пьер поведал о своих мечтах стать актёром. Тот души не чаял во внуке и единственный из всей родни поддержал желание Пьера. Когда Ришару было 12 лет, дед умер. Лишённый поддержки, подросток находил развлечение в том, что стал устраивать импровизационные домашние представления и декламировать стихи. Излюбленным героем этих представлений был Сирано де Бержерак. Домашним нравилось наблюдать за происходящим, но они все были против его стремления стать актёром.
Ришар всё чаще стал сбегать с уроков, чтобы посмотреть в кинотеатре какую-нибудь комедию.
Он увлекался джазом – собирал пластинки и даже самостоятельно пытался научиться играть на трубе. Его кумиром стал американский танцор и комик Дэнни Кэй. Ришар пересмотрел все фильмы с его участием и часто пытался повторить перед зеркалом движения актёра.
Пьер Ришар в молодости
А ещё он был влюблён в актрису Марину Влади и в своих мечтах представлял встречу с ней. Через много лет это произошло, но Ришар так и не признался, что она была когда-то предметом его волнений.
Начало творческого пути
В 18 лет Пьер Ришар ослушался родных и уехал в Париж. Там он посещал драматические курсы Шарля Дюллена (Charles Dullin), а стажировку проходил у Жана Вилара, который возглавлял Национальный народный театр (TNP). В театре Ришару всё время давали второстепенные роли, а ему страстно хотелось самовыражения.
Вместе со своим другом, Виктором Лану, Ришар стал выдумывать небольшие скетчи и выступать с ними театрах-кафе и театрах-кабаре в Латинском квартале. Однажды они показали свои миниатюры в престижном мюзик-холле «Бабино» и сорвали аплодисменты. Актёр неплохо двигался. Он даже чуть было не попал в труппу знаменитого Мориса Бежара. Правда, то, что Ришар показал на просмотре, ничем не напоминало балет, но маэстро отметил пластичность и музыкальность актёра.
В те времена Ришар и сочинил для себя образ нескладного рассеянного недотёпы, который в дальнейшем стал в своём роде его визитной карточкой в кино.
Работая на подмостках кабаре, Пьер Ришар втайне надеялся, что когда-нибудь он попадётся на глаза какому-нибудь режиссёру, который пригласит его в кино. Так и произошло.
Первым опытом Пьера Ришара в кино была эпизодическая роль студента художественной студии в фильме про Амадео Модильяни «Монпарнас, 19» (1958 год). Актёра даже не указали в титрах, но зато он оказался на одной площадке со знаменитым Жераром Филипом, исполнявшим главную роль.
Крёстным отцом Ришара в кинематографе стал режиссёр Ив Робер. Именно он открыл особенного актёра и стал снимать его в своих картинах. Хотя это знакомство стало подарком судьбы, наверное, для обоих.
Пьер Ришар в фильме «Блаженный Александр»
Сначала это был фильм «Блаженный Александр» (или «Счастливчик Александр») (1967 год). Но в 1972 году вышла комедия «Высокий блондин в чёрном ботинке», которая положила начало триумфального шествия героя Ришара Франсуа Перрена по ниве французского кинематографа, поскольку у фильма, снискавшего колоссальную популярность, было продолжение, и не одно. Нелепого чудака Перрена Ришар сыграл пять раз.
Ещё одного чудика, вечно влипающего в разные нестандартные ситуации, Франсуа Пиньона, он сыграл дважды, уже в фильмах Франсиса Вебера.
«Высокий блондин в черном ботинке», «Игрушка» (1976 год), «Невезучие» (1981 год), «Папаши» (1983 год), «Беглецы» (1986 год), «Ужин с придурком» (1998 год) – это всё фильмы, созданные по уникальным сценариям Вебера, ставшего большим другом Пьера Ришара.
Пьер Ришар в фильме «Игрушка»
Именно комедия «Игрушка» принесла Ришару мировую популярность – этот фильм полюбили и в Европе, и в Америке, и в СССР. Идея фильма возникла у Вебера за пятнадцать лет до того, как фильм был снят. Будучи журналистом, Вебер имел привычку подмечать всё вокруг. Однажды у витрины одного универмага он приметил сценку, в которой состоятельные родители потакали всем капризам своего малыша. Был написан небольшой рассказ. А когда этот сюжет попался на глаза Ришару он настоял на том, чтобы Вебер написал сценарий. Эта комедия стала режиссёрским дебютом Франсиса Вебера и продюсерским проектом Пьера Ришара.
