пьер мишель судья биография
Французский транзит
Эта фильма мне понравилась. Вот так вот в лоб начинаю пеарить. Нет, тут американского экшена и головокружительной головоломки в сценарии не найдете, хотя и перестрелки, и погони, и мордой наличествуют. Это история про марсельских и американских бандюков 70-х, с которыми борются французские и американские же правоохранительные органы. Главный герой – следственный судья Пьер Мишель. По сути дела, это судебный следователь. Вот что пишут знающие люди:
«Институт следственных судей с теми или иными особенностями существует в настоящее время во Франции, Бельгии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и других странах. Ряд полномочий, характерных для следственных судей, выполняют участковые судьи в Германии. Этот институт ввели Латвия, Литва, Молдова, Казахстан. При этом в большинстве западноевропейских стран, как и в дореволюционной России, следственный судья по традиции является, скорее, судебным следователем, нежели судьей. Так как самостоятельно определяет ход предварительного следствия и по своей инициативе может собирать доказательства».
И еще:
«Следственные судьи ни в коем случае не должны сами вести уголовное преследование, искать и изобличать виновных. Это естественная функция полиции и прокуратуры. Судья призван контролировать как законность, так и фактическую обоснованность возбуждения прокуратурой уголовного преследования. А при недостаточности доказательств он вправе прекратить дело. По завершении следствия, в котором обвинение было доказано, именно следственный судья должен принимать постановление о направлении дела в суд».
Там же пишут, что следственные судьи были и в России до 1917 года, да и в первые годы Советской власти. Более того, в этом году было объявлено, что институт таких судей будет у нас восстановлен.
Вся эта инфа важна, чтобы понять, чем же занимается главгерой «Французского транзита» Пьер Мишель и в чем он там постоянно выходит за рамки своих полномочий, чтобы прижать злодеев к ногтю. А то некоторые пишут что он – «полицейский судья», то звучит довольно нелепо.
Действие начинается в 1975 году, а завершается – в 1981-м. Место – Марсель, а еще немножко Париж и Штаты. Нужно отметить, что 70-е переданы очень достоверно. Мне было очень интересно посмотреть на былую эпоху с ее машинами, одежкой, музыкой и модой. Там даже дискотека есть, вот! Но главное, очень точно передан дух времени, а были те времена какими-то очень солнечными по настрою. Что у нас, что у них. И вот это мне лично очень даже удалось ощутить при просмотре.
Хотя на самом деле на экране постоянно творятся всякие злодеяния и кого-то валят самым преступным образом. Но экшена как не очень немного (это не блокбастер), а кунг-фу нет вообще. То есть молодому контингенту, увы, смотреть почти не на что. Хотя психологическое напряжение часто вполне себе захватывает.
Сама эта история крутится вокруг противостояния судьи Пьера Мишеля и главзлодея Гаэтано «Тани» (ударение на последний слог) Зампа. Это, как принято говорить – антагонисты. Но самое забавное, что внешне – мужики похожи, словно братья. Так что можно и запутаться в ряде эпизодов, кто там кто.
Фабула такая – в 1970-е существовал интересный наркотрафик из Марселя в Нью-Йорк. Это и есть «французский транзит». Французские правоохранители по мере сил борются, но именно что «по мере сил». Бюрократия, коррупция, вот это вот все… Однако в деле очень заинтересованы американцы, благодаря которым вся эта история и завершилась разгромом «французского транзита». Вот так, ежели вкратце.