На съёмках фильма «Невезучие» сложился неповторимый комический дуэт Ришара и Жерара Депардье. Неловкому неумехе нашёлся уверенный в себе антипод. По ходу фильма персонажи Ришара и Депардье попадают в абсурдные ситуации, благодаря контрастности героев.
В комедии «Папаши», где блистательный дуэт выстрелил снова. Пьер Ришар придал своему герою Пиньону новые черты, которые режиссёр изначально даже не закладывал. Являясь отменным комическим актёром, Ришар всегда играет некий подтекст: его герои не просто смешные, они немного грустные, немного печальные, в них есть какая-то усталость, поэтому они вызывают не только смех, но и сочувствие.
Пьер Ришар и Жерар Депардье в фильме «Папаши»
В 1984 году Ив Роббер и Ришар вновь встретились, на этот раз на съёмках проекта «Близнец». В этой комедии положений актёр исполнил сразу две роли – Маттиаса и его вымышленного брата Маттье, и из-за путаницы с братьями возникает масса смешных нелепых моментов.
В успешные годы Ришара, многие режиссёры французского кинематографа стремились заполучить его в свои фильмы. В 70-е и 80-е годы проблем с предложениями у актёра не было. Особенно удачно Ришар сработался с режиссёром Клодом Зизи в картинах «Он начинает сердиться» (1974 год) и «Не упускай из виду» (1975 год), «Короли шутки» (1985 год).
Не менее успешными были работы Ришара в комедиях Жерара Ури «Укол зонтиком» (1980 год), Эдуара Молинаро «Налево от лифта» (1988 год), Моше Мизрахи «Гвоздоед» (1988 год) с Шарлем Ознавуром и многих других.
Пьер Ришар в фильме «1001 рецепт влюблённого кулинара»
Актёр любит Россию и неоднократно приезжал в нашу страну. Он побывал не только в столице, но и на Дальнем Востоке, Урале, и на Волге, снимался в фильмах «Тысяча и один рецепт влюблённого кулинара» (1996 год), «Лето, или 27 потерянных поцелуев» (2000 год) и в комедийном сериале «Парижане» (2006 год), в котором исполнил роль учителя труда в небольшой деревеньке под Тамбовом с названием Париж.
За главную роль в картине грузинского режиссера Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара» Ришар получил приз кинофестиваля в Карловых Варах.
В 2000-х актёр стал играть совсем невесёлых героев – такими были бродячий артист в фильме «Без семьи» (2000 год) и Робинзон Крузо в одноимённом фильме (2003 год).
Пьер Ришар в фильме «Без семьи»
Актёр уже снимался намного реже, но продолжал выходить на театральную сцену. Со своими постановками он побывал во многих странах. Российским зрителям довелось увидеть спектакли: «Убийство в Вальпараисо» «Пьер и сын» и «Страсти по Ришару» театра «Алеф», в котором Пьер Ришар работает с 1996 года.
В 2015 году, спустя почти 30 лет, актёрский дуэт Пьера Ришара и Жерара вновь порадовал зрителей на премьере фильма «Агафья» по мотивам рассказов А.П. Чехова.
Пьер Ришар и Ришар Депардье в фильме «Агафья»
В романтическом фильме «Мистер Штайн идет в онлайн» (2017 год) актёр сыграл пожилого вдовца, который в социальных сетях находит новую любовь. Сам актёр, по его признанию, далёк от интернета. Он пытался пользоваться Facebook для общения и у него не очень-то получилось, но зато сумел освоить приложение WhatsApp, чем очень горд.
В 2017 году вышла ещё одна картина, в которой снялся Ришар – «Малыш Спиру». Там он играет трогательного дедушку, переживающего за внука, которого грозятся определить в специализированный пансионат.