Фильм начинается солнечно и, можно сказать, жизнеутверждающее – ясный день, море, по шоссе над взморьем несется мотоцикл с двумя седоками… Через минуту один из них пристрелил какого-то мужика в автомобиле. Старательно так, аж из двух пистолетов. Ну и сразу по телеку «ай-яй-яй! разгул преступности в Марселе! наркомафия наступает!». Вот в такой, не побоимся этого слова, тревожной обстановке получает новое назначение марсельский судья по работе с несовершеннолетними гопниками Пьер Мишель. Его бросают на борьбу с «гранд бандитизм» или, по-нашему, с организованной преступностью и, а именно с «французской связью». Мужик молодой, заядлый, за дело берется рьяно. Сразу находит общий язык с полицейскими, работающими как раз по этой теме, и дело у них пошло резво. Правда, крупная рыба соскакивала с крючка да посмеивалась, но Пьер Мишель понял, что раз нельзя взять наскоком – возьмем измором, и стал хватать всех, кто связан с наркоторговлей, следуя простой истине – был бы человек, а вина найдется. Но, нужно отдать должное, действовал он по этой методе очень умело, так что подкопаться к нему было нельзя, а у мафии реально начался головняк. И все было бы хорошо, но в процессе раскручивания дела «французской связи» ретивый судья Пьер Мишель вышел и на организованную банду в полиции Марселя, да в довершение всех проблем – и на самого мэра города… В общем, долго ли коротко, но спустя шесть лет обратились к нему, давно отстраненному от дела «французской связи», коллеги из Штатов с просьбой подключиться к работе, т.к. им за истекший отчетный период удалось таки кое-что нарыть. А времена уже поменялись, во Франции новый президент, а его соратник – бывший мер Марселя стал министром МВД. Ну, думает Пьер Мишель, теперь-то заживем! И заверте…
В общем, на самом деле фильм не столько про преступность и борьбу с ней, сколько про людей. Про времена, когда и полиция, и судьи, и даже бандосы еще оставались людьми, а не превратились в часть безликой Системы, про времена, когда тот же наркотрафик был бизнесом патриархальных криминальных «семей», а не глобальной индустрией в руках спецслужб и транснациональных корпораций. И во «Французском транзите» судьба двух врагов – судьи Пьера Мишеля и мафиози Гаэтано «Тани» Зампа становится хорошей иллюстрацией к тому, как уходят одни эпохи, а им на смену приходят другие. Другие времена, где таким как Мишель и Зампа нет места, ибо они так и не поняли главного — дело даже не в коррупции, а в том, что Система охватила все, включая преступность. В результате обоих приносят в жертву интересам Системы.
Правда, режиссер Седрик Хименес не поставил вопрос ребром, а просто снял историю на основе реальных событий (у французов, по слухам, есть старый фильм про судью Пьера Мишеля, но я его пока не нашел), так что я говорю о собственном видении фильма. Снят он ручной камерой. Актеры – хорошие. В роли главгероя – Жан Дюжарден («Оскар» и «Золотой глобус» 2012 года за лучшую мужскую роль в «Артисте», «Золотая пальмовая ветвь» Канн-2011 за то же). В роли главзлодея – Жиль Леллуш. Дуэт у них получился интересный, хотя могло быть и лучше. Фильм, конечно, не из мировых шедевров, но все-таки я бы рекомендовал его к просмотру взрослым камрадам.
«Фильмы, которые я хочу делать, стоят дорого»
Седрик Хименес о «Французском транзите»
Премьера кино
Фото: ZUMA Wire / ТАСС
На российские экраны вышел «Французский транзит» — высокобюджетный французский триллер о многолетнем противостоянии марсельской наркомафии и бесстрашного полицейского судьи. Сюжет основан на реальных событиях 40-летней давности: циничное убийство судьи шокировало всю Францию. Главные роли в картине сыграли звезды французского кино Жан Дюжарден и Жиль Леллуш. С режиссером фильма СЕДРИКОМ ХИМЕНЕСОМ побеседовал в Париже АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
— Как бы вы охарактеризовали двух главных персонажей фильма — судью Пьера Мишеля и наркобарона Зампа?