Пьер Ришар в фильме «От семьи не убежишь»
В 2018 году Ришар снялся в комедиях «От семьи не убежишь» и «Мадам Миллс, идеальная соседка». В 2019 году – в «Старых хрычах» и «Всё из-за девушек». Актёра до сих пор довольно часто приглашают сниматься, но он всё больше отказывается. И виной тому не возраст, а «ужасные сценарии».
Режиссёрские работы
На счету Ришара восемь режиссерских работ.
В 1970 году он впервые выпустил фильм как режиссер и сыграл в нём главную роль. Герой его кинокомедии «Рассеянный» Пьер Малаке похож на тех нелепых персонажей, которых ему предстояло сыграть в фильмах Робера и Вебера.
Режиссер Пьер Ришар на съемках
Бесспорным успехом Пьера Ришара в 1988 году стал документальный фильм об Эрнесто Че Геваре «Расскажите мне о Че». Фильм был представлен на Х фестивале Нового Латиноамериканского кино и горячо обсуждался. В картину вошли воспоминания людей, близко знавших Че Гевару, а также кадры кинохроники. Замысел этого фильма Ришар вынашивал около 20 лет. Он считает, что герой кубинской революции близок ему по духу.
Награды
В 2004 году на Монреальском фестивале комедийного кино «Все ради улыбки» (Just for Laughs) Пьер Ришар получил награду за вклад в развитие кино.
В 2006 году от Французской киноакадемии он получил премию «Почётный Сезар».
Личная жизнь
Личная жизнь Пьера Ришара неизбежно привлекает внимание прессы. Актёр очень влюбчив и рядом с ним всегда находилась очень красивая женщина, которая отвечала ему взаимностью.
Ришар был женат четыре раза. Из них официально только два.
Пьер Ришар и Даниэль Минацолли
Первой женой актёра была балерина парижской «Гранд Опера» Даниэль Минацолли. Они поженились в 1960 и прожили вместе двадцать лет, воспитав двоих сыновей. Оба их сына музыканты. Оливье –саксофонист, выступает в группе «Blues Trottoir», снимается в сериалах и играет с отцом в спектакле «Страсти Ришара». Кристоф – контрабасист. В 1991 году вместе с отцом он снимался в фильме «Витание в облаках». В 2018 году Ришар передал Кристофу бразды правления своей винодельней.
Пьер Ришар с Мюриэль Дюбрюль
После развода избранницей Ришара была актриса Мюриэль Дюбрюль.
Потом он увлёкся марокканкой Айшей.
В настоящее время Ришар женат на бразильской топ-модели Сейле Ласерда. Она младше мужа почти на тридцать лет.
Пьер Ришар с Сейлой Ласердой
Супруги вместе уже двадцать лет, и Пьер всё никак не верит своему счастью. Когда они познакомились, Сейла с трудом говорила по-французски и понятия не имела, что он звезда, потому что не видела ни одного фильма с его участием. Но между ними пробежала такая мощная искра, что влюбленные понимали друг друга и без слов.
С 80-х годов Ришар жил на барже, пришвартованной к берегу Сены. Благодаря Сейле, он продал баржу и переехал в прекрасную квартиру в центре Парижа.
У актёра есть своя кинокомпания «Фиделин фильм», ресторан «Au Pied de Chameau» и виноградник в Южной Франции, который он приобрёл по совету Депардье. На его винодельне производится розовое вино под названием «Chateau bel Eveque». Туда часто приезжают туристы, чтобы купить бутылку с автографом хозяина.
Пьер Ришар с семьей
Ришар является автором нескольких книг: «Маленький блондин в большом парке» (1989 год), «Как рыба без воды» (2003 год) и «Почтовые привилегии» (2008 год). Кроме того, он написал несколько сказок для детей.
У звезды растут три внучки и один внук. Из-за плотной занятости когда-то, он мало времени уделял подрастающим сыновьям. И теперь компенсирует этот пробел общением с внуками, старается видеться с ними как можно больше.
Пьер Ришар и Жерар Депардье
Лучший друг Пьера Ришара — актёр Жерар Депардье.
Его любимый вид спорта – лыжи. Актёр не ездит на автомобиле, а до сих пор, как в молодые годы, гоняет по Парижу на мотоцикле.