— Они враги — один хороший, другой плохой, но в то же время они как братья. Как Солнце и Луна. Они борются друг с другом и идут в этой схватке до конца. Они олицетворяют два разных взгляда на жизнь. Судья Мишель хочет сделать это мир лучше, он принадлежит к левому политическому крылу. Зампа воплощает другой взгляд: надо жить, как живется, пользуясь теми благами, которые идут в руки, ведь мир не исправишь — он был дерьмом, дерьмом и останется. А большинство людей занимают позицию где-то посередине.
— Означает ли это, что героев можно поменять местами?
— Не думаю. Мы как зрители отдаем должное харизме каждого из них, но, конечно, наши симпатии на стороне судьи, тем более что у Жана Дюжардена иключительно положительное обаяние. В сегодняшнем мире, пораженном кризисом и пессимизмом, хочется верить в существование героев. Мы и в жизни предпочитаем честных, смелых людей, даже если они бывают трудными, резкими в общении. Если таких будет больше, мир изменится к лучшему. А кино просто обязано поддерживать веру в героев.
— Как вам удалось сформировать пару экранных антагонистов, чтобы между ними все время ощущалось притяжение и отталкивание, своего рода химия? А в жизни Жан Дюжарден и Жиль Леллуш как относятся друг к другу?
— Дюжарден и Леллуш — большие звезды. Оба беззаветно любят свое дело, кино — это их жизнь, от которой они получают огромное удовольствие. Бывает, что известные артисты играют закадычных друзей, а на самом деле соперничают и ревнуют к славе друг друга. Тут обратный случай: играют врагов, а по жизни большие друзья.
— Вы вдохновлялись «Французским связным» Уильяма Фридкина?
— Мне было шесть лет, когда появилась картина Фридкина. Конечно, я смотрел этот фильм, но в мои планы не входило делать ремейк. «French Connection» — это американская история, «La French» (оригинальное название картины.— А. П. ) целиком вырос из французских реалий, даже если в нем есть эпизод, снятый в США.
— У вас с самого начала было личное отношение к этой знаменитой криминальной истории?
— Я вырос в Марселе, слышал все эти местные легенды, мой отец владел клубом и хорошо знал Зампа. Я давно уже живу в Париже, погружен совсем в другую культуру, но хочу снимать про Марсель. Люблю этот город, который покинул в 19 лет. Знаю многих прекрасных местных актеров. Это один из самых киногеничных городов Европы, напоминает Сан-Франциско. Красивый, но глубоко внутри очень страшный.
— Похоже, вы делали очень личное кино.
— Это правда. И фильмы Джеймса Кэмерона тоже личные, хотя и с большим бюджетом.
— Кино, которое я хочу снимать, стоит дорого. У меня есть проект фильма про Вторую мировую войну. Это тоже должно быть личное кино, но при этом дорогостоящее. Вообще же я не меряю фильмы категориями бюджета. Ты ищешь историю, она овладевает тобою, а потом уже думаешь, на сколько она потянет — на 4 млн или на 40 млн.
— В данном случае потянула на внушительную сумму. Пришлось реконструировать эпоху 1970-х.
— Да, приходишь на площадку: там старые автомобили, стулья, телевизоры, бабушкины кровати.
— И лица под ту эпоху: жена Зампа похожа на Жанну Моро.
— Это ведь еще и юг Франции, не забывайте. Здешние женщины в ту пору были другие, чем сейчас,— очень сексуальные, как Брижит Бардо или та же Жанна Моро.
— Да и мужчины отличались от сегодняшних. Леллуш немного стилизован под Лино Вентуру, а Дюжарден, которого иногда сравнивают с Бельмондо, в этой роли скорее похож на Делона.
— Это были настоящие парни. И не всегда их экранные образы совпадали с реальными характерами. Бельмондо в жизни очень скромный, даже мягкий, а Вентура был сильным и жестким, но оба играли настоящих героев.
— Как был воспринят ваш фильм в мире и во Франции? И какова реакция в Марселе тех, кто был задействован в этих давних уже событиях?
— Мировая премьера прошла на фестивале в Торонто, фильм хорошо прошел во Франции, теперь пойдет в Испании и США. А вот семья адвоката Мишеля отвергла картину. Может быть, их смутила чересчур назойливая реклама Дюжардена, он не исчезал из телевизора, а для них это все навевает тяжелые воспоминания.
— Какова пропорция в фильме между реальными фактами и вымыслом?
— 80% реальных фактов, но есть интимные вещи, которых мы не могли знать и должны были домыслить. Трудно судить, каким Мишель был с женщинами, мы должны были проявить уважение к его личной жизни, но все же рельефно обрисовать характер.
— А как реагировала семья Зампа? И какова была его дальнейшая судьба?
«Французский транзит» — французско-бельгийский криминальный триллер о реальных людях и событиях
Премьера фильма в кинотеатрах Приморья: 28 мая 2015 года
В фильме снимались: Жан Дюжарден, Жиль Леллуш, Селин Саллетт, Мелани Дотей, Бенуа Мажимель, Гийом Гуи, Бруно Тодескини, Федор Аткин, Мусса Мааскри, Пьер Лопез
Французский транзит
La French
Режиссёр: Седрик Хименез
Сценаристы: Седрик Хименез, Одри Диван
Мировая премьера фильма: 10 сентября 2014
Фильм «Французский транзит» основан на реальных событиях 70-ых годов. Это уже не первый фильм, рассказывающий о наркотрафике из Франции в США. В 1971 году американский режиссёр Уильям Фридкин снял фильм «Французский связной», который выиграл пять премий Оскар и вошел в Национальный реестр фильмов США, как одна из величайших кинокартин в истории. Но сюжет фильма 1971 года рассказывает историю синдиката «French Connection» с американской стороны, и главные герои фильма — детективы полицейского управления в Нью-Йорке. А вот в фильме «Французский транзит» будет показана история с французской стороны, где главный герой — следственный судья Марселя.
«Marseille 1975. To stop a dangerous drug lord, you need a dangerous cop
Главный герой фильма — следственный судья Пьер Мишель, который вместе с семьей приезжает в Марсель из города Меца. Его главная цель — навсегда покончить с мафиозной сетью наркотрафика. Практически в одиночку, вопреки советам своего окружения, Пьер Мишель выступает в крестовый поход против мафии…
Это интересно! Так же как и мафиози Гаэтана Зампа, судья Пьер Мишель в фильме «Французский транзит» — реальный человек, боровшийся с наркоторговцами в Марселе. Родился Пьер Мишель в 1943 году, а умер в 1981 году. Точнее, он был убит. И это стало вторым случаем в истории послевоенной Франции, когда судья был убит по приказу преступного мира. До 1974 года Пьер Мишель был профессором естествознания в средней школе в JARNY, а после получения докторской степени в области права Мишель был назначен 31 декабря 1974 года следственным судьей в город Марсель, куда и переехал вместе с женой. Очень скоро он приобретают репутацию самого жестокого и успешного борца с незаконным оборотом наркотиков в Марселе. Вместе с несколькими комиссарами полиции Пьер Мишель начинает использовать новые для того времени методы борьбы с преступным синдикатом. К концу его жизни на их счету было семьдесят арестованных торговцев наркотиками и шесть уничтоженных лабораторий по переработке героина.
Исполнители ролей в фильме «Французский транзит»
Жан Дюжарден — Пьер Мишель
Жиль Леллуш — Гаэтана Зампа
В фильме «Французский транзит» также снимались:
Селин Саллетт — Жаклин Мишель, жена Пьера
Мелани Дотей — Кристин Зампа
Бенуа Мажимель — Джекки Имберт
Гийом Гуи — Джозе Альварез
Бруно Тодескини — Банкир
Федор Аткин — Гастрон
Мусса Мааскри — Фрэнки Манзони
Пьер Лопез — Джон
Бернар Бланкан — Люсьен
Бернар Бланкан
Жорж Нери — Чарльз
Смотрите галерею кадров из фильма «Французский транзит».
Кинокомпании:
Gaumont
Légende Films
«Французский транзит»: криминальная сага с Жаном Дюжарденом
Станислав Зельвенский посмотрел фильм про марсельского судью, который пытается бороться с крупным наркосиндикатом.
Судью Пьера Мишеля (Жан Дюжарден), который занимается делами несовершеннолетних, переводят в отдел организованной преступности. Мишель энергично — порой пренебрегая юридическими формальностями — начинает сажать мелких участников наркотрафика, но никак не может подобраться к марсельскому крестному отцу, неаполитанцу по имени Гаэтан Зампа (Жиль Лелуш).
В фильме Седрика Хименеса, который родился в Марселе как раз во время описываемых событий, тоже много солнца — вопреки традиции полицейского кино считаные сцены происходят ночью. Экспорт героина – бизнес, который хорошо (если так можно сказать про моду 70-х) одетые люди ведут в дорого обставленных квартирах, окруженные красивыми женщинами и приветливыми детьми. Никто ни от кого не прячется, и основные подвиги судьи Мишеля — надо, наверное, оговориться, что во французской системе правосудия судьи активно вовлечены в расследования, — были совершены в мэрии и собственном департаменте, а не где-то на улице. Соответственно, экшена тут, в общем, немного — это больше история про характеры и смачный исторический контекст.
Контекст расписан богато: в «Транзите» есть на что посмотреть и что послушать. Машины и мотоциклы, кожанки и солнечные очки, бачки и квадратные подбородки — любовно воссоздавая эпоху, формалист Хименес (его предыдущий фильм целиком снят на камеры наблюдения) словно возвращается к фетишизму 60-х, отмежевываясь от революционного грязного реализма Фридкина — он смотрит на те события не только с другой стороны океана, но и с противоположной эстетической позиции. При этом француз играет в Скорсезе периода «Хороших парней» и набивает фильм хитами от Blondie до Генсбура; в трогательной сцене бандит пробивается к диджейскому пульту в принадлежащей ему огромной дискотеке и с матом выключает пластинку Ким Уайлд.
Но в том, что касается характеров, а следовательно — и интриги, «Транзиту» трагически не достает веса. Самоирония, которую Дюжарден привносит в свою роль, остается без режиссерской поддержки. Единственное, что придумал Хименес для героя, это губительная страсть к покеру в прошлом — подразумевается, что судья Мишель гоняется за Тани Зампой с таким же азартом. Но это, во-первых, подано слишком в лоб, а во-вторых, сдержанному, обходительному Дюжардену лудомания идет как корове седло. У Жиля Лелуша, впрочем, нет даже такой подпорки: его злодейство оттеняет разве что любовь к семье, показанная с занудными подробностями, как будто бы это что-то необычное для наркобарона из Италии. Хименес явно держал в голове «Схватку»: два харизматичных ровесника по разные стороны баррикад, «мы могли бы быть друзьями» и т.д. и т.п. Но по факту, когда в середине фильма они встречаются ненадолго лицом к лицу, им нечем обменяться помимо каких-то бабских колкостей относительно зарплаты одного и бронежилета другого. Отдельно смешно, что они как будто не замечают, как они похожи в профиль, — к счастью, для этого есть пошляк-оператор и небо, плавно переходящее в Средиземное море.
Как сложились карьеры и судьбы актёров из комедии «Игрушка» (12 фото)
Пост рекомендуется читать под аккомпанемент знаменитой темы из «Игрушки» Владимира Космы. Па-ра-па-па-рам, па-ра-па-па-рам.
Слева направо: Пьер Ришар в фильме «Счастливчик Александр» (1968), в фильме «Игрушка» (1976) и в спектакле «Мистер Икс» (2021).
Пьер Ришар в детстве и юности.
Судьбоносным для Ришара стал фильм Ива Робера «Счастливчик Александр». Потом Ришар при содействии Робера сам снял и сыграл главную роль в «Рассеянном». Укрепил статус звезды фильм «Высокий блондин в чёрном ботинке» (1972), где сошлись Робер (режиссёр), Ришар (актёр) и Вебер (сценарист).
К 1976 году, когда на экраны вышла «Игрушка», Ришар уже был одним из ведущих комиков французского экрана, и у него уже была своя кинокомпания. И сложившийся экранный образ тоже был. Поэтому французские зрители были озадачены и немного разочарованы «Игрушкой». Они ждали от Ришара больше ужимок и гэгов, а тут вдруг мелодрама, поэтому картина не стала кассовым хитом во Франции. Однако за рубежом, в частности в СССР, «Игрушка» пользовалась бешеной популярностью. В США фильм так полюбили, что сделали на него ремейк с Ричардом Прайором в главной роли. Да и французские зрители чуть позже поняли, что не разглядели шедевр. Критики тоже ругали фильм и Вебера называли никудышным режиссёром, которому лучше было бы оставаться сидеть за пишущей машинкой. Но не финансовые неудачи картины (они отразились на Ришаре, чья компания продюсировала «Игрушку»), ни критика соотечественников не подпортили отношения актёра и режиссёра. Ришар во всех интервью называет «Игрушку» своим самым любимым фильмом. Именно в «Игрушке» Вебер заставил его кривляться поменьше, открыв тем самым в нём новые грани актёрского таланта. А вот что говорил Вебер о работе с Ришаром над «Игрушкой» в 1998 году: «Если при этом я как-то помог ему, то и он, со своей стороны, помог мне снимать кино. На сей счет у нас было полное согласие».
Кадр из российского фильма «Кроличья лапка» (2021).
Сейчас Пьеру Ришару 86 лет. Он продолжает сниматься и играет в театре. Например, в мае на французском ТВ состоялся показ телеверсии спектакля, записанной из-за ковидных ограничений в пустом зале весной 2021 года. Спектакль про пенсионера с богатой фантазии, одиноко живущего в маленькой квартире в многоэтажке, называется «Мистер Икс». В спектакле Ришар не произносит ни слова, а двигается так, будто ему не под 90, а чуть больше сорока.
Ожидается, что Ришар исполнит роль Панорамикса в очередной серии приключений Астерикса и Обеликса. Фильм называется «Астерикс и Обеликс: Поднебесная». А ещё Ришар и Депардье должны воссоединиться в фильме «Умами», выход которого планировался в 2020 году, но теперь отложен на неопределённый срок. Так что Ришар не собирается выходить на пенсию. Помимо кино и театра Ришар, как и его друг Депардье, занимается виноделием. Виноградники Ришара каждый год поставляют вино в лучшие европейские рестораны.
Слева направо: фото Мишеля Буке 1943 года, в роли Пьера Рамбаль-Коше в фильме «Игрушка» (1976) и в роли Ренуара в фильме «Ренуар. Последняя любовь» (2012).
Коренному парижанину Мишелю Буке уже 95 лет. В кино он снимается с 1947 года. А в 1944 году сыграл первую главную роль в театре. В 2019 году Буке официально заявил, что завершает свою сценическую карьеру, а последний на сегодня фильм с его участием «Вилла Каприче» вышел в 2021 году. За долгую карьеру Мишель Буке успел сняться у лучших и знаменитейших французских режиссёров, среди которых Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, Робер Оссейн, Бертран Блие.
Французам Мишель Буке известен ещё как блестящий чтец. Вышедший в 2019 году диск с баснями Лафонтена в исполнении Буке тут же стал классикой чтецкого искусства.
В 2018 году Мишель Буке стал кавалером Большого креста ордена Почётного легиона.
В фильме «Вилла Каприче» (2021) с Нильсом Ареструпом.
Кстати, актриса Кароль Буке просто однофамилица Мишеля Буке.